Чем только нас ни призывали голосовать за последние пятнадцать лет: и сердцем, и умом, и душой. Но чем бы мы ни голосовали, жизнь лучше не становилась. Почему? Ответ, как ни странно, банален, словно разговоры о политике бабушек, сидящих на лавках: нас обманывают и от нашего выбора абсолютно ничего не зависит. Но если бабушки это просто чувствуют, то мы можем рассказать, КАК это происходит……

За 5000000 $ можно «арендовать» на 4 года всю Ульяновскую область

РАСЦЕНКИ НА ВЛАСТЬ

Стоимость мэрского кресла в таком городе, как Ульяновск, – приблизительно

1,5 миллиона долларов.

Чтобы заполучить «своего» депутата в Госдуме, спонсорам придется вложить в него не меньше, чем в губернатора, – 5 миллионов долларов.

А ВОТ ДЕПУТАТЫ ЗСО «СТОЯТ» СРАВНИТЕЛЬНО НЕДОРОГО: «ВСЕГО» 30-60 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ.

КОНСТРУКТОР «СДЕЛАЙ САМ»

Сколько стоит губернатор? Да недорого. Если, конечно, мыслить масштабами «политическими». В «коридорах власти» где-то за год перед выборами можно услышать такие разговоры: «Сколько там у Иванова? Два «лимона»? Нет, он не пройдет… У Петрова 3,5? Вряд ли… Вот Сидорову 5 на предвыборную кампанию отстегнули! Это я понимаю – серьезный политический деятель!» Суммы измеряются, конечно же, в долларах. Про рубли «серьезные» политические деятели вспоминают только при распределении бюджета…

Итак, из чего же делаются губернаторы? Где-то за год-полтора до начала выборов в регион наведываются молчаливые люди, которые селятся в дорогих гостиницах и, на первый взгляд, абсолютно ничем не занимаются. Но это только на первый взгляд! На самом деле они – разведчики. Их задача – узнать, стоит ли этот регион того, чтобы тратить на него деньги и бороться за власть. Ага, есть приличный заводик, фабрика, пищекомбинат, чуть-чуть нефти… Стоит!

Затем приезжают аналитики. Их цель – понять, о каком губернаторе грезят местные жители, и подобрать соответствующую кандидатуру. Аборигены хотят крепкого хозяйственника, своего мужика от сохи? Да нет проблем! Отставной военный, с голодной честностью в глазах? Хотят очкастого юношу, умеющего правильно поставить ударение в слове «консалтинг»? Легко! На Руси колоритных типажей пока хватает.

Наконец, кандидат определен. Ему делается предложение, от которого, как правило, никто не отказывается: баллотироваться в губернаторы. «Бабки» наши, речи ваши», – шутят аналитики. За полгода до начала выборов в регионе создается предвыборный штаб. «Рулят» в нем, в основном, пиарщики-москвичи (считается, что только столичные специалисты умеют грамотно «впарить» кандидата электорату). Деньги на «пиар» – это в основном нигде не учтенный «черный нал». Привозят его поездами и самолетами в кейсах, чемоданах, коробках из-под ксерокса – у кого на что фантазии хватит…

Сколько денег? А вот это уже зависит от уровня региона. В такой области, как наша, для того, чтобы «сделать» губернатора, достаточно 5000000 долларов. 60% из них получают местные медиа-воротилы. Заметьте, получают примерно за полгода до выборов, так что большинство политических материалов с этого времени – заказ, хоть на нем и не стоит знака «Оплачено из фонда Васи Иванова». Оставшаяся сумма делится следующим образом: 50-100 тысяч долларов получает каждый из тех самых московских специалистов, на которых держится вся кампания (обычно их немного -3-5 человек). Приблизительно полмиллиона позволяется «украсть» будущему региональному лидеру, который нередко до этого момента всю жизнь жил на оклад в 3 тысячи и теперь, мягко говоря, поражен открывшимся финансовыми перспективами. Остальная сумма идет на оплату услуг исполнителей: сборщиков подписей, агитаторов, расклейщиков листовок…

Вот «машина» и заработала: каждый столб оклеен листовками с благообразной физиономией кандидата, сам кандидат говорит по телевизору умные и правильные слова, подсказанные ему аналитиками из штаба, хвастается своей безупречной биографией, грозится навести порядок. Ну и простому народу обещает помочь… Не проголосовать за него трудно: он действительно прожил честную жизнь. У него действительно честные глаза. И то, о чем он говорит, действительно, наболело…

Кстати, действующие губернаторы под перевыборы точно так же ищут спонсоров, как и другие кандидаты.

САМЫЙ

ДОХОДНЫЙ БИЗНЕС

Итак, давайте определим, что нужно, чтобы «сделать» своего губернатора. Пять миллионов «баксов» и штат соответствующих специалистов. Не помешают, кстати, и хорошие связи в Кремле… Но кто в нашей стране имеет все это? Кто те люди, которые «ставят» и «снимают» губернаторов? Ответ очевиден: олигархи. Да-да, те самые олигархи, которые, как известно, во всем виноваты, и с которыми власть обещает бороться и вроде бы даже борется, причем настолько успешно, что их вроде как уже и вовсе не существует. Но они есть, и считать деньги еще не разучились. Вот и считают: пять «лимонов» в кампанию вкладываешь, а потом…

Как-то я попросил одного местного бизнесмена хотя бы в двух словах рассказать, какой бизнес, на его взгляд, самый выгодный в нашей стране. Бизнесмену и двух слов не понадобилось: «Политика!», – сказал он. И действительно, прибыль от политики потрясающая. Вложив пять миллионов долларов и приобретя власть в регионе, олигарх имеет возможность приватизировать на территории области все, что его душе угодно. А завод, даже самый завалящий, стоит намного больше пяти миллионов. Не надо забывать и о федеральных трансфертах. Ведь это губернатор решает, чья фирма будет их «осваивать»… Для справки: Ульяновская область получает из Москвы по различным федеральным и трансфертным программам около 1 миллиарда рублей в год. За 4 года (губернаторский срок) область получит 5 миллиардов рублей. Вот и посчитайте, какой процент чистой прибыли можно иметь только с этих денег…

Поэтому вновь избранный губернатор, прежде всего, думает не об исполнении обещаний, данных народу, а о том, как отработать «бабки», вложенные в него спонсором-олигархом. Впрочем, особо напрягаться новичку не приходится: ключевые места в новой команде занимают «люди спонсора». Они решают все серьезные вопросы, а работа губернатора сводится к тому, чтобы подписывать те бумаги, которые ему принесут, и раз в неделю объяснять народу «по ящику», почему жизнь лучше не становится. А в качестве «пряника» ему иногда опять же позволяют «закроить» лично для себя пару сотен тысяч долларов.

Впрочем, иногда губернатор пытается «рыпаться», рассуждая следующим образом: «Я уже губернатор и плевать хотел на тех, кому я что-то там должен»… Тогда начинаются проблемы. И не только у губернатора, но и у всей области: Москва вдруг «артачится» с трансфертами, энергетики и газовики становятся удивительно требовательными… Но если строптивого новичка и это не вразумляет, проблему решают другим способом. Убийство магаданского губернатора Цветкова, например, до сих пор не раскрыто…

КОГО БУДЕМ ВЫБИРАТЬ?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте договоримся: ни слова о собственно кандидатах. О них нет смысла говорить. Иванов, Петров, Сидоров… Неважно какая фамилия будет у следующего ульяновского главы администрации. Важно только то, какая финансовая группировка получит власть за его кандидатской спиной.

Предположительно, на следующих выборах основными игроками будут: объединение нефтяных олигархов, группировка Мордашева (УАЗ), самарская группа компаний «СОК», группа бывшего министра внутренних дел Дунаева, ульяновское землячество в Москве, группировка кинодеятеля Никиты Михалкова и, возможно, местные олигархи, которые сумеют достойно конкурировать с иногородними только при условии единодушного объединения… Вот те шахматисты, которые будут двигать фигурки на выборной доске в ноябре-декабре этого года.