Как живешь, глубинка? Плохо! Люди не соврут. Простые люди, а не чиновники, склонные приукрашивать действительность. Кузоватовский район – не исключение. Проблемы здесь те же, что и во всей сельской местности – безработица, безденежье, неустроенность… И все же люди живут, радуются большим и малым событиям, надеются на лучшее.

1.Степень развала – разная

Владимир Николаев из Коромысловки работает в СПК «Путь Ленина» электриком. Рассказ о жизни в родном селе – обычный для нашего среднестатистического крестьянина. Хозяйство чуть держится на плаву, село еле-еле выживает. Животноводство практически ликвидировано. Да и поля засеваются далеко не полностью. Вот, посеяли в этом году озимые, – уже достижение. Говорить о каких-то заработках в СПК даже смешно – живых денег сельчане не видели давно. Кормить семью с двумя детьми удается лишь за счет подсобного хозяйства (Николаевы держат корову, поросят). Молоко и мясо возят продавать в райцентр. Тем и живут…

Подобная картина – почитай во всех хозяйствах района. Только степень развала разная. Если хозяйства в Коромысловке, Баевке, Лесном Матюнино и Смышляевке – на грани ликвидации, то СПК «Приволье» «накрылся» окончательно. И все ж есть приятное исключение.

Село Чириково, СПК «Свияга». С завистью смотрят на чириковцев соседи. Хозяйство твердо стоит на ногах, несмотря ни на что! И не мудрено – Сергей Кузнецов руководит «Свиягой» вот уже двадцать лет. Но одно дело -председательствовать в далеких теперь уже восьмидесятых, когда о селе государство заботилось, и совсем другое – сегодня, среди всеобщего развала, когда о селе не то, чтобы заботиться, вспоминать, похоже, никто не хочет! Наживешь тут проблемы с сердцем, если технику приходится восстанавливать практически из металлолома, удобрения искать, ГСМ, да мало ли забот у председателя, душой за свое хозяйство болеющего?

2. Зарплату – трикотажем

Кузоватовская трикотажная фабрика «Силуэт» бездействовала не один год. Лишь недавно ее удалось запустить после длительной остановки. Сейчас она – филиал ульяновского ОАО «Русь» – предприятия, на 80 процентов частного. Сегодня на фабрике, где когда-то работало 300 человек, трудится лишь 140 работниц. Готовых изделий здесь теперь не выпускают, выполняя лишь «промежуточные» заказы головного предприятия. После ухода прежнего директора Кувшинова, новый директор Наталья Марусина (работавшая ранее главным инженером фабрики) навела, как говорят, порядок. И все-таки предприятие в ближайшее время ждет очередная остановка, поскольку экономические проблемы «достали» и само АО «Русь». Средний заработок работниц – 600 рублей. Вот только выдают их, как правило, трикотажем. А им разве что моль накормить можно…

Маслозавод «Вита». «Все вопросы – к арбитражному управляющему, он находится в Димитровграде» – такими словами из окошка служебной «Волги» приветствовал корреспондента директор предприятия. А кузоватовцы рассказали, что «Вита» остановлена и находится в состоянии банкротства. 20 миллионов рублей долгов «повисло» на ее счетах. Раньше маслозавод производил высококачественные масло, сметану, творог и ряженку, а теперь… подобрались к нему, говорят, самарские бизнесмены…

3. «Лишенцы»

Несмотря на то, что работать в райцентре негде, на учет в районном Центре занятости можно встать только с боем. Собственную нищету еще нужно доказать. Докажешь – получишь пособие по безработице – максимум 600 рублей. И живи, как говорится, ни в чем себе не отказывая…

Вот только как, если квартплата в Кузоватово такая же, как и в областном центре? Так, плата за малогабаритную двухкомнатную квартиру (без горячей воды и газовой колонки) составляет 520 рублей! Деньги с квартиросъемщиков взимают и за балконы, и за земельные участки при доме, и за мифическое «обслуживание» лестничных клеток…

Одна из местных бед – отсутствие перехода через железную дорогу. Дети ходят в школу, пролезая под вагонами поездов. Время от времени это приводит к кровавым итогам – как прошлой осенью, когда под колесами поезда погибла переходившая полотно местная жительница. Обещание построить железнодорожный мост передается от одного главы администрации к другому как эстафетная палочка.

В местном детском доме или, официально, «Государственном общеобразовательном учреждении «Кузоватовская коррекционная школа-интернат 8-го вида», настоящих сирот мало. В основном это – «лишенцы», как их называют для краткости. То есть дети родителей, лишенных родительских прав. А значит почти поголовно – дети алкоголиков. С отклонениями в развитии. Их 9-летняя школьная программа соотносима с обычной 4-летней. Пока их еще по окончании школы принимают в Новоульяновское училище № 8 – по специальностям «маляр», «плотник», «каменщик». Но кто знает, не откажутся ли завтра от их услуг на производстве? Ведь рынок, есть рынок. Кроме питания государство не обеспечивает детский дом ничем. Администрации приходится попрошайничать у местного населения – так и одевают своих питомцев, что называется, с миру по нитке. Уже много лет не осуществляется и ремонт здания. Течет канализация, затапливая нижний этаж. Любая комиссия должна была бы выселить детей из непригодного для жизни детдома, да некуда. Фактически, его воспитанники брошены на произвол судьбы. А из областного центра советуют: ищите спонсоров. Это в сельской-то местности?..

Эти дети – плоды массового алкоголизма на селе. Алкоголизм – плод окружающей безнадеги… Что первично, а что вторично? Задумаешься над этим и понимаешь, что «лишенцы», это не только бесперспективные сироты при живых родителях. По большому счету, при государстве тоже.