В новейшей истории России день 5 сентября 2005 года своеобразной точкой отсчета новой социально-экономической государственной политики. В этот день президент В.В. Путин заявил о начале реализации программы развития четырех приоритетных национальных проектов: “Здоровье”, “Образование”, “Доступное комфортное жилье” и “Развитие АПК”. Президент подчеркнул, что “именно эта сфера определяет качество жизни людей и социальное самочувствие общества”.

Почему это решение не было принято раньше? Действительно, необходимость в выборе приоритетов развития страны назрела давно, но до последнего времени государство российское просто не имело достаточных материальных ресурсов. Сегодня ситуация в стране изменилась в лучшую сторону, российская экономика методом проб и ошибок все-таки сумела в основном преодолеть послеперестроечный синдром и стала набирать обороты. Кроме того исключительно благоприятная ситуация на мировых нефтяных рынках позволила правительству создать существенные золото-валютные резервы и тем самым обеспечить стабильность финансовой сферы. Да и народ, честно говоря, заждался перемен к лучшему. Словом, пришло это время.

В 2006 году на осуществление этих проектов, с учетом федеральных гарантий, выделено 150 миллиардов рублей, а в 2007 году планируется выделение почти 200 миллиардов рублей. Для того, чтобы эти деньги расходовались строго по целевому назначению, была разработана система “сквозного” контроля: федеральные власти – федеральные округа – органы государственной власти субъектов Федерации – местные муниципальные органы.

В настоящее время в Приволжском федеральном округе в рамках Совета при полномочном представителе Президента РФ А.В. Коновалове создана постоянная рабочая группа по мониторингу и контролю над реализацией приоритетных национальных проектов. Одной из задач этой постоянной рабочей группы является определение степени готовности того или иного субъекта федерации к работе по реализации национальных приоритетов. При этом проверяется наличие необходимых документов, выявляются потребности для достижения значимых результатов.

Следующей задачей является мониторинг хода выполнения приоритетных национальных проектов. При этом изучаются вопросы проведения подготовительных процедур: конкурсный отбор претендентов, участие экспертного сообщества в отборе кандидатов.

И третьей задачей этого органа является основной и промежуточный контроль результатов реализации приоритетных национальных проектов. При этом изучаются результаты выполнения мероприятий сетевых графиков федеральными министерствами и органами государственной власти субъектов РФ. Информация о мероприятиях предоставляется как органами государственной власти и управления, так и общественностью.

Президентом России перед всеми государственными органами поставлена задача – не допустить разворовывание бюджетных средств. Поэтому особенно важен контроль целевого и эффективного использования денежных средств с привлечением всех контрольных, надзорных и правоохранительных органов. И такой контроль ведется.

Как идет реализация приоритетных национальных проектов в Ульяновской области, каковы масштабы предстоящей работы?

Итак, приоритет “Здоровье”. Целью проекта является развитие первичной медицинской помощи, в том числе профилактического направления, а также обеспечение населения высокотехнологической медицинской помощью.

Для того чтобы все это стало реальностью, предусматривается:

переход на новые формы оплаты труда врачей, повышение в несколько раз заработной платы врачей и медсестер;

подготовка врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров;

укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи;

укрепление материально-технической базы службы скорой помощи;

иммунизация населения;

выявление и лечение инфицированных вирусами гепатита “В”, “С” и иммунодефицита;

обследование новорожденных детей;

диспансеризация групп риска;

строительство современных медицинских центров;

увеличение квот на проведение сложных операций.

Сегодня поликлиники укомплектованы врачами всего на 56 процентов при коэффициенте совместительства 1,6. Количество врачей общей семейной практики составляет всего 4 тысячи человек на всю страну. Треть врачей участковой службы не проходила специализацию более 5 лет. Пациент в среднем ожидает диагностических исследований 2 недели. Износ медицинского оборудования и санитарного транспорта доходит до 65 процентов.

Для решения этих проблем Ульяновской области в 2006 году будет освоено свыше 235 млн рублей, при этом более 117 млн рублей будут выделены из бюджета области, а остальные средства из федерального бюджета. Свыше 188 млн рублей пойдут на оснащение диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений области, и 47 млн рублей будет потрачено на закупку машин скорой медицинской помощи.

Одна из существенных проблем ульяновского здравоохранения – подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых. Обеспеченность этими специалистами не превышает 40%, а в некоторых муниципальных образованиях составляет ниже 30%. На начало 2006 года дефицит врачей первичного звена в Ульяновской области составил 812 человек. В областном бюджете на 2006 г. выделено 4,5 млн руб. на подготовку и переподготовку специалистов данной категории.

Серьезной остается проблема возврата в регион молодых специалистов в т.ч. обучающихся по целевому набору. При наличии в регионе своего мед. факультета и ежегодного выпуска 130 врачей, реально остаются работать по специальности не более 10%. Одна из главных проблем – в области не проводится системная кадровая работа с молодыми специалистами в муниципальных органах власти. 4 марта губернатором была поставлена задача по разработке кадровых программ в районах, создание условий для молодых специалистов.

В 2006-08 гг. запланировано открытие 27 офисов врача общей практики (сама программа в области должна реализовываться на протяжении 3-х лет). В 2006 году планируется открыть 17 офисов.

Как в Ульяновской области осуществляются денежные выплаты врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей-терапевтов, врачей-педиатров с учетом объема и результатов их деятельности?

В 2006 г. из федерального бюджета на осуществление дополнительных выплат ТФОМС получены денежные средства:

• январь – 10.266.400 руб.;

• февраль – 11.509.400 руб.;

• март – заявка составила 12.569.500 руб.;

Выплаты данной категории специалистов за январь и февраль произведены в установленные сроки. Регистр специалистов ежемесячно корректируется: так за январь прибавилось 100 человек, за февраль 116. На 1 марта 2006г. по регистру числится 1368 человек. Однако выявлены случаи, когда не все специалисты включены в регистр. Проверка показала, что произошло это из-за организационных недоработок в Инзенском и Майнском районах, а также в поликлинике№7 г. Ульяновска

Управлением Росздравнадзора по Ульяновской области была проведена проверка достоверности регистра работников первичного звена. Выявлено, что в Регистр включены медработники, не повышавшие квалификацию более 5 лет.

Приоритет «Образование».

От того, как и чему мы учим своих детей сегодня, зависит то, как мы будем жить завтра. Поэтому руководством страны планируется резко повысить качество образования за счет концентрации экономических ресурсов.

Положение образования в Ульяновской области характеризуется тенденцией к снижению качества предоставляемых услуг, обусловленному падением престижности профессии, отсутствием стимулов повышения качества образования, физическим и моральным износом наглядных пособий, оборудования, оснащения, приближением среднего возраста учителей к пенсионному и низкой оплатой труда.

Из бюджета области на развитие образования в прошлом году было выделено свыше 590 млн рублей, в результате ходе корректировки бюджета было добавлено еще около 60 миллионов рублей. На 2006 год в бюджете области на образование было заложено более 987 млн рублей.

На реализацию национального проекта “Образование” в соответствии с расчетными формулами определения субсидий бюджет Ульяновской области в 2006 году может получить около 178 млн рублей, в том числе:

на поддержку инновационных школ – 29 миллионов рублей (1 миллион на школу по гранту);

на поддержку классных руководителей – 73 900 тысяч рублей;

на поддержку лучших учителей на конкурсной основе – 9 400 тысяч рублей;

на приобретение компьютерной техники, в ходе реализации направления информатизации образования;

на поддержку талантливой молодежи (при этом пока нет возможности просчитать потребность средств в связи с отсутствием четкого расчетного механизма).

В рамках направления «Дополнительное вознаграждение за классное руководство» ведется выплата вознаграждений педагогам, осуществляющим функции классного руководителя. На данный момент выплачены вознаграждения за январь (в сумме 5 млн 673,4 тыс. руб.) и февраль (5 млн 552 тыс. руб.). Общая сумма выплат составила 15 млн 299,3 тыс. рублей.

В рамках направления «Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы», началась работа по приему заявлений от учреждений – участников. Списки конкурсных комиссий, осуществляющих экспертную оценку учреждений, сформированы на муниципальном уровне.

Одним из проблемных вопросов реализации данного проекта в Ульяновской области является то, что программными мероприятиями не охвачены дошкольное, высшее и коррекционное образование.

Срывов утвержденного 3 марта сетевого плана-графика основных региональных мер по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Ульяновской области не происходило.

По осуществлению приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье – гражданам России” положение в нашей области также достаточно напряженное. В очереди на улучшение жилищных условий стоит 23,5 тысяч семей, причем в среднем ожидать своей очереди приходится 20-25 лет, то есть четверть века. Общая потребность населения Ульяновской области в жилье составляет около 10 млн. кв. м, а для того чтобы ее удовлетворить требуется увеличение жилищного фонда на 35-40 процентов. Сегодня есть один реальный путь решения этой проблемы – необходимо всячески поощрять инициативу людей по улучшению своих жилищных условий. Здесь, конечно, могла бы помочь ипотека, но большинство людей не имеют прозрачного дохода и справок по заработной плате, а потому соответственно и не подходят под требования банков. Ипотечные программы коммерческих банков не находят в регионе широкого развития потому, что большинству граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, процентные ставки по кредитам просто непосильны.

Также проблемным вопросом является недостаточность темпов строительства, что приводит к завышению стоимости “квадратного метра”.

В своем выступлении 5 сентября 2005 года В.В. Путин обозначил основные задачи по этому проекту. К 2007 году необходимо обеспечить значительный рост объемов жилищного строительства, по отношению к уровню 2004 года не менее чем на одну треть. Для этого в бюджетах всех уровней, прежде всего, нужно выделить средства на оснащение инженерной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство.

Также необходимо завершить формирование нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг. Правительству Российской Федерации было дано поручение разработать механизм субсидирования ипотечных кредитов, а также значительно увеличить уставный капитал Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию, предоставив ему государственные гарантии.

Для исполнения норм нового законодательства об обеспечении жильем военнослужащих, должны быть согласованы все требуемые документы и обеспечено полноценное функционирование накопительной ипотечной системы. При этом нужно обеспечить широкое информирование населения о предпринимаемых мерах.

Должны быть значительно увеличены расходы федерального бюджета на поддержку молодых семей. Надо помочь решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе. В гораздо больших объемах должны исполняться государственные обязательства по предоставлению жилья ветеранам войн и вооруженных конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан”.

На реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в целом по стране будет направлено: в 2006 году 48,4 миллиарда рублей, в 2007 году – 61,8 миллиарда рублей, а всего – 110,2 миллиарда рублей из средств федерального бюджета.

Но вместе с тем для успешной реализации проекта необходимо софинансирование со стороны регионов и муниципальных образований.

Законом Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2005 год» предусмотрены средства на софинансирование ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» «субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным гражданами на строительство (приобретение) жилья в сельской местности» в сумме 0,4 млн. рублей, на реализацию областной целевой программы «Молодой семье доступное жилье» в сумме 1,2 млн. рублей.

В Законе Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2006 год» в порядке софинансирования федеральных целевых программ предусмотрено 15 млн. рублей на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, 2 млн. рублей на обеспечение жильём молодых семей, на мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности 3 миллиона рублей, кроме того, впервые в областном бюджете предусмотрены средства на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в сумме 18,4 млн рублей.

Объем доведенных лимитов федеральных средств на 2006 год по государственным жилищным сертификатам составил:

для граждан, уволенных с военной службы – 7,7 млн рублей (13 сертификатов);

для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера – 0,7 млн рублей (1 сертификат).

По категориям вынужденные переселенцы и участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф лимиты федеральных средств на 2006 год не доведены.

30 марта Законодательным Собранием области принят Закон Ульяновской области «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2010 годы». Списки молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» будут представлены в Федеральное агентство по строительству и ЖКХ после утверждения порядка предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья.

Согласно положениям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» федеральный бюджет софинансирует лишь 25% суммы субсидии. 75% субсидии оплачиваются из бюджета региона и бюджетов муниципальных образований. Поэтому муниципальным образованиям Ульяновской области, желающим принять участие в программе необходимо предусмотреть в бюджетах средства на софинансирование выплаты субсидий и принять муниципальные программы «Обеспечение жильем молодых семей» в срок до 31 мая 2006 года.

К сожалению, Законом Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2005 год» не было предусмотрено выделение средств на развитие ипотеки. Не предусмотрены они и в Законе Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2006 год».

Проблема вхождения области в процесс софинансирования реализации этого национального приоритетного проекта заключается в том, что выбор регионов для участия в проекте будет осуществляться не пропорционально, а на так называемой «конкурсной» основе. Поэтому нашему региону будет значительно сложнее пробиться в число победителей, чем, к примеру, нашим более богатым соседям из Татарстана или Самарской области, которым будет гораздо легче выполнить указанных в подпрограммах условия.

Главные риски реализации данного приоритетного проекта в Ульяновской области состоят в нехватке средств регионального бюджета на реализацию мероприятий, предусмотренных приоритетными национальными проектами и низкой платежеспособности населения.

Следующий национальный приоритет – «Развитие АПК». Все то, что говорилось по этому проекту Президентом России, является актуальным и для Ульяновской области.

В животноводстве области, наряду с имеющимися положительными тенденциями, все еще сохраняются кризисные явления, проявляющиеся в сокращении поголовья скота, снижении производства продукции животноводства и как следствие – повышении зависимости области от поставок импортного мяса.

За период с 1991 по 2004 годы поголовье КРС во всех категориях хозяйств области сократилось примерно в 3 раза. В два с лишним раза уменьшилось производство молока, производство мяса сократилось почти в 4 раза. Остается тяжелой ситуация в животноводческой отрасли, особенно в сельскохозяйственных предприятиях: несмотря на все усилия не удаётся остановить процесс снижения поголовья животных.

Для улучшения ситуации в животноводстве крайне необходимы значительные финансовые вливания. Отсутствие финансовых ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях ограничивает, а то и просто лишает их возможности приобретения современных машин и оборудования, применения эффективных технологий в производстве и ведения целенаправленной селекционной работы. Обновление материально-технической базы животноводства практически не ведется, износ производственных фондов достиг уровня катастрофы – 90 процентов. И как следствие этого – чрезвычайно низкая производительность труда в животноводстве, убыточность. Особенно сложная ситуация при производстве мяса крупного рогатого скота, где уровень рентабельности имеет отрицательное значение – 32,5 процента. То есть чем больше производишь, тем больше несешь убытка. При таком положении дел в отрасли невозможно вести даже простое воспроизводство, не говоря уже о расширенном.

Исходя из анализа ситуации департаментом сельского хозяйства Ульяновской области разработан областной приоритетный национальный проект «Развитие АПК», в котором основными направлениями развития АПК являются ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе.

На реализацию всех мероприятий, намеченных проектом, в 2006 году предусматривается выделение субсидий из областного бюджета на сумму свыше 17 млн рублей, и почти 170 млн рублей из федерального бюджета.

Согласно расчетам реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» позволит Ульяновской области увеличить к 2008 году производство молока на 5,5 процентов, производство мяса на 7,5 процентов, объём реализации продукции, производимой ЛПХ, КФХ на 10 процентов.

При составлении проекта учтены такие важные факторы как риски убытков по причине неблагоприятных погодных условий и отсутствие достаточной залоговой базы у сельхозтоваропроизводителей. В настоящее время вырабатывается механизм обеспечения залоговой базы за счет бюджета области.

20 февраля заключено Соглашение о сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Ульяновской областью по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Соглашение предусматривает увеличение производства молока к уровню 2005 г. на 2,7%, в 2007 г. – на 5,6%; производства мяса, соответственно, на 3,6% и 7,5%; увеличение объема реализации продукции, производимой в ЛПХ, КФК на 3,9% и 8,3%. Предусматривается создание в течение двух лет 12 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ввод жилья ежегодно по 8,6 тыс. кв. м и улучшение жилищных условий 395 молодых специалистов (и их семей) на селе.

22 февраля Конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства РФ из 51 представленного Ульяновской областью проекта отобраны 5. Сумма кредитования утверждена в размере 508,2 млн рублей (ранее планировалась сумма в 1,3 млрд руб.). В настоящее время в министерстве решен вопрос о том, что еще 4 бизнес-проекта включены в программу, но в пределах доведенных лимитов.

В утвержденный Министерством сельского хозяйства РФ перечень объектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) по Ульяновской области вошли следующие объекты:

Наименование хозяйства Тип проекта Сроки реализации

КФХ «Воля»

Модернизация свиноводческого комплекса

2006г.

СПК «Прасковинский» Строительство молочного комплекса

2006-2007гг.

КФХ Кузнецова Е.М. Модернизация молочного комплекса

2006г.

ООО «Хлебороб» Реконструкция молочной фермы

2006-2007гг.

ОАО «Ульяновскмолпром» Строительство и реконструкция молочной фермы

2006-2007гг.

ООО «Симбирский бекон» Реконструкция свиноводческого комплекса

2006-2007гг.

ООО «Стройпластмасс-Агропродукт» Реконструкция животноводческой фермы

2006-2007гг.

ООО СКИК «Новомалыклинский» Реконструкция свиноводческого комплекса

2006-2007гг.

ОАО СПП «Дивный-нефть» Реконструкция животноводческой фермы

2006г.

На 2006 год для Ульяновской области установлен объем субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, привлеченным на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов в сумме 36,46 млн рублей и на возмещение части затрат на уплату процентов на развитие малых форм хозяйствования – 26,0 млн.рублей.

В ОАО «Росагролизинг» прошли экспертизу на покупку племенного скота на условиях лизинга СПК им. Крупской на сумму 6,4 млн рублей, ПАО «Стройпластмасс-Агропромпродукт» на сумму 4,2 млн.рублей.

17 марта подписано Соглашении о взаимодействии по финансированию мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства между Департаментом сельского хозяйства Ульяновской области и Минсельхозом РФ. Из областного бюджета предусматривается выделение субсидий на возмещение части затрат для уплаты процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие животноводства – 18,5 млн рублей, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие малых форм хозяйствования в АПК – 1,5 млн. рублей.

23 марта Ульяновский филиал «Россельхозбанка» начал кредитование владельцев ЛПХ. В Новоспасском районе 17 владельцев ЛПХ получили кредиты на сумму 3,03 млн рублей. В Чердаклинском районе 1 КФХ – 0,77 млн. рублей.

Конечно, всегда найдутся те, кто скажет – мало, нужно больше. Кто бы спорил, однако хорошо известно, что наши желания всегда опережают наши возможности. Великое дело возрождения России начато и нужно помнить, что его успех зависит в какой-то мере и от каждого из нас.