Оползень, грозит ли он нам?

В прессе идет дискуссия по поводу того, можно ли возводить «Ленинские горки» в парке имени Свердлова или нельзя, и к каким последствиям это строительство приведет.

«особенно крупных оползневых явлений следует ждать на Волжском склоне у северной части города, где берег не имеет защиты от волнобоя на Куйбышевском водохранилище», – писал в книге «Оползни Ульяновска и опыт борьбы с ними» доктор геолого-минералогических наук Игорь Рогозин еще в 1961 году. К сожалению, его слова могут оправдаться в любой момент.

Хотя и построено теперь берегоукрепление из тетраподов (бетонных блоков) протяженностью чуть более одного километра на участке между улицами Юности и Тухачевского, но одной этой защиты не достаточно для того, чтобы его уберечь. В створе улицы Тухачевского за 40 лет тетраподы сместились на 50 метров. Это говорит о том, что Волжский склон продолжает «ползти», и сейчас он на 80 процентов состоит из оползней. Такая тревожная ситуация складывается из-за отсутствия противооползневых сооружений, которые бы укрепляли сам склон.

Для защиты Ульяновска от оползней специалисты из Ульяновского муниципального казенного унитарного предприятия противооползневых работ и проектного института «Гипрокоммунстрой» рекомендуют провести террасирование Волжского склона. Причем располагать террасы следует таким образом, чтобы можно было перехватить воду из водоносного горизонта дренажом и по водоотводящим сооружениям отвести в Волгу. Сами по себе террасы неплохо было бы превратить в лужайки, в прогулочные зоны или же вообще сделать их местом отдыха жителей Ульяновска и гостей города. Кроме того, сам склон должен быть засажен травой, но ни в коем случае не деревьями.

Валентин Иванович Кочергин, директор противооползневой службы Ульяновска, утверждает, что травяной покров гораздо лучше способствует защите от оползней. Он приводит такой пример. В Ульяновском районе недалеко от Ишеевки был крутой склон, на котором росла трава, деревьев не было. Никаких оползней там не наблюдалось. Несколько лет назад его отдали садоводам, и спустя всего три года после получения заветных соток люди стали обращаться в противооползневую службу с одной и той же жалобой: «Ползем!». Такое изменение произошло из-за того, что был нарушен дерновый покров, по которому вода скатывалась вниз по склону и не способствовала образованию оползней. С появлением деревьев на садовых участках почва перестала просушиваться: листья не пропускали лучи солнца, вода стала накапливаться под землей, и, соответственно, поднялись фунтовые воды. Результат, как говорится, налицо.

Можно вспомнить и горнолыжную трассу, располагающуюся рядом с областной филармонией, там склон гораздо устойчивее, чем на всей остальной территории. «Ленинские горки», которые планируется построить в парке имени Свердлова, не повлекут за собой появление оползней, а наоборот, ожидается, что они будут способствовать укреплению Волжского склона. Тем более, что застройщики обязуются выделить на противооползневые сооружения около 11 миллионов рублей и будут следить за их эксплуатацией, иначе спуск может быть деформирован.

Несанкционированное соответствующими службами строительство и в наше время приводит к оползням. В районе переулков Сенгилеевского и 2-го Кирова ведется коттеджная застройка, хотя этот участок не имеет ни ливневой, ни фекальной канализаций. В результате осенью 2005 года произошел местный оползень из-за обводнения грунта. На его ликвидацию средств не нашлось ни тогда, ни сейчас, только провели временное мероприятие. В районе улицы Галактионова уже снесли из-за оползней несколько домов.

Почему не ведется борьба с оползнями? Ответ простой: не хватает денег. Сегодня средств выделяется в 10 раз меньше, чем положено по нормативам отпускать на тот объем территории, который есть в Ульяновске. Оползневыми считаются 24 километра Волжского склона, начиная от Поливно и заканчивая поселком имени Карамзина, и семь километров Свияжского склона от улицы Свияжской до микрорайона «Искра», включая Соловьев овраг и долину реки Симбирка. Чтобы защитить эти участки от оползней и укрепить их, нужны даже не миллионы, а миллиарды рублей. Ни город, ни область таких средств найти не смогут, остается надеяться, что в правительстве России обратят внимание на эту проблему и хотя бы частично профинансируют противооползневые работы из федерального бюджета.

А пока идут работы только по эксплуатации уже имеющихся сооружений. Подана заявка на текущее содержание инженерной защиты, в том числе на текущий и капитальный ремонты и реконструкцию. На 2007 год противооползневая служба уже запросила 104 миллиона рублей из бюджета города, а сколько будет выделено на защиту от оползней в реальности, покажет время.