Александр Залужный.
Сопредседатель Совета по независимым
экспертным исследованиям ИЭА РАН,
доктор юридических наук,
кандидат философских наук.
Согласно статье 14 Конституции РФ и ст. 4 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Обеспечение государством светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях означает исключительную прерогативу государства в организации государственной и муниципальной системы образования, в определении направленности и содержания этого образования, недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы.
В этой связи особо необходимо остановиться на том, что по просьбе Русской Православной Церкви рабочей группой Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации предлагалось дополнить ст. 4 Закона (Государство и религиозные объединения) п. 2.1., предусматривающим, что учебные программы и учебно-методическая литература курсов по истории и культуре религии в рамках образовательных программ начального и общего основного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях согласовываются с уполномоченными органами соответствующих религиозных организаций .
В то же время в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления (п. 5, ст. 4 Закона). Поэтому введение такого положения представляется противоречащим конституционному принципу светскости государства и тому, что религиозные объединения согласно Конституции РФ и Закону отделены от государства.
Государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Эта общая для всех негосударственных и немуниципальных школ норма обеспечивает получение детьми обязательного образования, предусмотренного частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации. Необходимо отметить, что получение поддержки связано с соответствием образования, даваемого учреждением, государственным образовательным стандартам.
Согласно статье 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. При этом из принципа отделения религиозных объединений от государства следует, что вопросы религиозного образования – это частное дело самих граждан и религиозных организаций. Государство не должно обеспечивать или регламентировать получение религиозного образования.
Социологические исследования, проведенные учеными кафедры религиоведения РАГС показывают, что сторонники и противники преподавания религии в светской школе ссылаются на данные социологических опросов родителей, учителей, учащихся либо населения в целом. При этом по данным одних сторонников обучения религии в светской школе 60 и более процентов, по данным других – только 10-13%. Причину такого разброса мнений независимые исследователи видят в контексте самого вопроса.
В первом случае при постановке вопроса о желательности обучения детей религии «порой не указывается, что речь идет именно о государственной школе». Во втором случае «респондентам предлагается выбор: преподавание Закона Божьего («Основ религии») в школе в сетке основных часов; преподавание Закона Божьего факультативно во внеучебное время; обучение основам религии в воскресных школах при общине; преподавание научных знаний о религии (религиоведения). И тогда оказывается, что за обучение религии в школе высказывается незначительное меньшинство опрошенных, а примерно половина ратует за преподавание знаний о религии, т.е. научного религиоведения» .
На таблице отражены в процентах мнения респондентов по вопросу
о введении в государственных учебных заведениях преподавания религии, полученные Исследовательским центром «Религия в современном обществе» ИКСИ РАН в 2004 г. Как представляется они в полной мере отражают реальные настроения в обществе в настоящее время.
Как видно из таблицы, за обязательное преподавание религии в государственных образовательных учреждениях выступает меньшая часть опрошенных, причем разброс между значениями данного показателя в различных конфессиональных группах пятикратный. Примечательно, что если у представителей христианских конфессий процент респондентов, выступающих за присутствие религиозных предметов в учебных программах, практически одинаков, то в нехристианских конфессиональных группах данный показатель существенно ниже: у мусульман – на 5-6%; у буддистов – более чем вдвое; у иудеев – в пять раз.
Можно предположить, что в данном случае играет роль опасение конфессиональных меньшинств по поводу принудительного навязывания им «религии большинства» через государственную образовательную систему, причем в иудейской группе подобные страхи усиливаются гипотетической возможностью придания религиозным учебным предметам антисемитской направленности. Конфессиональные группы, представляющие российские христианские меньшинства (католики и протестанты), подобным опасениям, видимо, подвержены меньше.
Треть и более респондентов во всех конфессиональных группах выступает за допустимость преподавания религиозных предметов на добровольной основе вне основной учебной программы. Наиболее высокий показатель демонстрируют здесь буддисты, за которыми следуют православные и католики. Остальные группы имеют сходный показатель в пределах 30%.
Меньший процент опрошенных выступает за введение в учебные программы религиоведческого курса, содержащего сведения об основных религиях и не имеющего ярко выраженной конфессиональной ориентации. Наиболее высок этот показатель в иудейской группе, где данную позицию поддерживает почти треть респондентов, тогда как самая меньшая поддержка этого предложения – в протестантской группе.
Еще меньшая часть респондентов выступает за то, что религиозные предметы вообще не должны преподаваться в государственных учебных заведениях. Наивысший показатель здесь наблюдается также среди приверженцев иудаизма, за которыми следуют мусульмане. Самый же низкий процент – в католической группе.
С другой стороны, представляются находящимися вне правовой сферы соображения о том, что Закон «Об образовании» «не провозгласил научно-материалистический, объективный характер образования в качестве одного из принципов государственной политики в области образования», чем, по мнению некоторых авторов, «сузил возможности атеистического воспитания и светского образования учащихся, особенно в сфере получения ими гуманитарных знаний» .
Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. В соответствии со ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Родители (ст. 61 Кодекса) имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Наиболее сложным в данной норме является учет права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания, когда этот вопрос встает в связи с его возрастом и правами и обязанностями родителей по его воспитанию. Во всяком случае, право и воля родителей не должны переходить в насилие над ребенком. Вместе с тем из пункта 5 статьи 3 настоящего Закона можно сделать вывод о том, что с 14 лет ребенок самостоятельно решает вопрос о своем отношении к религии .
Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. При этом учреждения профессионального религиозного образования могут быть созданы только централизованными религиозными организациями (ст. 8 и 19 Закона), а общеобразовательные учреждения и другими религиозным организациям.
По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Данная норма определяет, что обучение детей религии организует не государственное или муниципальное образовательное учреждение, а религиозная организация, то есть зарегистрированное юридическое лицо, у которого возникают отношения с родителями по вопросам религиозного образования детей.
Министерством образования Российской Федерации 1 июля 2003 г. издан приказ № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» , который предписывает администрациям государственных и муниципальных образовательных учреждений при предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ учитывать следующее:
Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.
Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
Используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия, включая аудио- и видеоматериалы, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.
Религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, сопровождаемой выдачей временного свидетельства о государственной регистрации, в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», не пользуются правами, предоставленными п. 4 ст. 5 указанного Федерального закона.
В целом же, по нашему мнению, решение комплекса проблем, связанных с внедрением тех или иных форм обучения религии в светской школе, представляется крайне сложным и неоднозначным. В связи с острыми идеологическими спорами в обществе о возможности обучения теми или иными религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, вызывающими не только межконфессиональную напряженность, но и перемещающими этот правовой вопрос в сферу политического противоборства, необходимо указать на имеющийся принципиально иной путь решения данной проблемы. Он вытекает из упоминавшегося ранее пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которым государство оказывает религиозным организациям помощь в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Реализация на практике этого положения Закона, как представляется, дала бы возможность поднять уровень образования в данных учреждениях и таким образом облегчить получение ими лицензий на право ведения образовательной деятельности. А также предотвратить возможное развитие ситуации, когда произвольно перенесенное в российскую действительность благое намерение предоставить религиозным организациям право обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях сначала может привести к дифференциации обучающихся по признаку отношения к религии (или конкретному вероисповеданию), а впоследствии к разделению по национальной принадлежности.