Нина Володина

профессор Московского университета МВД России,

доктор философских наук.

Государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации: взаимоотношения органов управления власти с религиозными объединениями

В начале ХХI в. российское государство пытается создать целостную научно обоснованную концептуальную модель своей политики в сфере свободы совести и вероисповедания, преодолеть методы авторитарно-административного регулирования деятельности религиозных объединений. Поэтому важно предполагать, что философско-правовые основы вероисповедной политики государства будут вносить те или иные изменения, приближающее регулирование вопросов о свободе совести к общепризнанным международным образцам. Важно при определении того, что и как надо изменять, осмыслить и практически учесть уже состоявшийся опыт (положительный и отрицательный) вероисповедных реформ в России в 90-х гг. ХХ в. Важную роль осуществления государственной политики в сфере отношений государства и религиозных объединений принадлежит исполнительным органам власти.

К ним следует отнести, в первую очередь, созданные при федеральных органах власти структуры, представляющие собой многообразные организационно и функционально не связанные коллегиальные, такие как Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и Комиссию по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, а также подразделения и отдельные должности по связям с религиозными объединениями в различных ведомствах.

Их воссоздание началось после прекращения деятельности Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР в 1990 г. В первую очередь этому способствовало растущее взаимодействие религиозных объединений с органами исполнительной власти по разным вопросам жизнедеятельности.

Так, в Министерстве культуры РФ была введена должность советника по вопросам конфессий аппарата Министра (позднее переименованная в должность специалиста по связям с общественными и религиозными организациями Управления по связям с регионами) , который консультировал сотрудников Министерства по вопросам реализации прав тех или иных конфессий в их притязаниях на передаваемое движимое и недвижимое имущество религиозного назначения, являющееся памятниками истории и культуры и т.д.

В Министерстве образования РФ специалисты по связям с религиозными объединениями выделены в отделе гуманитарных дисциплин Управления развития общего и среднего образования. В их обязанности входило обеспечение надзора со стороны Министерства за организацией во внеурочное время религиозного образования на базе государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также разработка типовых программ для историко-философских, культурологических и религиоведческих дисциплин.

В Министерстве РФ по труду и социальной защите населения создано управление по общественным и религиозным связям, которое развернуло активное взаимодействие с религиозными объединениями в области социального служения и организации благотворительной помощи в среде пенсионеров, инвалидов, малоимущих граждан.

В Министерстве юстиции РФ учрежден отдел регистрации религиозных объединений, а в Министерстве РФ по делам национальностей и федеральным отношениям – в соответствии с последней реорганизацией Министерства национальностей (в 1998г.) – отдел по связям с национальными и религиозными объединениями ориентированный, исходя из Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, на возрождение национальных обычаев, традиций и обрядов. Поэтому работа этого отдела нацелена в основном на религиозные объединения республик Российской Федерации.

Многообразие подразделений приводило к тому, что решение возникающих проблем в практике взаимодействия государственных структур с религиозными часто носило несогласованный характер из-за разного ведомственного подхода (например, вопросы передачи культовых зданий-памятников истории и архитектуры находятся в совместном ведении Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Министерства культуры Российской Федерации, у которых существует разный взгляд на решение этих вопросов. При организации паломничества мусульман в Мекку пересеклись интересы Министерства национальностей и Министерства иностранных дел России).

В последние годы в федеральных министерствах и ведомствах создаются организационно-управленческие структуры по взаимодействию с религиозными объединениями. Первые рабочие контакты, периодические совместные мероприятия постепенно обретают качественно новую правовую основу – соглашения о сотрудничестве между министерствами и религиозными организациями. Бесспорным лидером среди последних является Русская православная церковь. Например, в Соглашении между Министерством здравоохранения и Церковью (март 1996 г.) определяются следующие направления взаимодействия; развития услуг в сфере оказания медико-социальной помощи; создание в установленном законодательством порядке условий в стационарных учреждениях здравоохранения для выполнения православных обрядов; разработка правовых актов по вопросам медико-социальной помощи и т.д.

Более 70 территориальных органов управления УИС (уголовно-исполнительной системы) заключили совместные договоры с местными епархиями; за исправительными учреждениями для пастырских посещений закрепляются конкретные священнослужители; создаются условия для духовно-нравственных и просветительских бесед в рамках Воскресных школ. На страницах ведомственной печати, в многотиражных газетах для осужденных печатаются материалы на религиозно-нравственные темы. Патриархом Московским и всея Руси Алексием П и Министром внутренних дел Российской Федерации 30 августа 1996 г. было подписано «Совместное соглашение» в котором специальный раздел посвящен исправлению и перевоспитанию преступивших закон граждан.

Совместное заявление, подписанное Патриархом Московским и всея Руси Алексием П и Министром обороны Российской Федерации П.С. Грачевым, полномочно представляющие Русскую православную церковь и Российские вооруженные Силы, ( 2 марта 1994 г.). , а затем и Соглашение 4 апреля 1997 г. между РПЦ и Вооруженными Силами выражают готовность сотрудничать во имя интересов отечества и народов России, Сотрудничество Церкви и Российской Армии имеет многовековую историю успешного служения. Возрождение этой традиции послужит укреплению духовно-нравственных начал в жизни российского воинства, решает возможности для реализации прав верующих военнослужащих. Совместно решено предпринять следующие шаги:

– Образование совместного Координационного Комитета по взаимодействию между Вооруженными Силами Российской Федерации и Русской Православной церковью.

– Координационный Комитет действует согласно разработанной программы взаимодействия Церкви и армии в научной, культурной и духовно-нравственных областях, изучает религиозную ситуацию в Российских Вооруженных Силах для подготовки соответствующих предложений их руководству.

– Организовывает взаимодействие в деле возрождения российской духовности и традиций верного служения Отечеству, всемерно развивает сотрудничество в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей, ветеранов войны и труда, граждан России, получивших ранения при исполнении воинского долга и т.д.

– Предложено командованию воинских частей и соответствующим воинским структурам оказывать содействие в организации пастырских посещений священниками православных верующих военнослужащих и членов их семей в военных гарнизонах и т.д.

– По желанию командования и личного состава, способствовать обеспечению воинских частей духовной литературой и периодическими изданиями, другими материалами духовно-просветительского характера.

Министерство культуры Российской Федерации в лице Министра и Московская Патриархия Русской Православной церкви (Московский Патриархат) заключили долгосрочное соглашение «Об использовании Московской Патриархией храмов, расположенных на территории Московского Кремля и храма Покрова на Рву (собора Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, с находящимися в них предметами церковной утвари и обихода с учетом их культового назначения» (15 ноября 1992 г.).

Заметный интерес к религии и в деятельности государственной системы образования на уровне министерства. Министерство образования Российской Федерации заключило договор о сотрудничестве с Русской православной церковью (пока единственной из конфессий). Наряду с этим договором, министр подписал 4 июня 1999 г. Методическое письмо №14-53-281, разрешающее факультативное преподавание основ религии. С позиции действующего закона методическое письмо – значимый документ, чем соглашение с РПЦ, поскольку направлено на реализацию конституционного права граждан. Его появление суть реализации норм Конституции и Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г., который предусматривает факультативную форму обучения религии. Соглашение министерства с Московской Патриархией есть акт доброй воли, оформленный в порядке гражданско-правового договора между юридическими лицами.

Не вызывает сомнения полезность для общества сотрудничества религиозных объединений с министерствами и ведомствами, особенно, если это сотрудничество не будет ограничиваться Православной церковью.

Однако договорная система не упомянута в российском законе. Тем не менее, возможная в соответствии с гражданским кодексом такая практика получила широкое распространение в последние годы, но до сих пор ни российские конфессии, ни законодатели, ни профессиональные юристы не обозначили важности этой проблемы для государственно-конфессиональных отношений.

Первоначально инициатива принадлежала Московской Патриархии. Договоры государственных и муниципальных органов с РПЦ фиксируют приоритетное положение РПЦ в современной России. Представители российской власти часто мотивируют необходимость в особых отношениях с Московской Патриархией тем, что эта конфессия традиционна. Таким образом, субъективное предпочтение чиновников, их представления о «правильности» религиозного течения, общественном статусе, в совокупности с их доброй волей превратились в отправную точку реальных взаимоотношений российского государства с религиозными объединениями. С другими традиционными конфессиями власти часто отказываются заключать аналогичные соглашения по причине их юрисдикционного многообразия. А ситуация, когда две или три организации одновременно представляют одно религиозное направление типична для мусульманских и буддийских сообществ России. О неэтнических сообществах вообще не оговаривается.

Таким образом, оценивая работу федеральных структур по взаимодействию с религиозными объединениями, выделены сильные и слабые стороны. Сильной стороной является участие в подготовке нормативно-правовой базы, определяющей правила и нормы функционирования религиозных объединений, попытка организации единого информационно-методического обеспечения подразделений по связям с религиозными объединениями всех уровней. Слабая – заключается в невозможности формирования федеральными структурами единой политики в сфере свободы совести, направленной на обеспечение властными структурами всех уровней гарантированных конституционных норм. Эта невозможность обусловлена как утратой государством единой властной вертикали, так и недостаточным организационно-правовым статусом Комиссии и Совета, который не позволяет им совершать прямое управленческое воздействие на нижестоящие органы власти.