Можно сколько угодно говорить о социальной направленности бюджетов разных уровней, подчеркивать важность и необходимость тех или иных статей их расходов. Но что будет значить вся эта словесная шелуха, если без внимания остаются сами люди, их беды и проблемы, решение которых зачастую требует куда меньше средств, чем, например, ремонт дорог или те же представительские расходы, отсутствием средств на которые так озабочены городские депутаты?

«Итак по плодам их узнаете их»

Матф. 7.20

Вот, скажем, баня №9, что на Нижней Террасе Заволжья. Небольшая баня, одноэтажная, но мал золотник, говорят, да дорог. Нижняя – поселок старый, основная масса домов здесь – это так называемые «сталинки», построенные еще в 30-е годы прошлого столетия и совсем недавно переданные на баланс города машиностроительным заводом. Из удобств в них – только холодная вода да канализация, а потому единственным местом, где обитатели старого жилого фонда могли помыться, была эта небольшая баня. Почему была? Да потому, что некоторое время назад городские власти баню закрыли – обветшала она за долгие годы эксплуатации по самое некуда. На ремонт, стало быть, закрыли. А ремонтировать-то и не на что, нет в городском бюджете свободных средств.

Новый хозяин

И передали баню частникам, взявшимся привести ее в надлежащий вид. Точнее, не взявшимся, а лишь пообещавшим это сделать. Ибо за ремонт, похоже, никто браться и не собирался.

Время шло. Население Нижней Террасы, матерясь на чем свет стоит в адрес власти, ездит мыться в баню на улице Жуковского. Недешево обходится это мытье, надо сказать. 14 рублей встает дорога туда и обратно да 45 рублей за саму помывку отдать надо. Это с одного человека. А если у вас семья человек, скажем, из четырех, то банный день обойдется в 236 рублей. Умножим на четыре и получим 944 рубля в месяц! Дороговато, знаете ли, особенно для пенсионеров, коих на Нижней проживает немало. Вообще, говоря о стоимости банных услуг, нужно отметить, что возросла она неимоверно. Судите сами. При советской власти те же пенсионеры получали (по максимуму) 120 рублей в месяц, а посещение бани обходилось всего в 16 копеек. Столько же стоила и буханка хлеба. Сегодня, если брать в натуральном выражении, пенсии выросли примерно раз в двадцать, хотя и не у всех. Средняя зарплата увеличилась в тех же пределах. Хлеб подорожал в 50 раз, сахар почти в 30, яйца – в 15. А баня – более чем в 280! Даже квартплата, хотя мы и клянем ЖКХ, не возросла настолько! Видимо, кто-то посчитал, что баня – это что-то из экзотики и нужна она лишь для приятного времяпровождения. А коли так, то платите, дорогие сограждане, по высшему, так сказать, разряду. Только для жителей Нижней Террасы баня – это социально значимый объект. Они, жители, не виноваты в том, что дома их не обеспечены удобствами, но почему они должны платить за помывку больше, чем платят за горячую воду обитатели квартир 75-й или 90-й серии? И при этом еще терпеть неудобства от поездок к черту на куличики.

Без изменений

Впрочем, мы, кажется, отвлеклись. Ремонта в бане №9 не видно. Да и вывеска «Баня» со здания давно исчезла. Зато вместо нее на фасаде теперь красуется указатель, гласящий, что в бане вы можете приобрести цемент и строительную шпатлевку. Во дворе – огороженная металлическим забором площадка для стоянки грузового автотранспорта, и вообще баня сегодня больше напоминает СМУ или СУ, но никак не объект банно-прачечного хозяйства. А кроме этого жители Нижней поговаривают, что в здании бани налажено мебельное производство, правда, никаких древесных отходов мы в ее окрестностях не обнаружили. В октябре баню посетил глава города. Строго побеседовал с предпринимателями, но на том дело и закончилось – форсирования ремонтных работ на объекте не наблюдается – на дверях замки, а тишина стоит, как в заповеднике.

Городские депутаты обсуждают проект бюджета, на публику его выносят, создавая видимость открытости и прозрачности. В их рядах – два представителя Нижней Террасы – депутаты Воронков и Додонов. Но что-то не слыхать их голосов, хотя бы робких и несмелых, о необходимости выделения в бюджете-2007 средств на ремонт бани. А без участия в нем города, без контроля власти бане не

быть, это и ежу понятно. Для нормальной ее работы нужна автономная котельная. Когда-то она была. Но один котел взорвался по вине пьяного оператора, а второй машзавод увез в свое подсобное хозяйство в Волостниковку. А вместо котла протянул к бане паропровод от заводской котельной. Теперь завод почил в бозе. Паропровод пришел в негодность, да и не намерены новые хозяева завода за здорово живешь снабжать баню паром. Ясно, что и заключив с Ульяновским патронным заводом договор на подачу пара, ни частник, ни мэрия не смогут гарантировать бесперебойной работы бани – с частника спрос невелик, а у города и без того долгов выше крыши, а тут еще и за пар платить придется деньги немалые. Значит, нужно приобретать котлы, возрождать котельную. Но и это недешево. Где же выход?

Решать надо

Он есть, и найти его нетрудно, если проникнуться бедами людскими, если взяться за решение проблемы всерьез. Заложить в бюджет деньги на ремонт бани. А до тех пор, пока он будет завершен, организовать бесплатный социальный – «банный» – автобусный маршрут. И на него деньги в бюджете прописать. Наконец, снизить цену на банные услуги, предусмотрев в бюджете компенсацию расходов. Не для всех бань и саун города, а только для тех, что находятся в районах, застроенных домами без удобств, – таких две-три, не более. Вот тогда смело можно говорить о социальной направленности бюджета. Тогда горожане в это поверят. Вот только кто все это протолкнет, кто ради этого в Думе биться будет? Ведь депутатов от Нижней на самой этой Нижней никто и в глаза со дня выборов не видел.