Гость январского номера — директор Ульяновского отделения компании ОАО «МСС-Поволжье» Ибрагим Мурадов.
Ибрагим Ибрагимович Мурадов родился в 1962 году в городе Хачмас Республики Азербайджан. В 1985 году окончил Рязан-ское высшее воздушно-десантное командное училище. Служил в 104 дивизии ВДВ.
Полковник запаса. В 2002 году возглавил Ульяновское отделение ОАО «МСС-Поволжье». Женат, имеет сына и дочь.
— Ибрагим Ибрагимович, чем вам запомнился 2008 год?
— Мы заняли лидерские позиции на ульяновской земле. В этом году мы одержали победу в конкурсе «Компания года-2008», который впервые в Ульяновской области проводил журнал «Деловое обозрение».
— Какие качества руководителя компании в условиях кризиса выходят на первый план?
— Прежде всего, хладнокровие и ответственность. Сегодня особую ценность приобретают взвешенные решения. В нынешних условиях главное — не поддаваться массовой панике и тщательно обдумывать каждый шаг. Руководитель должен думать еще и о том, что он несет ответственность не только за коммерческий результат, эффективность бизнеса, но и за качество услуг перед клиентом. Он должен своим примером демонстрировать сотрудникам, как важно в трудные для компании времена ответственно относиться к принимаемым решениям. Я думаю, что даже в условиях кризиса можно не только сохранять свои позиции на рынке, но и двигаться вперед.
— Какой стиль управления в условиях кризиса, на ваш взгляд, эффективнее: авторитарный или демократичный?
— Это зависит от компании, от коллектива. Но, по-моему, в условиях кризиса авторитарный стиль принесет больше пользы. При этом руководитель должен понимать, что несет повышенную ответственность за все свои решения. К сожалению, на принятие коллегиальных решений порой тратится драгоценное время. А когда экономика в кризисе — решения нужно принимать быстро. И главная проблема в том, что эти решения часто бывают непопулярны. Важно, чтобы подчиненные понимали, что единоначалие обусловлено ситуацией и направлено во благо.
— Какое влияние кризис оказал на телекоммуникационный рынок?
— Если у компании много кредитов, она вместо инвестирования денег в развитие будет вынуждена обслуживать свой долг. «МегаФон» не злоупотреблял кредитами, всегда жил по средствам, и сегодня наша задача состоит в том, чтобы работать еще более эффективно. Пока мы не замечаем признаков кризиса, по крайней мере, в работе с нашими абонентами. Объем потребления абонентами услуг не сокращается и, скорее всего, не будет сильно падать и в дальнейшем. Сотовая связь является массовой услугой и стала важной потребностью в жизни любого современного человека. Если вспомнить кризис 1998 года, тогда никто из компаний сотовой связи не пострадал. Произошла только переориентация на другие сегменты. Сегодня тоже происходят события, которые могут оказать влияние на передел рынка. Во-первых, сотовые ритейлеры, продающие телефоны и SIM-карты, попадают «под крыло» операторов «большой тройки». Во-вторых, мы ожидаем в начале следующего года падение интереса потребителей к дорогим пакетам услуг и рост интереса к экономичным предложениям. Это уже сегодня учитывается в планировании.
— Каким образом?
— Сформирован бюджет нашего ожидания рынка на будущий год и на ближайшие месяцы. У нас есть несколько вариантов антикризисных планов, и мы будем жить с учетом корректив, которые вносит жизнь. Если потребление услуг не падает, мы развиваемся согласно утвержденному бюджету. Но если мы заработаем меньше, то будем меньше и тратить. Это нормально и понятно. Такая многоходовая комбинация позволяет сохранить устойчивость и эффективность бизнеса.
— Всех волнует: что будет с тарифами?
— Сотовая связь в России никогда не дорожала, хотя дорожали электроэнергия, тарифы ЖКХ. Безусловно, сами тарифные предложения могут измениться. В кризис выживают компании, предлагающие наиболее выгодные решения. Клиенты, особенно корпоративные, стали более внимательно относиться к своим расходам. Если раньше во многих компаниях в принципе не обращали внимания на то, сколько у них сотрудники тратят на связь, то с ноября стала заметно проявляться новая тенденция. В некоторых организациях начали вводить для сотрудников денежные лимиты на сотовую связь. Компания «МегаФон» проводит достаточно гибкую тарифную политику. Все наши тарифы абонент может самостоятельно настраивать с помощью тарифных опций. Подключая те или иные опции, абонент подстраивает свой тарифный план под себя, сокращает расходы на связь. Так, может сократить стоимость основных услуг, например, SMS, мобильного Интернета или любого направления связи в области, Поволжье или России. Мы были первыми, кто вывел на рынок новые принципы по тарификации, и сейчас это наше явное конкурентное преимущество.
— От масштаба абонентской базы вашей компании — более пятисот тысяч! — дух захватывает. Поделитесь секретом, за счет чего «МегаФон» приобрел полумиллионную армию поклонников в нашей губернии?
— Я вижу три слагаемых успеха: качество, цена, сервис. И могу сказать, что на всех трех направлениях мы весьма преуспели. Когда компания «МегаФон» выходила на ульяновский рынок, нашей первоочередной задачей было обеспечение надежной связью абонентов на территории всей Ульяновской области. Сегодня в Ульяновской области практически не осталось «белых пятен». Также очень важное для нас направление — это обеспечение наших абонентов качественным сервисом. В 2008 году мы открыли 14 собственных офисов продаж и обслуживания на территории Ульяновской области. Теперь не нужно ехать в центр города, чтобы получить широкий спектр услуг, получить фирменное обслуживание можно недалеко от дома. Ну а о тарифной политике я уже рассказал.
— Компания «МегаФон» часто становится организатором общественно значимых меро-приятий, городских праздников. Вам лично — какой больше запомнился?
— Мне очень нравится, как проходит День Победы. В честь этого праздника мы всегда устраиваем акцию «Звонок фронтовому другу». Каждый ветеран может позвонить в любую точку мира и пообщаться со своими однополчанами. А вообще, компания
«МегаФон» с самого начала работы в регионе принимает активное участие в жизни города и области. Это и организация ярких, красочных праздников, и проведение всевозможных конкурсов и акций. Например, коллектив Ульяновского отделения ОАО «МСС-Поволжье» принимал участие в сложнейшей реставрации памятника известному публицисту Нариману Нариманову. Более того, я был лично инициатором этого проекта. Ведь можно сказать, что этот памятник — «визитная карточка» нашего города, а забота о его внешнем облике — задача каждого ульяновца. Сотрудники компании проделали огромную работу. Подземные воды подмывали основание памятника, старые плиты были практически разрушены. Для их замены на Украине специально заказали аналогичные заготовки. Таким образом, памятник принял свой первозданный облик.
Одна из последних громких акций — «Мечтаешь о квартире». В день шестилетия работы компании «МегаФон» в Ульяновске мы в присутствии ведущих СМИ разыграли однокомнатную квартиру. Акция получила большой резонанс в городе.
— А вот молодежь вы поддерживаете из-за того, что она является стратегически важным клиентом компании «МегаФон» или…?
— Девиз нашей компании: «Будущее зависит от тебя». Наше будущее, будущее нашего города и нашей страны — это молодежь. Поэтому участие в жизни молодого поколения — одна из основных наших задач. «МегаФон» постоянно выступает партнером молодежных соревнований. На протяжении трех лет мы выступаем партнерами молодежно-спортивного проекта «Предел прочности». В ходе тяжелейших испытаний ребята проверяют и себя на прочность, стойкость и волю к победе, и мобильную связь от первого общероссийского оператора. «МегаФон» — единственный оператор в радиусе тридцати километров от острова, кто обеспечивает качественной связью участников проекта.
— С помощью «МегаФона» была издана бизнес-сказка Дарси Резака о пользе позитивного networking. Помогало ли вам добиться успеха умение общаться, налаживать полезные связи?
— Не налаживать полезные связи, а общаться с удовольствием. Для меня, прежде всего, важно открытое и искреннее общение с людьми. При знакомстве я прежде всего думаю, чем я могу быть интересен этому человеку. По-моему, самая большая ценность — это общение. И в этом я полностью согласен с автором книги. Кем бы вы ни были, какие бы цели ни ставили, в одиночку вы вряд ли добьетесь многого. Но если у вас есть команда единомышленников, то для вас нет ничего невозможного.
— Если раньше «связи решали все», то сегодня очень многое решает связь. Качественная мобильная связь. Всегда ли вы на связи? Какими инновационными дополнительными услугами от «МегаФона» пользуетесь?
— По долгу службы я часто бываю в командировках: это Поволжье, Россия, страны ближнего и дальнего зарубежья. Мне приятно, что я могу общаться, где бы я ни находился. Практически каждый день я пользуюсь мобильным Интернетом. Часто приходится проверять электронную почту с телефона.
— Верите ли вы в настоящую дружбу?
— Да, конечно, верю. Более того, считаю, что настоящая дружба просто должна быть в жизни каждого нормального человека. Я постоянно поддерживаю связь со всеми друзьями, стараюсь не забывать значимые для них даты, обязательно поздравляю с днем рождения.
Ректор УлГТУ Александр Горбоконенко стал 10-миллионным абонентом «МегаФона» в Поволжье
— Вы находитесь в прекрасной физической форме. Что вы делаете для ее поддержания?
— Закалку мне дала служба в воздушно-десантных войсках. Сейчас же для поддержания формы в летнее время совершаю утренние пробежки, зимой катаюсь на коньках, на лыжах. К тому же дома у меня оборудован достаточно большой «спортивный уголок», занимаюсь на тренажерах несколько раз в неделю. Так что я полностью солидарен со своей компанией: и «МегаФону», и мне лично близки активные люди, ведущий здоровый образ жизни. Поэтому мы так часто оказываем помощь в проведении спортивных соревнований.
— Шесть лет назад в интервью вы посетовали, что давно не отдыхали. Сейчас удается? Где любите отдыхать?
— Я предпочитаю отдыхать у нас в России, люблю Кавказ. Живописные места на Черномор-ском побережье напоминают мне детство. За границей отдыхать не люблю, хотя побывал во многих странах мира.
— Компания «МегаФон» поставила амбициозную, но вполне достижимую цель — стать оператором №1 в России. Что собирается для этого предпринять Ульяновское отделение?
— Совершенствовать качество связи. Улучшать качество обслуживания, увеличивать абонентскую базу и соответственно выручку. Для наших абонентов мы и дальше будем разрабатывать и предлагать выгодные тарифы и дополнительные услуги. Продолжим участвовать в социальной жизни города и области и поддерживать значимые для региона мероприятия и события.
Вероника Градова