Художественный руководитель и главный дирижер Ульяновского академического государственного симфонического оркестра «Губернаторский» Сергей ФЕРУЛЁВ отвечает на вопросы корреспондента «ДИАЛОГА» о сегодняшнем статусе своего коллектива, об его взаимоотношениях с властью и зрителями, а также о свободе творчества.

– Сергей Владимирович, ваш оркестр в своем полном наименовании имеет слово «Губернаторский», что, прямо скажем, несколько странновато для творческого коллектива. Есть, скажем, Мариинский театр, есть Большой, есть имени Чехова или Немировича-Данченко, но чтобы – в честь губернатора?.. По этому поводу есть у поэта Гаврилы Державина замечательные строчки: «Поймали птичку голосисту – и ну сжимать ее рукой! Пищит бедняжка вместо свисту, а ей кричат: «Пой, птичка, пой!».

– Не могу согласиться с таким подходом! И мне не понятна ваша ирония и скептицизм. Вы смешали воедино два различных понятия – коллектив, названный в честь какой-то выдающейся личности, и официальный статус коллектива.

УГАСО назван «Губернаторским» не в честь нашего уважаемого губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова. Наоборот, именно губернатором присвоено это звание нашему замечательному коллективу, входящему в десятку оркестров провинциальной России, за его большой (на протяжении четырех десятков лет) вклад в развитие музыкального искусства Ульяновской области. Это, по сути, не что иное, как высокая оценка деятельности оркестра со стороны региональной власти – за заслуги в деле эстетического воспитания ульяновцев. А они – эти заслуги – значительны!

Вместе с тем (а это очень важно) с присвоением нам «губернаторского» статуса, мы не потеряли ни на йоту свободы творчества: нас никто «не ловил», никто не заставлял играть только то, что требуется власти. Право выбора репертуара абсолютно свободно от какого-то внешнего влияния и принадлежит художественному руководству оркестра. Он также определяется интересами публики в восприятии музыкального искусства с ее различными вкусами и пристрастиями, творческими задачами самого коллектива, его профессиональными возможностями и возможностями Ульяновской филармонии.

Наконец, статус «Губернаторский» сегодня не только у нашего оркестра. Ранее его получили Ярославский, Кемеровский, Уральский симфонические оркестры, хотя слово «Губернаторский» не вошло в их официальную аббревиатуру. Так что, это становится доброй российской традицией.

– И что такая традиция вам дает, сказывается ли это на технической базе оркестра, на материальном положении музыкантов?

– Безусловно! В наше безденежное для культуры время внимание власти региона имеет большое значение. Поддержка главы региона положительно сказывается на возможностях музыкантов. Нам был выделен Грант губернатора, ожидаем обещанного финансирования программы приобретения импортных музыкальных инструментов.

Кроме того, только за последние полтора года пять наших музыкантов отмечены почетным званием «Заслуженный артист России».

– Хорошо, а вас не смущает, что некоторые ульяновские ноу-хау в области культуры вызывают зачастую не очень здоровый смех в прессе?

– Например?

– Скажем, тот факт, что на одной из ферм Чердаклинского района для повышения удоев играют Баха или Моцарта? Вас это не оскорбляет?

– Нет. Наоборот, восхищают всесильные возможности классической музыки. Исследования показывают, что на нее положительно реагируют даже растения. Что здесь возмутительно? Нужно пожелать успехов беспокойным людям в их удивительных поисках. Было бы только на пользу дела! Мы же исполняем музыку по ее прямому предназначению – людям, нашему благодарному слушателю. В прекрасном Большом зале.

– А сами вы, как оцениваете работу своего коллектива?

– Прекрасный коллектив, в котором немало талантливых профессионалов, С оркестром работали хорошие дирижеры – Эдуард Серов, Николай Алексеев, многие известные дирижеры-гастролеры. Творческий потенциал оркестра высокий. Естественно, как и везде, в оркестре работают люди разные по характеру, эмоциям, амбициям. Но это нормально. Главное – выполнять свою профессиональную миссию, нести прекрасное нашему слушателю, искать новые формы взаимоотношений с ним. И это нам удается. Приходите на любой из наших концертов в Мемориал – и убедитесь! В последний год на многих наших выступления более чем тысячный зал заполнен, нередко публика приветствует исполнение оркестра стоя. А иногда нашим почитателям приходится даже размещаться в проходах, как это было на программе из произведений оркестра Поля Мориа, при исполнении оратории «Иван Грозный», с участием знаменитого артиста театра и кино Алексея Петренко.

– Ну что ж! Успехов – и в будущем!

– Спасибо! Вашими молитвами!

ДОСЬЕ

Сергей Владимирович Ферулёв – с 2000 г. заслуженный деятель искусств России, с 2007 года – профессор. Родился в 1946 г. в Черкасской области (Украина). Окончил Московский институт культуры и Уральскую консерваторию им. Мусоргского. Профессиональную деятельность начинал в качестве ассистента главного дирижёра симфонического оркестра Уральской филармонии, руководил симфоническими оркестрами в Донецке, Караганде, работал дирижёром оперного театра Алма-Аты. 1992 г. – художественный руководитель и главный дирижёр Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Лысенко. С 1994 г. – главный дирижёр Челябинского государственного театра оперы и балета им. Глинки. Осуществил свыше 50 постановок различных опер и балетов, в его репертуаре – огромное количество симфонических программ. Из его музыкальных пристрастий превалируют творчество Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Брамса, Малера, Шостаковича, Прокофьева и других великих композиторов.

С 2005 г. Сергей Ферулёв возглавляет УГАСО