Пришлось мне полежать в Большенагаткинской центральной больнице имени врача П.И. Бабушкина. Пребывание в больнице совпало с разгаром периода оптимизации в здравоохранении. Койко-места, увеличением числа которых раньше гордились, сократили до неразумного минимума. Лекарства пациенты вынуждены покупать в аптеке. Пища – скудная. Средств на зарплату нет. Сразу стало ясно, что одноканальная система финансирования не может существовать без другого кармана – кошелька пациента. Вместо здравоохранения внедряется «здравопогребение».
В ноябре 2008 г. меня направили на консультацию в областной кардиологический диспансер, расположенный на улице Луначарского среди каких-то сооружений типа «курятник», в неуютном здании бывшего спорткомплекса «Автомобилист». Министр Федор ПРОКИН как-то заявил, что в старом здании, которое заняло его министерство, не было возможности наладить качественное оказание медицинской помощи. Что мы имеем теперь? Если театр начинается с вешалки, то больница с регистратуры. Я увидел «каменный век» – полки, набитые растрепанными папками из приспособленного картона. На регистрацию каждого пациента уходит до 30 минут.
В процессе осмотра, врач сказал: «Вам надо пройти ЭХО кардиографию, у нас это платная услуга». В 2004 г., когда еще не было национального приоритетного проекта «Здоровье», в этом же учреждении мне делали ЭХО кардиографию бесплатно и без очереди. Чего же стоят заявления президента России, что оборудование государственным больницам дают не для платного использования?
В договоре на оказание услуги указано: «Пациент, зная о возможности бесплатного получения всех видов медицинской помощи, желает получить дополнительный объем помощи платно». Оказывается, это я пожелал… Пролежал на ободранной кушетке в холодом кабинете более получаса -сначала ждали врача, потом ждали, когда он кончит разговаривать по мобильному телефону. Обошлось это «удовольствие» в 524 рубля. Гарантированное качество медицинских услуг на деле оказалось обращением с больным, как с неодушевленным чурбаном.
Листок с результатами понес врачу сам. Больше часа ждал заключительного осмотра и наставления врача. Вместо этого, медсестра в коридоре вручила мне «Заключение консультанта». Первая рекомендация: «Диета». Какая? Что есть – быков или лягушек? Вторая рекомендация: «Лечение у невролога». Позвольте, но рядом с кабинетом кардиолога находится кабинет невролога! Почему врач не послал меня к нему, а отправил домой?
Откуда такое безразличие к здоровью людей в регионе, где естественная убыль населения за 2008 г. почти в два раза больше, чем в среднем по России? Почему под видом оптимизации и модернизации проводится элементарное «обрезание»?
КОГДА ВИДИШЬ ТАКОЕ «ЗДРАВОПОГРЕБЕНИЕ» – ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО. РАЗРУШИТЬ ПРОСТО, ВОССОЗДАТЬ ТРУДНО. В АНГЛИИ ЭТО ПОНЯЛИ ДАВНО – ТАМ В БЮДЖЕТЕ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ВЫДЕЛЯЮТ СРЕДСТВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НА ОБОРОНУ. КОГДА МЫ БУДЕМ УЧИТЬСЯ НА ХОРОШИХ ПРИМЕРАХ? ИЛИ ТАК И БУДЕМ ДЕРГАТЬСЯ В СУДОРОГАХ ОПТИМИЗАЦИИ?
Владимир АНДРЕЕВ, Заслуженный учитель России, Ветеран труда и Великой Отечественной войны