Михаил Белый

Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) официально объявил о начале серийного производства внедорожников, оборудованных спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС.

Предприятие впервые изготовит 170 “экспериментальных” автомобилей, которые поступят в российские медицинские учреждения. ГЛОНАСС позволит постоянно отслеживать нахождение каждого такого автомобиля.

Представители завода говорят, что такая спутниковая система может быть установлена на любой автомобиль, сходящий с конвейера.

Эксперты сомневаются, что новация приживется, отмечая, что российская навигационная система вряд ли сможет составить достойную конкуренцию используемой во всем мире американской разработке – GPS.

Такая конкуренция и не входит в задачи ГЛОНАССа, парируют другие эксперты.

“Система уже работает”

В пресс-службе Ульяновского автозавода bbcrussian.com сообщили, что глобальная навигационная система устанавливается сразу на несколько моделей выпускаемых на предприятии внедорожников.

“В комплект оборудования ГЛОНАСС входят навигационно-связной терминал, включающий абонентский терминал и антенны, а также тревожная кнопка и комплект громкой связи: микрофон и звуковая колонка. При включении системы навигационный центр отправляет данные на сервер, что позволяет отслеживать местонахождение автомобиля в любой точке. Кроме того, водитель автомобиля может поддерживать мобильную связь с диспетчером, что позволяет эффективно использовать автомобиль, к примеру, в сфере здравоохранения”, – рассказал собеседник bbcrussian.com.

Навигационная система произведена российской компанией “М2М телематика”. Стоимость дополнительного оборудования составляет 20 тыс. рублей с установкой.

ГЛОНАСС является российской спутниковой системой навигации.

Основой системы должны стать 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях. Принцип измерения аналогичен американской системе GPS.

Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года.

Как заявил bbcrussian.com ведущий эксперт управляющей компании “Финам менеджмент” Дмитрий Баранов, система уже может считаться работоспособной, хотя оборудования для массового потребления пока нет в нужном количестве.

“Космическая группировка работоспособна, так что дела ГЛОНАСС не так плохи, как может показаться. Более того, в некоторых российских регионах уже используется автотранспорт с установленным на нем оборудованием ГЛОНАСС”, – сказал Дмитрий Баранов.

По его словам, во Владимире системой спутниковой навигации уже оснащены 23 троллейбуса. До 2010 года там планируется создать общегородской диспетчерский центр, контролирующий работу всех предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. В него будет стекаться информация о работе общественного транспорта города, оснащенного оборудованием ГЛОНАСС.

В Рязани на патрульных машинах милиции установлено оборудование ГЛОНАСС. Воспользоваться новацией собираются и в Липецке.

“Его использование позволяет не только наладить контроль за транспортом, но и сэкономить средства, в частности, на топливе”, – отметил эксперт.

Карты спутаны

В то же время многие эксперты считают, что ГЛОНАСС в России все еще остается экзотикой.

Ранее вице-премьер России Сергей Иванов заявлял о том, что управление программой ГЛОНАСС ведется неэффективно, отмечая, что пока практически нет ничего нового, что можно было бы предложить как отечественному, так и зарубежному рынку.

Между тем, в прошлом году на космическую деятельность в России дополнительно было выделено свыше 100 млрд рублей.

По мнению действительного академического советника Академии инженерных наук России Юрия Зайцева, основная проблема заключается в том, что в России до сих пор отсутствуют полноценные электронные карты Земли.

“Ни для кого не секрет, что в России при помощи автомобильных навигаторов можно передвигаться в основном по крупным городам. Стоит выехать из Москвы в регионы, и карты вскоре кончаются”, – говорит Зайцев.

При этом, отмечает эксперт, у конкурентов ГЛОНАСС проблемы с наземным обеспечением во многом решены.

Впрочем, об этой проблеме не столь давно говорил и руководитель Федерального космического агентства России (Роскосмос) Анатолий Перминов.

По его словам, серьезные усилия должны быть направлены именно на создание цифровых навигационных карт.

На службе у государства

Специалисты полагают, что система ГЛОНАСС не должна преследовать коммерческие цели.

“Основная задача, которая решается с запуском системы ГЛОНАСС, – это не коммерческое соперничество с американской GPS, а, в первую очередь, обеспечение безопасности России и интересов государства”, – заявила bbcrussian.com директор по маркетингу Центра навигационных технологий Марина Кузнецова.

Она также отметила, что Ульяновский автозавод изготовит 170 экспериментальных автомобилей.

“Они не поступят в широкую продажу, а послужат целям эксперимента. Заранее прогнозировать его результат я бы не стала, поскольку в настоящее время спутники ГЛОНАСС покрывают 80% территории Земли. И на орбите находится 20 из 24 необходимых для полноценной работы спутников”, – пояснила Кузнецова.

Россия не одинока в своем желании создать собственную спутниковую систему – готовы быть развернутыми в самое ближайшее время европейская спутниковая система “Галилео” и китайская “Бэйдоу”.

Действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, кандидат технических наук Сергей Кричевский также считает, что в коммерческом плане конкурировать с GPS бессмысленно.

По его словам, ГЛОНАСС должен быть некоммерческой системой, решающей исключительно государственные задачи.

К примеру, говорит Кричевский, с помощью российской разработки можно оптимизировать транспортные потоки в мегаполисах и решить другие мирные задачи.

Когда это станет возможным, эксперты сказать затрудняются, несмотря на то, что в ГЛОНАСС постоянно вливаются огромные даже в государственных масштабах средства.

УАЗ, ГЛОНАСС и всевидящий глаз

Павел, водитель одного из ульяновских автохозяйств, наступление прогресса переживает крайне болезненно.

“Это что же такое получается, – озадаченно говорит он. – Я даже домой заскочить пообедать толком не смогу, если мне эту фиговину в автобус присобачат? А о шабашках вообще забыть придется. При моей-то зарплате!”

Эта “фиговина” – ГЛОНАСС – уже давно всерьез беспокоит Павла. Он признается, что уже не раз слышал разговоры о том, что каждый автомобиль, оснащенный новой системой, будет находиться под неусыпным наблюдением.

“При таком раскладе я буду постоянно на мониторе у диспетчера. Теперь даже лишний раз в магазин не заскочишь”, – вздыхает он, закуривая.

Павел не скрывает, что ГЛОНАСС – для него темный лес, что-то загадочное и малопонятное.

“Ясно одно – жизни теперь не будет”, – заключает Павел.

Правда, его напарник не унывает.

“Придумаем что-нибудь. Обойдем эту штуковину. Когда тахографы ставили, тоже волновались, а потом – ничего, привыкли. Как ездили все, так и ездят”, – успокаивает он коллегу.