Разъясняет городской комитет по регулированию цен и тарифов

Ежегодно во всех городах России, в том числе и в Ульяновске, осенью городские и областные чиновники начинают заниматься пересмотром тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). В Ульяновске этот процесс начался раньше. И не с утверждения стоимости ЖКУ, а с изменения нормативов потребления коммунальных услуг. Занимались этим вопросом специалисты городского комитета по регулированию цен и тарифов (эта структура с 2004 года утверждает тарифы – ред.). Работа была проделана огромная. Результатом ее стало подписание 14 августа постановления о нормативах. Между тем, сегодня вокруг этого документа поднимается необоснованный ажиотаж. Некоторые представители власти пытаются убедить ульяновцев, что постановление незаконно. Отчасти это происходит и потому, что не все до конца понимают механизм расчета нормативов. Расставить все точки над «i» решила председатель городского комитета по регулированию цен и тарифов Елена ШМАУКОВА.

СОБЛЮДАЕМ ПРАВИЛА ИГРЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ФЕДЕРАЛАМИ

– Мы работали в рамках действующего законодательства, – пояснила Елена Сергеевна. – Хочу сразу оговориться, что последний раз нормативы пересматривались в 2005 году. И с этого времени до настоящего момента не изменялись. Между тем, этот момент является одним из важных вопросов тарифообразования. Сегодня назрела необходимость провести расчеты. Это нужно для того, чтобы соблюсти законные интересы всех участников рынка коммунальных услуг: ресурсоснабжающих организаций и организаций-потребителей, представляющих население (ТСЖ, УК или иные объединения), а также жителей города. Здесь необходимо отметить важную для Ульяновска деталь. Большинство домов у нас не оборудовано приборами учета тепла.

Стоит напомнить, что, в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых ЖКУ, определяемого по показаниям приборов учета (!), а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Для того чтобы реализовать указанный выше пункт, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 были введены в действие Правила установления и определения нормативов потребления ЖКУ. А следующим по счету за ним документом, в этом же году – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПОВЛИЯЛИ НА РАСЧЕТЫ

С вводом в действие Правил предоставления услуг (Постановление Правительства РФ № 307) значение норматива потребления тепловой энергии утратило свое первостепенное значение. Произошло это потому, что в конце года оплата за потребленную тепловую энергию должна корректироваться под фактическое потребление, определенное либо по показаниям коллективного прибора учета, либо, при его отсутствии, расчетным путем.

– В Ульяновске установлена годовая норма отпуска тепловой энергии на 1 кв. м жилых помещений, не имеющих приборов учета, – продолжила Елена Шмаукова.- Эта норма составляет 0,19 Гкал на кв. м отапливаемой площади в год.

Подчеркнем, что указанная цифра была принята до введения в действие Постановления № 306, где четко прописана методика расчета потребления коммунальных услуг. Изменить ранее принятую цифру мы не могли. Чтобы понять, почему, процитируем официальный документ об оказании услуг по отоплению:

– для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить или рассчитать по приведенной методике;

– срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет;

– основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;

– нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные инструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Последний пункт, кстати, объясняет, почему, по прогнозам, жители многоэтажных и малоэтажных домов будут платить за ЖКУ по-разному.

УСТРАНИЛИ ПРОТИВОРЕЧИЕ!

В этом году специалисты комитета проанализировали ульяновский норматив на предмет соответствия критериям, прописанным федералами. В итоге был сделан вывод: в городе действовал единый усредненный норматив на тепловую энергию, что противоречит п. 10 части II 306-го Постановления. Естественно, что в комитете было принято решение это несоответствие устранить. Для установления нормативов потребления коммунальных услуг применяются несколько методов: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод. Однако, ЧТО ВАЖНО, в Ульяновске определение норматива потребления тепловой энергии методом аналогов или экспертным методом невозможно. И тот, и другой рассчитаны на НАЛИЧИЕ стационарных приборов учета в достаточном количестве многоквартирных или жилых домов.

Увы, но в настоящее время в нашем городе всего 14,67 процента от общего количества домов оборудованы счетчиками, а переносные приборы в данном случае технически не могут быть применимы.

Кроме того, при использовании методов аналогов или экспертного необходимо соблюдение ряда процедур и условий. В частности, необходимо регулярное ведение журналов учета потребления тепловой энергии. Перед проведением замеров не должны проводиться ремонтные работы, отобранные для определения нормативов типичные объекты не должны содержать подключенных к общему вводу нежилых помещений без приборов учета. Поэтому нормативы в нашем городе определяли расчетным методом на основании обращений ресурсоснабжающих предприятий города. Экспертизу проводили в ООО «ЭКЦ», а при расчете использовали информацию, представленную Государственным учреждением «Ульяновский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и результаты социологического опроса по количеству помывок населения города.

ИСКЛЮЧИЛИ КОРРУПЦИЮ

Мониторинг нормативов потребления тепла по Приволжскому Федеральному округу показал, что в Ульяновске он (0,0166 Гкал/кв. м) является одним из самых низких (общероссийский информационно-статистический сборник «Цены и тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве», январь – март 2009 года).

Так, например, в Пензенской области эта цифра составляет 0,0256 Гкал/кв. м, а в Самарской области 0,0187 Гкал/кв.м. Здесь же стоит сказать, что в ПФО нормативы уже пересмотрели в Нижнем Новгороде, Пензе, Казане, Набережных Челнах, Тольятти. Мы не первопроходцы.

Кстати, для того, чтобы исключить элемент коррупции, все расчеты, сделанные в комитете, направили в Департамент по регулированию цен и тарифов министерства экономики Ульяновской области, комитет ЖКХ и энергетики города и жилищную инспекцию. Также обсуждение нормативов проходило на различных совещаниях Экспертного Совета при комитете, рабочем совещании с управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК города. Кроме этого, все сведения вывешивались на официальном сайте комитета.

А растущая разница между объемом оплачиваемой населением тепловой энергии по действующему ранее нормативу и фактическим объемом ее потребления управляющими организациями города говорила о заниженном размере норматива. Порядок расчетов населения за тепло, при отсутствии счетчиков, предусматривает ежегодную корректировку размера оплаты под фактическое потребление услуг. Дело в том, что часовая нагрузка по потребителям находится у нас в интервале от 33,8 Ккал в час на 1 кв. м до 149,4 Ккал в час на 1 кв. м. Установление единого норматива (что имеет место в Ульяновске) приводило к тому, что в конце года при корректировке платежей потребители, в домах которых часовая тепловая нагрузка оказывалась выше средней по городу, должны были единовременно выплачивать достаточно большие суммы. Здесь мы говорим о так называемых 13-х платежках. Напомним, что у многих людей выставление дополнительных счетов вызывало весьма негативную реакцию. Кстати, занижение нормативов негативно влияло и на ремонтные работы. К примеру, значительно увеличивая сроки их проведения. Это наглядно показала ситуация, сложившаяся в сентябре, когда энергетики удлинили гидравлические испытания. Нужно ли нам это? Вряд ли. Тогда, может быть, стоит более внимательно изучить законодательство и не делать поспешных выводов. – Завершая разъяснения, хочу сказать, что нормативы меняются в сторону как увеличения, так и уменьшения, – отметила Елена Сергеевна. – Например, на холодную воду нормативы комитетом были снижены.

ВАЖНО!

Главой города Сергеем Ермаковым принято решение о выделении бюджетных субсидий в целях реализации мер социальной поддержки населения, усиления адресной социальной поддержки населению, об улучшении положения граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов. Социальная поддержка из бюджета уже существует в Пензе, Нижнем Новгороде, Самаре/Тольятти, Марий-Эл.

НАПОМНИМ

Размер платы за жилищно-коммунальные услуги складывается из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления и тарифов, установленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Полную информацию о формировании тарифов и нормативов смотрите на сайте комитета: http://www.ul-komitet.ru/