С председателем ТСЖ «Репино» Светланой Кубатко я познакомилась в тот момент, когда она спасала кошку. Непонятным образом кошка попала в вентиляционную шахту, и уже целые сутки её не могли оттуда достать. Технический директор Ирэк Мустафин вздохнул: «Будем долбить». И уже через час доложил, что кошка благополучно извлечена, она вполне цела и здорова.

– Светлана Ивановна, ваши слова о руководителе ТСЖ я вынесла в заголовок. А теперь поговорим о вашем нелёгком труде. Какими качествами должен обладать тот, кто решится возглавить Товарищество?

– Бойцовскими. Потому что иначе не решить ту массу вопросов, которые находятся в его компетенции. Не обойтись без знаний экономики, бухгалтерии и юридического права. Кроме того, нужна вера в своё дело, убеждение в том, что можно создать настоящее Товарищество, способное стать хозяином на собственной территории.

– Я прочла замечательную статью о «Репино» в российском журнале «Председатель ТСЖ», знаю о сложном пути становления, массе препятствий и проблем. Вы прошли первый этап, крепко стоите на ногах. А что является для вас «головной болью сегодняшнего дня»?

– Знаете, складывается впечатление, что идёт процесс травли инициативных людей в ТСЖ. Как иначе объяснить, что и на радио, и в Интернете появилась информация об административном расследовании в отношении меня, на основании предписаний пожарной инспекции? Хотя лично я никаких документов не видела. При проверке в первый день после праздников, оказалось, что нет объявления о ключе у дежурных, и были претензии в отношении установленной решётки на окне в кабинете главного бухгалтера на первом этаже. Это при том, что у нас полный порядок и с аварийными выходами, и со средствами пожаротушения, и с сигнализацией. Я всегда полагала, что главная задача пожарного инспектора заключается в совместной с нами работе, а отнюдь не в устрашении и штрафных санкциях. Ведь именно мы заинтересованы, в первую очередь, в безопасности жильцов. Остаётся поблагодарить за бесплатную рекламу, иных слов у меня просто нет.

– На совещании у губернатора, Светлана Ивановна, именно Вы поднимали вопрос о бесправности руководителей в их «борьбе» с неплательщиками?

– Да, пока не будет поддержки со стороны судебных органов, нам не разрешить ту конкретную проблему, с которой сталкивается каждое ТСЖ. Например, несколько лет мы бьёмся с тем, чтобы семья, в которой проживает четверо человек, а прописан лишь один, оплачивала фактически потреблённые услуги. И опять суд Ленинского района вынес решение, что оплата взимается с количества зарегистрированных в квартире, хотя мы представили неопровержимые доказательства: и акты, и справки из школы, где обучаются дети, и из поликлиники, откуда вызывались врачи. Получается, что более 30 тысяч рублей в год жители выкладывают из кассы ТСЖ, чтобы оплатить проживание такой семьи. Причём, эти люди не бедствуют, имеют на семью две иномарки, успешно занимаются бизнесом и недавно приобрели в нашем районе ещё одну однокомнатную квартиру, которую сдают в найм.

– Кроме того, Вы говорили о том, что на вас наложили штраф, потому что были вывешены на подъездах списки неплательщиков?

– Да, хотя это не моё единоличное решение, а сделано по решению правления. Дело в том, что с самого начала нашего существования, мы никогда, ни копейки не были должны ресурсоснабжающим организациям. У «Репино» вообще нет внешних долгов! Но есть – внутренние, когда плата жильцами вносится с опозданием. Причём, каждый случай мы рассматриваем индивидуально, бывают такие моменты, когда человек лишился работы, попал под сокращение, значит – будет платить с рассрочкой. Но с так называемыми «злостными неплательщиками» должен быть механизм работы.

– Значит, на правовом поле, вы постоянно выступаете в качестве побеждённых?

К сожалению, у меня уже целая коллекция казусов. Например, нынче летом, в наши дома постоянно подавалась горячая вода ниже установленной нормы. Я устала бороться с «Теплотексом» и вызвала Роспотребнадзор. Именно эта организация обратилась в суд. Но каково было моё удивление, когда в качестве ответчиков наряду с «Теплотексом» привлекли ТСЖ «Репино». Оказалось, что мы виноваты в том, что всё лето нам не предоставляли оплаченные услуги должного качества. Вот такой правовой нонсенс.

– Светлана Ивановна, у вас новый микрорайон, потому о капитальном ремонте, видимо, не имеет смысла говорить?

– Почему же, смысл есть. Я твёрдо убеждена, что если поддерживать жилфонд в порядке, то никогда не потребуется капитальный ремонт. Об этом я говорила с председателями ТСЖ в Санкт-Петербурге, когда была на обучении. Почти все они собирают ежемесячно деньги на капремонт по решению жильцов. Я же считаю, что при современной инфляции делать этого не нужно, у нас есть горький опыт в масштабах всего государства. Полагаю, что деньги, которые есть у ТСЖ, нужно затрачивать на профилактику, предупреждая возможные осложнения. Например, только в этом году мы отремонтировали 2600 кв. метров кровли на доме №45, произвели замену труб ГВС в доме № 51, сделали опрессовку элеваторных узлов с заменой и ревизией запорной арматуры, отремонтировали 31 подъезд, козырьки балконов и подъездов площадью 243 кв. метра, 500 метров межпанельных швов. Думаю, что при такой планомерной работе, наши дома не будут нуждаться в капитальном ремонте.

– А кто работает у вас? Выполняет такой обширный объём?

– Мы создали 56 рабочих мест, все работники – в штате, и почти все они являются жителями нашего микрорайона. У нас существует собственная круглосуточная аварийная служба, мы гордимся своими специалистами-профессионалами. За каждым домом закреплён дворник, уборщицы подъездов содержат дома – в образцовой чистоте. Заработная плата в этом году у сантехника 16 100 рублей, у дворника 6 500, у уборщицы подъездов – 5 150 рублей. Есть свой мастер по обслуживанию домофонов, это гораздо выгоднее и удобнее, нежели договорные отношения с подрядчиками.

– Самое удобное для жителей, наверное, то, что у вас собственный расчетно-кассовый центр и паспортный стол?

– Безусловно. Когда в течение получаса можно оформить субсидию, за 15 минут получить паспорт, и без очередей оплатить счет за коммунальные услуги, всё это экономит и время, и нервы. За счёт средств ТСЖ мы приобрели в прошлом году трёхкомнатную квартиру, сделали отличный ремонт, разместили здесь РКЦ и бухгалтерию.

– На кого Вы можете опереться? Если ли надёжный тыл?

– Конечно, есть. В первую очередь – члены правления, за все годы из семи человек поменялись только двое. Во-вторых – коллектив, и, конечно, наши жильцы, у которых нахожу и понимание, и поддержку.

– Наверное, поэтому за вас на общем собрании проголосовали почти сто процентов членов ТСЖ? Я вижу в кабинете на стендах огромное количество фотографий. Видимо, ваша работа не заключена только в хозяйственные рамки?

– Да, не зря же называемся – Товарищество. У нас уже есть собственные традиции. Например, дружно провожаем наших ребятишек в школу 1 сентября, каждый первоклассник сажает дерево. Я считаю, что воспитание начинается с реальных дел, поэтому наши дети не пакостят в подъездах, где стоят цветы, на стенах – картины, на окнах – занавески. Им не придёт в голову ломать качели, или резать скамейки. А какая у нас красота летом! Были скептики, которые не верили, что можно сохранить те 50 кустов роз, что мы закупили в 2006 году. А теперь эта клумба – главное украшение Репино. Кроме того, высажены деревья на четырёх аллеях, и всех радуют огромные ели, которые прижились, и их можно наряжать в Новый год, не срубая лесных красавиц.

– Наверное, со стороны власти есть реальная поддержка? Ваш опыт обобщают, продвигают?

– Может быть, при советской власти такое и было бы возможным. Сейчас – нет. Глава Ленинского района нас игнорирует, несмотря на то, что «Репино» признано лучшим ТСЖ района. Буквально на днях, во время сильных снегопадов, я звонила ему с вопросом об уборке внутриквартальных дорог, он ответил, что вся техника брошена на центральные дороги. А зачем тогда нам договор с муниципальным предприятием? Опять искать частную организацию? Конечно, мы найдём такую, как это получилось с «Лифтсервисом», когда мы были вынуждены отказаться от их услуг. Только как будут выживать в таком случае те же муниципальные организации?

Председатели ТСЖ вынуждены «вариться в собственном соку», набивая шишки, зарабатывая инфаркты. Хорошо, что мы знаем друг друга, самостоятельно делимся опытом.

– Светлана Ивановна, на ваш взгляд, нужна профильная газета по проблемам ЖКХ в городе?

– У меня на столе лежит первый номер газеты «Коммуналочка в Ульяновске». Порадовало то, что впервые из уст руководителя прозвучали добрые слова в адрес тех, кто работает в сфере ЖКХ. Бесполезно говорить о реформе, если не думать о кадрах. Иногда мне кажется, что в наших СМИ уже сформирован отрицательный образ тех, кто занимается главной сферой жизнеобеспечения. Как так можно? Во-вторых, катастрофически не хватает объективной информации. Поэтому я – только «за».