Председателем жилищно-строительного кооператива «Комплекс» меня выбрали в 2007 году. Специалистом в сфере ЖКХ я стал по стечению обстоятельств. В Ульяновск приехал из Северодвинска, где работал на заводе оборонного значения по испытанию отдельных агрегатов подводных лодок. В 93-м году я закончил Международную Академию менеджмента, а затем прошёл специализацию в Академии коммунального хозяйства имени К.Д. Памфилова по направлению «Управление и экономика жилищно-коммунального хозяйства».

Прямо скажу: работать сложно. Основная проблема в том, что не определены чётко «правила игры». Нет, например, нормативных документов, закрепляющих отношения между ТСЖ, ЖСК, управляющими компаниями – с одной стороны, и ресурсоснабщающими – с другой. Даже при вступлении в брак особо осторожные граждане составляют брачные контракты, а такая важная, основополагающая область, как взаимодействие с поставщиками ресурсов, остаётся до сих пор без внимания со стороны государства и местных органов власти. Вот и получается, что монополист диктует свои условия, а мы вынуждены соглашаться. Благо, если председатель ТСЖ разбирается в законах, владеет навыками экономики, а если – нет? Хотелось бы конкретики в вопросах прав и обязанностей ЖСК и ТСЖ. В Жилищном Кодексе всё слишком туманно, необходимо разработать нормативно-правовые документы детально на местном уровне, с учётом наших ульяновских условий.

Председатель ЖСК – выборная должность. У нас существует правление из 19 членов, среди них есть и старшие по домам, их сейчас предлагают назвать по-прежнему управдомами. Именно они подписывают акты выполненных работ по своему дому. Контроль над распределением средств в ЖСК осуществляет правление. В этом, кстати, существенное различие между управлением в форме ЖСК и управляющей компанией. Для управляющей компании на первом месте – получение прибыли, иначе не было бы смысла в работе, у нас – в организации работы с максимальной пользой для жильцов. У нас не бизнес, а кооперативное владение общей собственностью, где у каждого жителя равные права.

В чём отличие от ТСЖ? В том, что мы можем развиваться, можем строиться. Главный вопрос – собственность на землю. Именно с этим я и столкнулся, когда стал председателем. Тогда в ЖСК у нас работал специалист по земельным делам, ему в комитете управления земельными ресурсами объяснили, что данная услуга будет платная, обойдётся в миллион на каждый дом. Мы написали объявления с призывом провести собрания и обсудить данный вопрос. На следующий день последовал звонок из администрации, вызвали меня и сказали, что нужно немедленно снять объявления. А документы все оформят бесплатно. Так что, теперь кадастровые номера у нас есть.

Сейчас жители каждого дома должны решить: брать землю в собственность или в долгосрочную аренду? Лично я – за первый вариант. Но никто не может назвать нам цену ни на землю, ни на аренду. На что мы можем ориентироваться? И вообще не отработан механизм передачи земли в собственность ЖСК. А это чрезвычайно важно! У нас свой расчётный центр, паспортный стол, и мы могли бы построить отдельное здание, чтобы там разместить эти службы, включая и технический отдел, и юридический, и бухгалтерию. Жителям было бы удобно, а специалистам и работникам комфортно. Могли бы построить гараж для техники ЖСК. Сейчас у нас есть трактор для уборки внутриквартальных дорог и вывозки крупногабаритного мусора. Это гораздо экономичнее и эффективнее, чем зависеть от подрядчика, да и нашим дворникам намного легче убирать тротуары.

Есть у нас и собственная аварийная служба – круглосуточная и маневренная. Все специалисты высокой квалификации, прекрасно знают свой жилой фонд.

Мы точно придерживаемся норм, потому что один сантехник, например, может качественно обслужить до 400 квартир, не более, иначе будет уже халтурная работа. Мы добились того, что не допускаем сторонних лиц. Строго следим, чтобы все работы выполнялись в соответствии с проектами. Например, раньше жители сами могли устанавливать дополнительные приборы отопления, в результате шла разбалансировка всей гидравлической системы. В обслуживании ЖСК – 270 500 кв. метров жилья, около 5 тысяч лицевых счетов. Конечно, мы индивидуально работаем с должниками, но хотелось бы большей помощи со стороны судебных приставов и милиции. По моему мнению, у членов ЖСК сознание и чувство ответственности за свое имущество, построенное на собственные деньги, гораздо выше, чем у жильцов муниципальных домов. Поэтому вопрос решается даже до подачи исков заявлений в суд.

Не могу обойти самый острый вопрос – отношения с поставщиками тепла. На уровне кассационных инстанций мы выиграли три суда с «Теплокомом». По определению суда была назначена экспертиза, и доказано, что не ЖСК должен «Теплокому», а наоборот: 25 миллионов рублей энергетики должны нам. «Теплоком» выставил нам счета на основе так называемого балансового метода, то есть – по факту отпуска тепловой энергии. А мы говорим: «столько тепла не потребили!» В России уже есть прецеденты, многие управляющие компании отстояли свою правоту, и у нас некоторые ТСЖ и ЖСК «отбили» часть средств в пользу жителей. Дело в том, что в Ульяновске мы суды проиграли, несмотря на доказательные выводы экспертизы и вынуждены были подавать кассационные жалобы в Казанский суд. Меня удивляет, что судьи, принимая иногда заведомо неверное решение, которое затем отменяет иная инстанция, рискуют только своей репутацией, и больше ничем. Никакой ответственности за ошибки судьи не несут. Конечно, мы первопроходцы в подобной защите интересов жителей. У нас твёрдая позиция: никакой «тринадцатой квитанции»! Жители не должны платить за выпадающие доходы энергетиков, а только за ту услугу, что получили по факту. И за качество услуги.

И это не просто слова. Мы последовательно будем воплощать планы на деле. Уже сейчас приобрели в Новосибирске оборудование – это регулирующие узлы учёта, которые автоматически контролируют все параметры подачи тепловой энергии и качества горячего водоснабжения. У нас есть специалисты по установке и обслуживанию такого оборудования. Первый дом -проспект Суворова, 33, затем – проспект академика Филатова, 19. Планируем постепенно укомплектовать все дома. Конечно, оборудование дорогое, порядка 600 тысяч рублей. Но окупается в течение года, а затем идёт чистая экономия средств. Подобного оборудования на жилых домах в Ульяновске ещё нет. Я полагаю, что бессмысленно ставить обычные приборы учёта: деньги на ветер. Нужно учиться экономить собственные деньги и перестать, наконец, платить за непредоставленные по факту услуги.

Этот вопрос, по-моему, смыкается с проблемой подготовки кадров в сфере ЖКХ. Чем больше будет грамотных председателей ЖСК, ТСЖ, тем лучше будет в городе жить. Пока я знаю лишь одного человека, которого можно назвать – подвижником. Это Александр Ефимович Пещаницкий, именно он возглавляет курсы по подготовке руководителей жилищно-коммунального хозяйства. Но, насколько мне известно, нет утверждённой программы финансовой поддержки этого благого дела. Учатся все желающие за свой собственный счёт. Также я считаю, что нужна массовая информационная поддержка, поэтому приветствую создание профильной газеты «Коммуналочка в Ульяновске», это принесёт реальную пользу населению города.

Ещё одним нашим плюсом считаю то, что нам удалось войти в программу но капитальному ремонту. Шесть 16-этажных домов будут отремонтированы согласно 185 Федеральному Закону. Документы находятся на рассмотрении в городской Думе. Мы всё-таки этого добились, хотя, прямо скажу, руководство настаивало на смене формы управления с ЖСК на ТСЖ. Но поскольку закон позволяет участие и жилищностроительных кооперативов, мы оставили ту форму, что выдержала проверку временем, позволяет нам достойно содержать свой фонд и развиваться дальше.

Конечно, хотелось бы большей поддержки со стороны представительных органов власти, в первую очередь – в части разработки нормативных документов. Во-вторых, нужна продуманная программа подготовки специалистов. В-третьих, нужно сделать анализ всех городских программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, чтобы перестать «буксовать», а начать двигаться вперёд.

Виктор Павлов Председатель ЖСК «Комплекс»