В Ульяновской области пообещали к 2012 году наладить выпуск беспрецедентных летательных аппаратов
В Ульяновске готовится пятилетняя программа, следствием которой, как предполагается, станет налаженное производство «летающих тарелок» – аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов (АТЛА). Они чем-то напоминают всем известные дирижабли, но отличаются более совершенной конструкцией и экзотической внешностью. Ульяновские АТЛА похожи на те самые летающие тарелки, якобы с пришельцами, о которых все наслышаны.
Разработкой программы по созданию этих летающих тарелок занимается компания «Локомоскай», соглашение с ней губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подписал в августе 2009 года. На новый проект потребуется около 2,7 миллиарда рублей инвестиций. Но благодаря ему область собирается создать 800 новых рабочих мест и получить дополнительный налог на прибыль до 120 миллионов рублей в год. Разработка программы завершится в ближайшее время.
Многофункциональное чудо
Создатели АТЛА уверяют, что итогом их работы станет летательный аппарат нового поколения. Так, «летающая тарелка», которую прозвали «Локомоскайнером», сможет перевозить до 600 тонн грузов и при этом ей не потребуется для приземления ни аэродрома, ни специальной инфраструктуры, ни дополнительных средств. Чтобы посадить АТЛА нужно только открытое пространство. Но это далеко не единственное преимущество нового дирижабля: он гораздо экономичнее самолетов и вертолетов, и способен летать на огромные расстояния. На одной заправке аппарат сможет находиться в воздухе более 100 часов. Его максимальная скорость составляет 110 километров в час, а дальность полета — три тысячи километров.
Разработчики уверяют, что аэростатический термобалластируемый летательный аппарат будет работать за счет гелия, горячего или холодного воздуха и электромоторов. Именно полости для воздуха будут обеспечивать посадку или взлет «летающей тарелки», что дает ей огромное преимущество над дирижаблями старого поколения, которые не могли садиться самостоятельно в любом месте. Гелий поднимет летательный аппарат в воздух, а двигаться он будет за счет электромоторов. Дискообразная форма аппарата повышает его аэродинамические качества и уменьшает габаритные размеры по сравнению с традиционными дирижаблями сигарообразной формы.
Предполагается, что «Локомоскайнеры» будут универсальны. К примеру, АТЛА намерены использовать для перевозки грузов в труднодоступные местности. Причем грузы могут быть разные – в том числе сухое и жидкое топливо, модульные конструкции, и так далее. На АТЛА можно будет перевозить и людей (до 11 тысяч человек!). МЧС собираются использовать дирижабли нового поколения для спасательных работ и при тушении пожаров, они также будут востребованы в промышленности, геологии, торговле, здравоохранении и многих других сферах. Заинтересовалось проектом и министерство обороны. Пригодятся новые «летающие тарелки» также для освоения территорий Сибири и Дальнего Востока.
На новом АТЛА срок перевозки, например, буровой установки сократится с 28 суток традиционными видами транспорта до 2. Кроме того, дискообразный воздухоплавательный комплекс позволит исследовать недры Земли, транзитные и шельфовые зоны океана с использованием самого современного гравиметрического и электромагнитного оборудования. В задачи такого аппарата входит отслеживание состояния протяженных или площадных объектов – линий электропередачи, газо- и нефтепроводов, государственной границы, промышленных зон, специальных объектов, внешних и внутренних акваторий – с использованием сканирующей аппаратуры, в том числе работающей в ультразвуковом и инфракрасном режиме.
Выглядит это все довольно радужно и красиво, но торопиться с планами не стоит. Пока ни одного такого аппарата в стране создано не было. Есть только прототип диаметром всего 7 метров и грузоподъемностью 20 килограммов. Именно его и представили разработчики на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2009, где был подписан договор ульяновского правительства с компанией «Локомоскай».
Чудо-тарелка прилетела из Советского Союза
Уникальная идея принадлежит вовсе не компании «Ломоскай». Мысль о создании подобного летательного аппарата появилась еще у советских ученых. На воплощение их идеи просто не хватило денег и времени – когда аппарат был почти готов, Советский Союз перестал существовать.
Разработки велись на базе Ульяновского авиастроительного завода при участии Московского авиационного института и КБ им. Туполева. Тогда ученые занимались созданием летательного аппарата дискообразной формы, который получил название «Термоплан». Работы по созданию уникального летательного аппарата начались еще в 1982 году по заказу руководства страны, которому нужны были подобные машины для освоения отдаленных регионов.
Юрий Рыжов, автор советского проекта, рассказывал в интервью газете «Итоги»:
«В начале 80-х мне позвонили из Госплана и предложили возглавить комиссию по оценке проектов средств транспортировки тяжелых крупногабаритных грузов в труднодоступные районы Сибири и Дальнего Востока. Я ввел в состав комиссии Сергея Михайловича Егера. Егер мне подсказал, что у него на кафедре молодые ребята занимаются разработкой аппарата легче воздуха – аэростатического, типа дирижабля, который вертикально взлетает и садится, летает на большие расстояния, удобен для транспортировки крупногабаритных и массивных грузов. Я познакомился с этими ребятами и стал фанатом проекта. Я отдал его на экспертизу специалистам, когда-то занимавшимся дирижаблями. Через месяц они написали, что проект хороший и дело стоящее. Я пошел в Кремль к зампредам Совмина, которых знал. Приняли постановление: финансировать проект термоплана как прообраза аппарата высокой грузоподъемности. К критической зиме 1991 -1992 годов – времени развала СССР – на 80 процентов термоплан был готов».
Новый летательный аппарат стал бы экономичнее вертолета в 17 раз, а самолета в пять раз, поскольку держался в воздухе не за счет горючего. Предполагаемая грузоподъемность «Термоплана» составляла 600 тонн, дальность полета до пяти тысяч километров с максимальной скоростью 200 километров в час. В нем также планировалось сделать две камеры – одну с воздухом, а другую с гелием. Но тогда этим планам не суждено было сбыться.
Америка тоже хочет летать на «тарелках»
Американская мечта о свободном полете уже скоро может сбыться. Ведь не только в Советском Союзе возникали идеи о создании уникального летательного аппарата. Так, разработками подобных дирижаблей всерьез занимаются в США. Правда их проект менее красив, зато более реалистичен.
Американская компания Lockheed Martin проектирует грузовой дирижабль P-791 с грузоподъемностью 400 тонн. Только форма у американского аппарата будет иная – это два обычных дирижабля, соединенных вместе. Но, являясь удвоенным классическим дирижаблем, американский летательный аппарат не сможет приземляться в непдготовленном.
Как видно, американский проект куда менее интересен отечественного. Поэтому если россияне воплотят свой проект в жизнь, то от желающий приобрести «Локомоскайнеры», скорее всего, не будет отбоя. Кроме того, ульяновские разработчики могут дать огромный стимул для развития многих отраслей промышленности в России, усовершенствования работы МЧС, освоения новых территорий. В их руках и престиж страны. Главное, чтобы в итоге получилось то, что они обещали – «летающая тарелка» с беспрецедентными возможностями.
Александра Шум