Геннадий Павлович Буров внес огромный вклад в развитие отечественной промышленности и науки
Он родился в 1924 году в селе Базарный Сызган Ульяновской области. Работал токарем в железнодорожном депо. Участник Великой Отечественной войны, был тяжело ранен и вернулся домой инвалидом.
На Брянском машиностроительном заводе он работал с 1958 года – начальником отдела, цеха, главным инженером. А в 1967 году возглавил завод и был его генеральным директором 18 лет. Герой Социалистического Труда, лауреат премии Совета Министров СССР. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Умер Геннадий Павлович в 1985 году, скоропостижно.
Предприятие было известным и до Бурова. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже брянские паровозы были признаны шедевром технической мысли. Три года спустя их стали выпускать в США. С 1882 года на изделиях завода стали изображать двуглавого орла – за высочайшее качество продукции.
Каковы же особые заслуги директора Бурова? С его именем связано освоение маневрового тепловоза ТЭМ-2 мощностью 1200 лошадиных сил. Серийный выпуск машин начат в 1968 году. Спустя семь лет их было изготовлено более 2000.
Под руководством Геннадия Павловича освоены новые виды продукций – дизели, рефрижераторные секции, тепловозы, построен завод тепловозных дизелей. При Бурове произошло грандиозное техническое перевооружение завода, превратившее БМЗ в ведущую фирму с мировым именем.
Брянский тепловоз был одним из первых изделий в стране, получивших Государственный Знак качества. Исключительно с помощью ТЭМ-2 проложена Байкало-Амурская магистраль, и он первым прошел по новой Транссибирской магистрали.
На ВДНХ СССР ТЭМ-2 был удостоен четырех золотых, двух серебряных и 12-ти бронзовых медалей.
С именем Бурова связан выход СССР на международный рынок с новым видом продукции – малооборотными крейцкопфными дизелями большой мощности для морских судов. Брянскими дизелями оснащены корабли под флагами почти всех ведущих держав мира.
Надо сказать, что Буров был человеком дела, поэтому люди ему верили и уважали. Под руководством Бурова территория завода стала парковой зоной. Он отдал много сил и энергии строительству жилого микрорайона «Московский», Дворца молодежи «Юность», хоккейного стадиона с искусственным льдом, заводских теплиц, здравниц.
Геннадий Павлович Буров любил историю своего завода и построил на его территории в бронзе и мраморе десятки великолепных памятников.
В этом удивительном музее особое место занимают знаменитые «Брянские правила», которые ввел в годы разрухи и гражданской войны тогдашний директор завода Рожков.
Приведем некоторые из их четырнадцати пунктов.
«В заводе всякое распоряжение, относящееся к порядку и ходу работ, имеет силу в том случае, если оно исходит от директора завода и в цехах – от начальника цеха…».
«Лица, уличенные в противодействии правильному и продуктивному течению работы, подвергаются наказанию… вплоть до расчета».
«Никакие митинги и собрания на заводе не допускаются».
«Рабочим и служащим, находящимся на заводе, оплату производить только за работу. Лица, не выполняющие работу, плату не получают».
В 1991 году на заводе, как и в революции 1917 года, произошло стихийное прекращение работ. Были выдвинуты экономические и политические требования. Недовольство достигло кульминации в августе. Вспомнили Бурова и «Брянские Правила». Остановились. Подавляющая часть рабочих осталась на рабочих местах, поддержала порядок и дисциплину.
…День памяти Бурова брянские машиностроители ежегодно отмечают до сих пор. Не каждый крупный руководитель государства удостоился такой доброй памяти и чести.
Автор: Николай Неверкин