В продолжение темы

“Триумф буржуазии утопил священный трепет религиозного экстаза, рыцарского воодушевления и дешевой сентиментальности в ледяных водах эгоистического расчета”.

Карл Маркс

«Все имеющее эмоциональную или иррациональную мотивацию занимало, занимает и будет занимать в человеческом поведении куда более широкое место, чем мелкая выгода. Без учета этого факта, большая часть человеческой истории остается недоступной пониманию».

«человеческий прогресс идет не в экономической или социальной области, но внутри самого человека, что он состоит вовсе не в том, чтобы «выбиться в люди» или «пробиться наверх», вкалывая до пота лица, чтобы только занять не свойственное себе положение».

Юлиус Эвола

Исторически богатство никогда не было синонимом «элитарности». Всю обозримую историю человечества (до самого последнего времени) богатство, капитал было обязательным качеством одной определённой общественной группы, касты, сословия, класса… Торговцы, буржуазия, коммерсанты, бизнесмены… Они никогда не были ни первыми, ни последними. Вечный средний класс, жировая прослойка общества. Для настоящей власти всегда лишь средство. Они отсутствуют в традиционном обществе, появляясь вместе с рынком, торговлей, самой идеей отчужденной ценности. Геноновским «царством количества». Однако изначально, сразу и бесповоротно они встают в оппозицию к традиции. Примат и приоритет индивидуального, конституирующий буржуа, исключает коллективистскую основу любой традиции. Эта война началась сразу и идет она на выживание до сих пор. Тьма индивидуалистской энтропии, разлагающей человечество на атомы, против любого порыва к тому, что человеческое превышает, что пытается выйти в нем за свои пределы. Вечный двигатель любого человеческого движения. К общему, к идее, к творчеству, к власти. Рим и Карфаген.

С течением времени все упрощалось, переворот мира с ног на голову шел постепенно. Как пишет Эвола «следует различать четыре стадии регрессии каст: на первой, élite имеет чисто духовный характер, воплощает в себе то, что общим образом можно назвать «божественным правом», выражает собой идеал нематериального достоинства; затем она обретает черты воинской знати; на третьей стадии ее сменяет олигархия на плутократической и капиталистической основе, правящая в рамках демократии».

Элита сегодня это обязательно и в первую очередь деньги. Рули ты хоть страной, определяй судьбы миллионов, обладай хоть 007 -правами в отношении других – без денег, без до абсурда доходящего слоя жира, никто не явствует себя по настоящему «элитарным» и достигшим высот. Абрамович, самый энергичный и наглый шустрила 90-х – наш сегодняшний идеал. Чудовищная коррупция – это не проблема, это принцип существования нашей сегодняшней власти. Просто потому что деньги – основной критерий иерархии.

Бог бы с ними. «В живом организме борисабрамычи не заводятся…» Здесь важнее антропологический аспект проблемы. Важно чтобы те, кто жив и здоров снова осознали, что царящее вокруг уродство, невроз, нагло выдающий себя за норму – не более чем болезнь. Интереснее скорее то, насколько далеко она зайдет. Придется ли удалять ее операбельно или осознаем чуть раньше и обойдемся таблетками. Общество уже в бреду и галлюцинациях «фронтов» и «ополчений». А это именно рак: часть, пытающаяся сожрать целое организма. Рассыпать его на клетки, выживания которых вне идеи целого, вне организма как принципа, просто не будет. И очень важно здесь собственное внутреннее здоровье осознающих; тех, кто несет в организме функцию скрепления в одно целое. Интеллигенции, ДНК общества.

«Будьте голодными» – говорит Стив Джобс в своей знаменитой речи в Стенфорде. Будьте голодными, чтобы быть живыми. Ведите с жизнью диалог – будьте открытыми всему. Это не призыв к бедности. «Отсутствие богатства – это еще не бедность. Бедность – это жажда богатства».

Сян-цзы. «Есть люди у которых есть деньги, и есть богатые люди». Шанель. Качество себя, масштаб собственной жизни это всегда ответственность и путь, страдание, травма, драма, трагедия, если хотите. Много проще отдаться иерархии количества. Услужливый глянец, мир фотошопа, так просто списать свое ничтожество на отсутствие денег. «Да, мне не повезло как ему». «Да, в таком мире живем». И это правда. Сейчас в таком. Но цена такой капитуляции для каждого человека– самость, сама жизнь индивида (от латинского individuum неделимое) как действительно неделимого конъюнктурой окружения, живого целого. Через принятие иерархии количественного, выражающуюся в гонке потребления, человек заслоняется, загромождается от самого себя. Приятие к себе ключевым принципом позицию хайдеггеровского Das Man («как люди»), жизнь в модели некритического скольжения по инерции – это защита от вызова живого, которое всегда травма и путь. Это всегда модель вытеснения себя из жизни, оборона от самого себя. Сегодняшний идеал – чемпионы побега от себя, иерархи дурной бесконечности потреблятства. Всегда проще успокоиться через самоутверждение иллюзорного взгляда вниз. И покупка Лансера в нашей текущей общепринятой и насаждаемой иерархии легко даст такую желанную высоту над владельцем десятки. А тем более над всю жизнь пешим учителем, отдавшим жизнь ради воспитания детей. Помните советский мультфильм про золотую антилопу? Богатство – это крепость, в которой человек пытается спрятаться от реального. Мнимая стабильность. Мечта о гипотетическом финале в тихой дорогой пристани свободной от потрясений и бурь. «Там, где ночь разотрёт тревога, там, где станет невмоготу – вот туда тебе и дорога…». Любое живое выбирает другой путь. Поначалу всегда неосознанно, придумывая разной степени модели осознания «дороги к счастью». Костыли, которые вбиваются в скалу по дороге ввысь. И в этой дороге важно быть голодным, быть в минимуме необходимого. Любой избыток принимать как дарованную новую возможность и благословение на дальнейший путь. Понимать, что «счастье» это не более чем момент в пути, привал, посланный для того, чтобы двигаться дальше. Только тогда и бывает «счастье». Потому что собственно человек по определению, миссии своей и смыслу есть этот путь и дерзание вершины. Человек есть только то, что больше человека, что есть преодоление, трансгрессия, вызов и принятие этого вызова. Человек это мост, а не цель. То, что вровень – не более чем мертвый покой Das Man («как люди»).

Только что перевели классику текущей политологической мысли, агамбеновский Homo sacer, он выделяет важный момент. У греков жизнь обозначалась двумя терминами bios и zoe. Последнее, это жизнь «голая», биологическое существование, обеспечение потребностей, поздняя иерархизация этого, то что сегодня в гипертрофированном институализированном виде предстало как «общество потребления». Биос это другое. Биос это агон, это постоянное соревнование, преодоление, сила того, что будучи постоянно на границе самого себя себя и преодолевает. Только это собственно и есть жизнь. Зое постоянно стремится к энтропии покоя, биос – единственная сила, которая её превозмогает. И Агамбен выделяет ключевой пункт – на границе Нового времени, когда закладывались в том числе политические основы сегодняшней «цивилизации», Европа выбрала за атом общества «зое» человека, его тело, просто факт его существования. Это было чуждо всем предыдущим цивилизационным проектам, в которых факт рождения далеко не приравнивал «тело» к «человеку». «Человеком» нужно было стать и только после этого войти в мир полноценного общественного и политического. Стать через посвящение, всегда болезненное и зачастую оканчивающееся смертью. Интересный аспект: сам концепт «детства» – изобретение 18 века. До этого «детей» не было. Были те, кому предстояло только стать человеком. А глядя на современный культ молодости, например, даже человек 18 века, не говоря о более ранних эпохах, просто покрутил бы у виска. Мир встал. Встаёт, затекая цементом бабла Россия. Но это как в голливудских фантастиках, помните? Окаменело, а потом тронь – и рассыпалось.

И вынесенная здесь в заголовок «умеренность» здесь десятое. Это не более чем качество, чем вектор отношения к происходящему тех, для кого сама эта система координат десятое. Вынесенное потому, что сегодня этот вектор самое главная характеристика человека. Мимо которого не пройти тем, кто хочет что то изменить и неизбежно войти в диалог со своими. С теми для кого первым делом самолеты. И не важно какие. Общее дело.

«по одну сторону стоят те, кто признает существование нетленных принципов, как основу всякого истинного порядка и, твердо придерживаясь их, не позволяет увлечь себя событиям; те, кто не верит ни в «историю», ни в «прогресс» как в мистические сверхъестественные сущности, и стремится обуздать окружающие силы, вернув их к высшим, незыблемым формам. Именно это означает для таких людей «не отставать от жизни». По другую же сторону стоят те, кто родившись вчера, не имеет ничего за собой, верит лишь в будущее и с головой погружается в безосновательные, эмпирические и непродуманные действия, обманывая себя относительно своей способности управлять событиями, не зная и не признавая ничего, превосходящего материальный и событийный уровень, выдумывая одну систему за другой, что никогда не приводит к истинному порядку, но порождает лишь относительно сдерживаемый и частично управляемый хаос».

Цитаты в тему, но не в текст:

«индивидуум оказался перед лицом миллионов других индивидуумов, вовлеченным в царство количества, чистого числа, в мир масс – материалистических и не имеющих иного Бога, кроме всепоглощающей экономики».

«Мы утверждаем, что вне сферы экономических интересов необходимо утвердить высшие ценности: политические, духовные и героические, …лишь при наличии этих ценностей возможны идеи, ради которых стоит жить и умирать, подлинная иерархия и новое достоинство»,

Отныне, он, подобно белке в колесе, вынужден безостановочно мчаться вперед, охваченный неутолимой жаждой действия и потребностью производить все больше и больше. Он не может позволить себе остановиться даже на секунду, так как в подобной экономической системе остановиться значит откатиться назад или, в худшем случае, потерять опору под ногами и упасть. Экономика затягивает в это движение (которое представляет собой уже даже не «активность», но скорее чистое и бессмысленное возбуждение) не только тысячи трудящихся, но и крупного предпринимателя, «производителя благ», «собственника средств производства», производя все более необратимые духовные разрушения. Это ясно высвечивает подлинные намерения, которые таятся за «бескорыстной» любовью, питаемой тем американским политиком, основным пунктом международной политической программы которого стало «повышение уровня жизни слаборазвитых стран всего мира». За этими красивыми словами стоит желание благополучно довести до конца нашествие новых варваров – единственных настоящих варваров – стремление поймать в силки экономики ту часть человечества, которая пока еще не впала в безумие, загнать его в общее стадо, поскольку непрерывно растущие денежные средства необходимо использовать и вкладывать в новое производство, а безостановочный производственный механизм, постоянно приводя к перепроизводству, нуждается во все новом расширении рынка.

Если крупный предприниматель полностью отдается экономической деятельности, которая становится для него своего рода наркотиком – тем, что ему жизненно необходимо – то он делает это из инстинктивной самозащиты, поскольку стоит ему остановится, как вокруг него разверзнется пустота и его охватит ужас от существования, лишенного смысла

Юлиус Эвола

Приравнивание вещи или процесса к финансовому эквиваленту означает их вычеркивание из бытия. Если есть цена, стоимость, значит содержание вытеснено. Подлинное бытие есть то, что имеет центр в самом себе. Все остальное — подделка, фальсификат, мираж, управляемая кем-то посторонним галлюцинация.

Головин