На днях в Ульяновске одна знакомая пожаловалась – в местный госуниверситет в этом году отменили набор на специальность “журналистика”, а ее дочка, говорит, просто грезила учебой на журфаке. Рухнули все мечты, а с ними, возможно, и будущая карьера, горестно посетовала дама. Я со знакомой не согласился – дескать, неужели вы считаете, что для того, чтобы быть профессиональным журналистом, необходимо получать специальное образование? И привел в пример легенду отечественной журналистики Игоря Голембиовского (окончил филологический факультет), тележурналиста Михаила Осокина, историка по образованию, Виктора Шендеровича, окончившего Московский государственный институт культуры по специальности “режиссер самодеятельных театральных коллективов”, Алексея Венедиктова (тоже, кстати, историка по образованию)… Думаю, найдется не так много людей, которые считают, что перечисленные мной персоны – плохие журналисты, и что квалификации им не хватает. Да и среди моих знакомых коллег сразу обнаружилось немало тех, кто имеет непрофильное образование. Отсюда вопрос – а нужен ли журфак в принципе? Неужели есть еще те, кто искренне думает, что журфак может научить писать? Как правило, именно с этой фразы начинается бурная дискуссия насчет того, что научить писать человека, в общем-то, нельзя, а можно “направить в нужное русло” и дать базовые знания. Лично мне представляется, что иное гуманитарное образование (история, философия, филология и т.п.) может оказаться для будущего журналиста не худшим, а, возможно, даже лучшим вариантом. Лучшим – в плане качества получаемых знаний. К сожалению, зачастую современный журфак собирает не журналистов по призванию, как хотелось бы, а тех, кто плохо знает математику. Мне довелось некоторое время преподавать студентам-журналистам. Безусловно, среди них удалось повстречать тех, кто наверняка добьется или даже уже добился определенного успеха на избранном поприще. Однако учится там и немало молодых людей, поступивших именно сюда по выше обозначенному мной принципу, да еще и потому, что “название специальности прикольное, и диплом будет”. Профессия журналиста во многом специфична. По сути, она позволяет работать (и во многих случаях вполне успешно) людям, не имеющим специального образования. При том, что, например, профессиональным врачом, инженером или программистом невозможно стать, не получив профильного образования. К слову, мне довелось работать в различных редакциях федеральных средств массовой информации, но ни в одной из них не просили предъявить диплом, да и не интересовались, какой вуз и какую специальность я закончил. Может, потому, что профессионализм или непрофессионализм журналиста довольно легко проверяется? На мой взгляд, журфак – это во многом искусственно придуманное явление. Ставший стереотипным тезис, что журналист должен быть эрудированным и всесторонне образованным, не выдерживает критики. В конце концов, а врач, шесть лет получающий образование, не должен быть таким? Или кто-то всерьез полагает, что студенты-филологи и студенты-историки получают худшее гуманитарное образование, нежели студенты-журналисты? Ерунда! Убежден, что у любого начинающего журналиста овладение основными навыками работы, освоение терминологии происходит именно в процессе работы, а отнюдь не в учебной аудитории. По этому поводу сразу вспоминаю реальный случай, по праву претендующий на анекдот. В огромной аудитории, где проходила пара у студентов-медиков, одной девушке стало плохо, и она потеряла сознание. “Врача! Срочно вызовите врача!” – закричала преподаватель, и будущие эскулапы бросились накручивать 03. Я никогда не верил и не верю в возможность существования инкубатора по производству журналистов. Не спорю, человека можно научить складывать слова в предложения и придумывать заголовки. Можно объяснить, чем очерк отличается от репортажа, что такое фичер, лид и бэкграунд. Но настоящий журналист в моем понимании – это не просто машина по производству текстов. Хороший журналист – это штучный продукт. Уверен, что многие не согласятся со мной и возразят, что я пропагандирую необразованность журналистской среды – дескать, и без того сегодня хватает пишущих недоучек. Беда лишь в том, журфак никогда не являлся гарантом того, что из его стен выйдет высокообразованный специалист. Что насчет этичности, принципов и убеждений, то это, наверное, вопрос не к университетам, а к мамам и папам. Ведь классный журналист, как мне представляется, вырастает в порядочной семье. http://www.bbc.co.uk/blogs/russian/michaelbelyi/2011/07/post-72.html Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Роман
Все так ие сть. не учат на журфаке. тольок девки там одни
Ахмеров
Всё так (во всяком случае мне, историку по образованию, на практике постигающему азы журналистики, хочется в это верить), но проблема подготовки кадров всё равно есть. В том же УлГУ в этом году нет приёма на историческую специальность. Набор на философию закончился ещё раньше. Хотя университет имеет целый факультет гуманитарных наук. Похожая ситуация в политехе.
гуманитарий
Ну я закончил ФГНИСТ УЛГУ, а по специальности не работаю.
А как я хотел по специальности работать. Эх!
1
ответ правильный
аффтор жжот ))))
а у вас и среди журналюг есть одна знакомая
к.
великий аграновский любил говорить-хорошо пишет не тот,кто хорошо пишет,а тот, кто хорошо думает.
бруженица
Миша, зачем же ты сам окончил пятилетку на кафедре журналистики? ну переквалифицировался бы на филолога или историка.
проблема не в плохом образовании студентов и выпускников-журналюг, не в том, что не по призванию учиться идут и работают не по специальности. проблема-то в наборе кадров да в оплате труда.
з.ы. убеждена, что большинство тех же пресловутых филологов и историков работают по окончанию вуза в другой сфере. где платят больше.
Турковкая Ольга
Сама учусь на журфаке, и не скажу, что зря. Конечно, можно взять учебник О.Р.Самарцева, прочитать от и до и почувствовать себя профессионалом. Однако есть что-то в нашем образовательном процессе, чего не пропишут в методичке. Да, не спорю, что из всего потока дай Бог на поприще нашей профессии вступят от силы человек 5. Кому это нужно – уже работают со второго курса. Лично передо мной обучение в ВУЗе открыло множество дорог в проф.деятельность (причём в штате, причем даже с трудовой книжкой). И та теория,которую вдалбливали в меня преподаватели, стала неотъемлемой частью моей практики.
Сергей
Оля, а кроме учебника Самарцева другие книжки читать не пытались?
Турковская Ольга
написала утрированно. Думаю, и так всё понятно, что всю методологию,прочтённую мной, я тут перечислять не буду. Можно было немного,да поразмыслить
филфак
закончила филфак- пед. не жалею. на улгушный журфак, да и улгу в целом- просто Г.
А историки, филологи, культурологи легко могут стать журналистами за счет полученного багажа знаний-раз, за счет вороха прочитанных книг – 2, за счет полученных навыков и умениях ГОВОРИТЬ , выражаться образно и вообще владение всеми функциональными стилями речи- 3.
Да и опыт в педе, дают еще тот…риторика, вся мировая литра, + есть как прикладной курс журналистики с основным ликбезом.
А так… если есть талант- пробьешься. главное, правильно излагать свои мысли и уметь черное делать белым, а белое черным парой фраз
филфак
беда в том, что филолог и историк могут стать журналистами. А журналист филологом и историком -нет
бруженица
журналист может политологом, социологом, философом. например. но о чем мы говорим вообще? врач ортопед никогда не станет первоклассным нейрохирургом.
талант??? вам, вероятно, не рассказали в прикладном курсе журналистики, что талант в этом деле – не главное. и кстати! не знаю ни одного практикующего журналиста-препода в педе на филфаке. что немаловажно. ну да не суть.
Сергей
Талант, милая, важен в любом деле
бруженица
-навык и опыт. потом уже талант. журналистам не политические романы писать-таки.
Сергей
В Ульяновске масса журналистов с навыками и многолетним опытом. Только читать их не хочется. Это как?
бруженица
не читайте! ну раз масса – благо и выбрать есть из кого. закон жанра.
вы же не идете к плохому ювелиру или к тому же самому врачу. и тут аналогично.
Вася
Девушка не поняла вопроса
поддерживаю бруженицу!
действительно,журналистам не “войну и мир” писать. тут опыт, важнее таланта. вопрос кто вырастет в проф.плане, кто нет. кто-то будет всю жизнь релизы обрабатывать и будет счастлив.
не могу сказать однозначно, что учится на журфаке плохо. но советовать поступать, все же не буду.
Рабинович Абгаша
Ежели иметь фамилию Шендерович,Голембоивський, Гангнус, Кац , то действительно журналистское образование ни к чему. На тель-авиденье для подобных цукерманов места забронированы. Шоб я так жил.
Ольга
Полностью согласна с автором! Замечательные слова! У меня есть еще масса предложений по поводу реорганизации всех ВУЗов! Перво-наперво, перестанем давать дипломы юристам! Они там ничему не учатся и по окончании многие не знают определения Конституции. Во-вторых, сколько выпускается горе-врачей! Их тоже пора прикрыть. Философов, историков, математиков,экономистов – всех нужно закрыть, ибо нет у них таланта! И идет туда кто попало. Летчиков давно пора ликвидировать. Самолеты вон, как листья осенью, падают. А нет профессии – нет проблем. Иначе просто жить страшно! Закрыть нужно все и вся! Вот что я думаю. И только большие таланты должны пробиться к славе! Эдакие Ломоносовы.
Мэн
И откуда только берутся такие хунвейбины?
Автору премию!
Именно! Вот она — истина! Школы журнализма закрыть все до одной в мире! Автору Пулитцера за гениальность и уникальный талант провидца. Ведь он разом разрешил проблему. Да как лихо. Тут и добавить нечего. Маладец!
Антигуманитарий
Да вообще просто гуманитарное образование не полноценное. Социология – это трехмесячный курс. Журналистика – призвание и практика. Так же как и педагогика. На инфаке (улучшеный варианет гумфака) учат языки, на медицине – лечить, на строительном – строить, а на истории-филологии-философии-жкрфаке-социологии и тд. – ничему! Так, общее развитие…
Учитель
В Ульяновске масса журналистов с навыками и многолетним опытом.