Михаил Белый
Торговые киоски в Ульяновске смогли отстоять свое право быть разными.
Мэрия Ульяновска отменила требования, которые предписывали предпринимателям приводить торговые киоски к единому внешнему виду. Об этом сообщила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, ульяновское управление которой ранее усмотрело в действиях властей нарушение законодательства. По мнению антимонопольного ведомства, местные чиновники в своем рвении очистить город от ларьков чересчур перегнули палку.

«Муниципальные органы, навязывая предпринимателям проводить за счет своих денежных средств замену торговых киосков павильонами единого образца по существующему проекту, необоснованно препятствовали осуществлению деятельности предпринимателей – владельцев торговых точек», – заявила начальник отдела товарных рынков ульяновского УФАС Марина Степанова. В ведомстве также отметили, что ранее городская администрация «предъявила не установленные нормативными правовыми актами требования к внешнему облику временных сооружений розничной торговли – торговых павильонов, киосков, расположенных на территории города». В сентябре прошлого года комиссия ульяновского управления ФАС признала это нарушением закона «О защите конкуренции».

По мнению ведомства, комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии Ульяновска также нарушил закон «О защите конкуренции», поскольку «включал в условия договора аренды земельных участков под размещение временных сооружений требования, не относящиеся к договору аренды земельных участков». «Комитет устанавливал различные сроки при заключении договоров аренды земельных участков под размещение временных сооружений для различных хозяйствующих субъектов, что также противоречит антимонопольному законодательству», – сообщили «Эксперту Online» в пресс-службе территориального управления ФАС.

С выводами УФАС, усмотревшего в действиях мэрии нарушение антимонопольного законодательства, уже согласились суды двух инстанций – Арбитражный суд Ульяновской области и 11-й Арбитражный апелляционный суд в Самаре, к юрисдикции которого относятся Ульяновская, Пензенская, Самарская области и Татарстан.

Мэрия Ульяновска и комитет мэрии по управлению городским имуществом и земельными ресурсами в свою очередь уже уведомили ульяновское УФАС о том, что исправились и в полном объеме исполнили выданное предписание. По мнению Марины Степановой, «исполнение предписания должно способствовать существованию такого сегмента рынка розничной торговли, как торговля продовольственными и непродовольственными товарами через киоски».

Стоит отметить, что ульяновские власти не первый год ведут ожесточенную войну с уличной торговлей. В частности, экс-мэр Ульяновска Сергей Ермаков публично называл киоски «ржавыми собачниками». Не стеснялся в выражениях и глава региона Сергей Морозов. В частности, на одном из аппаратных совещаний в областном правительстве он пояснял, что сохранившиеся киоски – это не более чем рудимент, от которого необходимо обязательно избавляться. «Нигде в России этого уже нет, только у нас стоят такие курятники на курьих ножках», – заявил глава области. Собственно, после этих грозных заявлений местные чиновники и решили обязать владельцев уличных торговых точек подписать договоры, согласно которым киоски должны быть приведены в порядок в соответствии с разработанными стандартами. Под этим требованием, отмечают предприниматели, понималась необходимость в кратчайшие сроки и за собственный счет приобрести новые ларьки, что, естественно, большинству было просто не по карману.

По словам эксперта общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Евгения Шлеменкова, киоски как отдельная форма торговли существуют во всем мире и нигде не считаются рудиментом. «На самом деле киоски очень удобны для многих граждан. Например, далеко не каждому хочется заходить в супермаркет и отстаивать очередь ради пачки сигарет или бутылки минеральной воды», – пояснил Шлеменков. Решение антимонопольной службы могло бы позволить предпринимателям вздохнуть свободнее, если бы не новая напасть – местные власти организовали перенос киосков из центральной части города в спальные районы. Эти меры чиновники мотивировали необходимостью улучшения архитектурного облика, а также борьбой с алкоголизмом и курением.