Первая выставка фестиваля «Улица как музей, музей как улица» из Самары – победителя конкурса проектов «Современная культура России на территории Ульяновской области» -вызвала неоднозначную реакцию публики.
Руководитель этого проекта Роман Коржов и куратор Нели Коржова не первый раз появляются в Ульяновске. Многим, вероятно, памятна их выставка на «Культурной столице Поволжья» в нашем городе в 2001 году. В тот раз они учили ульяновцев быть толерантными, лавируя в выставочном зале между подвешенными на уровне груди камнями, когда одно неверное движение грозило зрителю шишками и синяками.
Теперь Коржовы привезли к нам проект «Улица как музей, музей как улица». В родной Самаре они 12 лет проводят международный конкурс для «актуальных» художников, вывешивая лучшие работы в виде постеров на. остановках городского транспорта. Это необходимо, объясняют они, чтобы приблизить современное искусство к народу.
Авторы, современные «передвижники» – россияне и иностранцы, – явно противопоставляют себя традиционному искусству, создавая фотоколлажи на разные темы. Их не смущает то, что в столь необычном выставочном пространстве их произведения теряются в рекламной пестроте, что они будут забрызганы грязью, покрыты пылью и даже, пардон, заплеваны.
Тем не менее, за те годы, что проект работает, по утверждению Нели Коржовой, в Самаре прибавилось поклонников современного искусства среди элитарной молодежи с художественным образованием, которая уже сама включается в процесс создания подобных произведений.
В Ульяновске работы можно увидеть не только на остановках. Экспозиции также устроены в музее современного изобразительного искусства и в выставочном зале областной научной библиотеки.
В библиотеке наша не привыкшая к подобному творчеству публика ходила вокруг стендов озадаченная. Дело в том, что без комментариев самих творцов понять смысл того, что они сотворили, можно далеко не всегда. Это, кстати, одно из главных отличий искусства «актуального» от искусства традиционного.
Вот позирует перед зрителями экстравагантный красавец. с расстегнутой ширинкой; вот чистит зубы девушка на фоне московского Кремля (?), вот два мужчины сначала поедают (о, ужас!) стеклянные елочные украшения, затем из них (фу!!!) фонтаном бьет кровавая рвота.
Есть работы по смыслу проще: мужчина и женщина погребены под горой мусора из пустых пластиковых бутылок. Есть работы «концептуальные», состоящие из одной только лаконичной надписи. Например: «Представь, что ты собираешся съесть ломтик лимона». Фразу привожу в оригинале.. Судя по ошибке,, автор, «актуальный» художник, явно изучал русский язык в школе после реформ образования последних лет.
Впечатления, которыми удалось обменяться на выставке с посетителями, отнюдь не восторженные. Говорят: «Не трогает! Реклама часто бывает интереснее.»
Единственный постер, вызвавший понимание и поддержку у большинства, – это творение группы «Синие носы» под названием «NATO welcome!»: ряженные в русские рубахи дурашливо-свирепого вида мужики с фальшивыми бородами, с топорами и хлебом-солью готовы встретить заморских гостей.
«Неужели вы думаете,, что искусство – это то, что вы сейчас видите?» – спрашивает зрителей «концептуальный» автор Юрий Альберт. Думается, сам вопрос содержит в себе ответ.
Ирина Морозова