Виктория Чернышева
Ряд информагенств распространили в четверг информацию о том, что Минобороны намерено отказаться на ближайшие девять лет от закупки автомобилей марки УАЗ. Источник в госведомстве, на который ссылаются авторы, сообщил, что до 2015 года военные будут использовать ульяновские внедорожники, стоящие у них на балансе, а затем их заменят. Закупка же продукции УАЗа не исключена – небольшими спецпартиями.

На автозаводе корреспонденту “РГ” сообщили, что пока никаких официальных уведомлений от Минобороны не поступало. Доля заказа для военных в общем производстве УАЗа совсем небольшая: в 2009 году предприятие изготовило для армейских нужд 452 внедорожника, в 2010 году их было 674, за девять месяцев 2011-го – около ста. Всего же в нынешнем году автозавод должен произвести почти 63 тысячи автомобилей.

Для Министерства обороны УАЗ делал несколько видов автомобилей. Прежде всего, это одна из самых дешевых моделей автозавода – тентованные “Хантеры” (именно их, вроде бы, военные и собираются заменить другими внедорожниками). Вторая модель – это санитарка УАЗ-396218, которую сделали специально по заказу ведомства. Она имеет повышенную проходимость и дизельный двигатель с турбонадувом, повышенную (по сравнению с серийным автомобилем на 200 килограммов) грузоподъемность и вместительность – в салоне внедорожника размещается десять человек. Плюс к этому, завод производил небольшие партии дизельных внедорожников, изготовленных на базе UAZ Hunter, с двигателем с турбонадувом и пятиступенчатой корейской коробкой передач.

Госзаказы поддержали предприятие в кризис, но год от года становились все более скудными. Например, в 2009 году УАЗ произвел для нужд федеральных министерств и ведомств более восьми тысяч внедорожников. Заказчиками выступили МВД, МЧС, Минрегионрезвития и Минздрав. Для федерального медико-биологического агентства автозавод изготовил полноприводные спецавтомобили повышенной (до 3,5 тонны) грузоподъемности на шасси итальянской фирмы Bremach – UAZ T-REX. Это штучный и достаточно дорогой товар: одно только шасси стоит порядка трех миллионов рублей. Каждый автомобиль укомплектовали специальным оборудованием, которое сделало его многофункциональным. Использовать UAZ T-REX агентство намеревалось в труднодоступных местах, куда обычная техника не проедет.

В 2010 году заказ Минобороны, который был размещен на УАЗе, был уменьшен в полтора раза: официальным объяснением такого решения стала оптимизация, которая идет в рядах вооруженных сил.

В любом случае, если работать на военное ведомство автозавод больше не будет, на его экономических показателях это вряд ли скажется. Хотя, как заявили корреспонденту “РГ” на УАЗе, “мы дорожим каждым клиентом”.

Справка “РГ”

В 2010 году УАЗ выпустил 55223 автомобиля. Это почти на 70 процентов больше показателей 2009 года, но меньше 2008-го, когда с конвейера УАЗа сошло более 72 тысячи внедорожников. Из общего количества произведенных авто более половины (свыше 30 тысяч) составили грузовые машины; почти 13,3 тысячи – “Хантеры” и около 11,5 тысяч – “Патриоты”. Объем производства внедорожников этого семейства увеличился в два раза.

В соответствие с утвержденной программой производства, до конца 2011 года УАЗ должен выпустить 62,7 тысячи внедорожников. Это почти на 14 процентов превышает итоговый показатель производства 2010 года. Причем изначально был озвучен план в 58 тысяч авто.

Завод по-прежнему работает только под заказ, по конкретным заявкам от дилеров.