Верите ли вы, что в нашей столице (вы, естественно, понимаете какую из столиц я имею ввиду :) появится МЕТРО?..

Именно, метрО, с ударением на “о”, а не как весь Ульяновск пару лет назад переучивался называть оптовый магазин “мЕтро”.
Если не верите, то добро пожаловать в википедию, там в статье про “метрополитен” давно город У. значится как владеющий собственной подземкой уже в 2025 году..

Даже больше, у этой нашей ещё несуществующей достопримечательности есть отдельная страница на вики – Ульяновское метро.

И это не то вымышленное метро, над которым посмеиваются посмеивались (статью про Ульяновск всё-таки запилили :( ) на Луркоморье, а самое настоящее, под которое у нас даже самый новый мост изначально предназначен.

Для начала капнём в историю..
Ещё в конце эпохи развитого социализма было решено, что в Ульяновске будет метрополитен. Несмотря на то, что население города составляло немногим более 600 тыс.человек, а метрополитеном по нормативам Госплана СССР “награждались” только города-“миллионеры”, Ульяновск должен был стать исключением. Дело не в особом расположении к родине Ильича (хотя и это имело место). Дело в том, что Правительство Страны Советов задумало очередную “эпохальную стройку социализма”. На левом берегу Волги начал расти фактически новый Ульяновск. Его градообразующим ядром стал новейший огромный авиастроительный комплекс (ныне “Авиастар”), который начал производить самые большие в мире грузопассажирские самолеты Ан-124 “Руслан”. Таков был наш ответ заокеанскому “Боинг-граду” Сиэттлу.


Хмм.. скромный город Сиэттл.. достойный нашего ответа

Для устойчивой связи “двух Ульяновсков” потребовались метрополитен и уникальный новый мост. В генеральном плане развития города, разработанном ленинградским институтом “Ленгипрогор” в 1984 году, заложили, что из северной части старого Ульяновска в новый Авиаград над самым глубоким местом – старым руслом – Волги шагнет один из самых крупных в Европе двухъярусный мостовой переход длиной 12,5 километров (из которых на мост приходится 5,8 км). Верхний ярус (шириной 23 метра) отдавался под четырехрядное интенсивное автомобильное движение (до 30 тыс. машин в сутки). На нижнем ярусе (шириной 13 метров) предполагалось пустить на первое время скоростной трамвай, который вскоре был бы конвертирован в метрополитен по мере строительства подземных станций в обеих частях города.

Линия метрополитена планировалась из Нового Города и Заволжья (4 станции) через центр (3 станции) в Засвияжье (3 станции) с возможностью продления до вокзала (2 станции). Материалы по проектированию и технико-экономическому обоснованию строительства метро собраны в Ассоциации заказчиков по строительству метрополитенов СНГ “Инвестстройметро” (бывшее “Ассодстройметро”).

Проектирование авто-метро-моста институтом “Гипротрансмост” началось в апреле 1985 года, а строительство силами 51-го и 121-го мостоотрядов “Ульяновскмостостроя” – в ноябре 1988 года. После “кончины” социализма и СССР стройка века приостановилась было в 1993 году, но в 1998 году ее включили в федеральную программу “Дороги и мосты”, и строительство возобновили. С 2002 года строительство вошло в федеральную целевую программу “Модернизация транспортной системы России до 2010 года” и ведется “БСК – Санкт-Петербург”. Сдать в эксплуатацию верхний ярус моста планировалось в ноябре 2004 года, но сроки вновь перенесли: в 2008 году (реально – только в 2009 году) сдается строительный комплекс первой очереди, затем в конце 2009 года начинается эксплуатация автомобильного верхнего яруса.

мост долгострой в Ульяновске
«мост долгострой в Ульяновске»

Тем временем, по мере развития товарно-денежных отношений мобильность населения резко возросла. На старом мосту и других транспортных магистралях Ульяновска стали обычным явлением “пробки”, в которых из-за долгого стояния, бывало, даже появлялись на свет новые горожане.

В новом генеральном плане развития Ульяновска до 2025 года его разработчики из петербургского Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики в начале 2004 года вернулись к идее связи двух берегов, а также других частей города, с помощью надежного пассажироемкого скоростного внеуличного легкорельсового транспорта.

Предполагалось, что после запуска верхнего автомобильного яруса авто-метро-моста его нижний ярус будет обустраиваться и оборудоваться в расчете на рельсовый транспорт. Впрочем, по последним сообщениям, это отложено на неопределенное время, а местные власти планируют, что сначала по нижнему ярусу запускается движение обычного городского общественного транспорта.

Мост через Волгу
«Мост через Волгу»

Однако в перспективе, согласно новому генплану, принятому в 2007 году, планируется начать проектирование, а затем строительство легкого метро, которое обойдется намного дешевле обычной “подземки”, но будет вполне удовлетворять как существующим, так и будущим пассажиропотокам в Ульяновске. В новых частях города линия легкого метро будет располагаться на земле и эстакадах и лишь в центре “нырнет” в два небольших подземных участка-перегона. Прорабатываются варианты подземно-надземного легкого метро на обычных рельсах, пневмоходу, на монорельсовой основе.

Начнется линия в Новом Городе на проспекте Дружбы Народов, будет следовать по проспекту Ленинского Комсомола, улицам Деева, Михайлова, по новому мосту, улице Юности, проспекту Нарманова, уйдет под землю в районе улицы Кролюницкого, где пройдет до ЦУМа и улицы Гончарова, затем по новому бульвару наземно пройдет к улице 12 Сентября, где вновь ненамного окажется под землей, а затем уже над землей пойдет по улице Минаева и Московскому шоссе через 19-ый микрорайон Свияги и Автозавод, по Западному бульвару, улицам Александра Невского, Рябикова, Хваткова до конечной станции у железнодорожной платформы “Студенческая”. Генпланом утверждена только трасса линии (длиной около 20 км); конкретная посадка на ней станций (возможным общим числом около 17-ти) должна быть определена при проектировании. В далеком будущем в городе может быть сооружена 43-километровая сеть легкого метро.

Уникальная карта ульяновского метро будущего
(кликабельна)

Эх, скоро заживём! :)

На основе информации с сайта http://kazantransport.by.ru