Выступая в областном Заксобрании с бюджетным посланием, глава Ульяновской области Сергей Морозов отметил, что необходима совершенно новая модель развития экономики – инновационная. В Ульяновской области такой проект реализуется – ядерный кластер на базе Димитровградского НИИ атомных реакторов. О том, на какой стадии реализации в настоящее время находится этот объект, и о других аспектах экономики региона С.Морзов рассказал агентству “Интерфакс-Поволжье”.

– Сергей Иванович, как создание ядерного кластера будет способствовать инновационному развитию экономики региона в целом?

– Проект создания ядерного кластера поддержан на уровне правительства РФ. И это не случайно. Кластер сам по себе представляет собой совокупность крупных инновационных проектов в сфере ядерной науки, промышленности и медицины. Это проект не только всероссийского, но и мирового уровня. Созданная в Димитровграде экспериментальная и производственная база по основным научным направлениям ядерной энергетики уникальна. Она позволяет разрабатывать и демонстрировать в опытном производстве инновационные технологии, оказывать наукоемкие инжиниринговые услуги и, самое главное, – осуществлять трансфер ядерных технологий в другие отрасли, в том числе в ядерную медицину.

Мы уделяем реализации этого проекта особое внимание. В настоящее время создание ядерного кластера на базе Димитровградского НИИ атомных реакторов находится в стадии активной реализации. Уже реализован проект по строительству завода по производству радионуклида Мо-99. На 40% проведены строительно-монтажные работы в рамках создания Федерального центра медицинской радиологии. Создан филиал НИЯУ МИФИ. Первый набор студентов состоялся в сентябре этого года. Более того, руководство ФМБА уже проводит переговоры о заказе по подготовке и переподготовке специалистов для будущего центра.

Начато проектирование нового многофункционального быстрого исследовательского реактора МБИР 4-го поколения. В активной стадии совместная работа с министерством регионального развития РФ по созданию жилого кампуса для сотрудников и участников кластера. На 30% проведены работы по созданию инженерно-коммунальной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование объектов кластера. Не стоит забывать и о проекте создания входящего в структуру кластера Наноцентра – в этом направлении мы тоже работаем. Далее, учитывая уникальные возможности ОАО “ГНЦ НИИАР” по производству радиоизотопов, в наших планах создание завода радиофармпрепаратов.

Уверен, создание ядерно-инновационного кластера даст мощный толчок к развитию Димитровграда и Ульяновской области в целом. Реализация проекта повлечет за собой развитие всей инфраструктуры города, даст работу предприятиям строительной промышленности. В ходе реализации проектов ядерно-инновационного кластера будет создано как минимум 4,3 тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест. В данном проекте заключен неоценимый потенциал: сложно представить хотя бы то, какие суммы инвестиций будут вкладываться в развитие города и региона – это миллиарды рублей инвестиций. Очевидно, что движение по этому инновационному пути приведет к тому, что Димитровград станет одним из передовых городов России и жить и работать в нем станет не менее престижно, чем в крупных городах нашей страны.

– Недавно было подписано соглашение о создании в регионе Нанотехнологического центра. Насколько известно, работа по созданию этого центра ведется уже давно. Сегодня можно говорить уже о каких-то конкретных результатах? То есть существуют ли уже проекты, направленные на создание новых продуктов и технологий, которые в этом центре будут реализовываться?

– Действительно, в начале октября мы подписали соглашение о создании Центра нанотехнологий. В 2012 году уже планируется к реализации 7 проектов. Но Наноцентр нацелен на перевыполнение параметров: примерно 10-12 проектов в год с ежегодным приростом.

На сегодняшний день проекты, планируемые к реализации, готовятся для прохождения совета директоров Ульяновского Наноцентра для утверждения финансирования и начала реализации. Информация по проектам и по их заявителям в настоящий момент является закрытой, так как представляет собой коммерческую тайну. По мере утверждения проектов на Совете директоров Наноцентра информация по ним и по продукции проектов станет открытой.

– В Ульяновской области реализуется крупный проект – формирование портовой особой экономической зоны. Первые три компании, проекты которых одобрены, уже получили статус резидентов ПОЭЗ. Когда они приступят к работе, есть ли проблемы в реализации намеченных планов?

– Бюджетные инвестиции в создание инфраструктуры в ближайшие два года – более 1,1 млрд рублей. В настоящее время разрабатывается проектная документация объектов инфраструктуры ПОЭЗ. В 2012 году начнется строительство 1-го пускового комплекса.

Резиденты работают одновременно с формированием зоны, уже ведут проектирование по своим объектам и планируют начать работу в 2013 году после запуска режима ПОЭЗ.

Напомню, первыми резидентами, получившими формальный статус, стали ООО “Волга-Днепр Техникс”, ООО “ФЛ Техникс Ульяновск” – дочерняя организация международной компании “Avia Solutions Group” (Литва), ООО “Авиазавод “Витязь” с проектами по созданию центров технического обслуживания воздушных судов, а также созданию сборочных производств самолетов малой авиации.

В рамках международного авиасалона “МАКС-2011” министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина вручила свидетельства, удостоверяющие регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны, трем первым резидентам. Министр экономического развития Российской Федерации отметила уникальность нашей Портовой особой экономической зоны и наш авиационный потенциал.

Недавно на очередном наблюдательном совете рассмотрены проекты еще четырех потенциальных резидентов: ОАО “Авиаприбор-Холдинг”, НПО “Аккорд”, ООО “Авиапромшаг” и ЗАО “Русавиаинтер”. Далее проекты будут рассмотрены на экспертном совете.

Хочу отметить, что наша портовая особая экономическая зона – это единственная в России зона аэропортового типа. Она создается на базе аэропорта “Ульяновск-Восточный” и ориентирована на использование авиастроительного потенциала региона, в связи с чем на её территории планируется развитие таких видов деятельности, как:

– производство авиатехники и авиакомплектующих;

– ремонт и техническое обслуживание воздушных судов;

– аэропортовые и транспортно-логистические услуги.

– И еще вопрос по этой теме. Среди первых резидентов вдруг не оказалось корпорации “Иркут”, которая планирует реализовать на территории ПОЭЗ проект по конвертации самолетов пассажирских самолетов Airbus A320/321 в грузовые варианты. С чем это связано? Ведь именно этот проект был наиболее проработанным, и совет директоров корпорации “Иркут” еще в апреле одобрил создание дочерней компании “Иркут-Техникс” для создания данного производства.

– Скорее это вопрос к корпорациям Airbus, EADS EFW и их российским партнерам – ОАК и “Иркут”. Они приняли решение о приостановке программы по переоборудованию пассажирских самолетов Airbus А320/А321 в грузовые не только в Ульяновске, а на международном уровне, и закрытию совместного предприятия по конвертации Airbus Freighter Conversion GmbH (AFC). Компании объясняют это решение экономическими причинами, изменением конъюнктуры рынка.

– Сергей Иванович, недавно Ваша пресс-служба заявила, что рынок труда Ульяновской области вышел на докризисный уровень. Безусловно, это – один из базисных показателей, свидетельствующих о состоянии экономики того или иного региона. А какова ситуация с другими показателями: промпроизводство, сельское хозяйство, жилищное строительство?

– Действительно, уровень безработицы в нашем регионе впервые за последние 18 лет опустился до отметки 0,94%. На протяжении всего 2011 года Ульяновская область стабильно входит в первую тройку лидеров ПФО, занимая второе место после Нижегородской области.

Остальные данные Соцэкономразвития не уступают этому показателю, что, безусловно, свидетельствует о поступательном и стабильном развитии региона.

Наша грамотная и взвешенная экономическая политика позволила впервые за всю историю нашего региона занять пятое место в Приволжском федеральном округе в 2010 году и шестое место сегодня. Мы постараемся удержать эту позицию и в текущем году за счет низкого уровня безработицы, высоких показателей сельского хозяйства, строительства, ввода жилья, работы сферы транспорта.

Темпы роста экономики Ульяновской области опережают среднероссийские показатели по сельскому хозяйству, строительству, инвестициям в основной капитал, уровню заработной платы и объемам промышленного производства, а также существенно опережают показатели РФ по степени развития малого и среднего бизнеса. Также на протяжении двух лет в регионе сохраняется тенденция ускоренного развития промышленности.

Индекс промышленного производства по итогам 10 месяцев составил 106,5%. Наибольший вклад в рост данного показателя внесли обрабатывающие производства с индексом в 108% и отрасль производства и распределения электроэнергии, газа и воды с индексом в 102%.

Темп роста в сфере строительства составил порядка 20%. На сегодня в эксплуатацию введено более 340 тыс. кв. м жилья, а по итогам года будет введено уже более 550 тыс. кв. м, что к уровню прошлого года составит почти 120%. По сравнению с уровнем 2005 года абсолютные объемы жилищного строительства превышены в 2 раза.

Производственные и экономические результаты в отрасли сельского хозяйства оцениваются по последним данным на уровне 148%. Валовой сбор зерна составил порядка 1,5 тонн, что является рекордным показателем за последние 20 лет.

По итогам года ожидаемый объем промышленного производства составит 106% к уровню 2010 года. По показателю валового сбора зерна Ульяновская область входит в первую 30-ку наиболее крупных регионов РФ и занимает первое место в Приволжском федеральном округе по темпу роста показателя.

Строительство жилья наряду с автомобилестроением и авиастроением – это три важнейших локомотива социально-экономического подъема Ульяновской области. Эти отрасли обладают наиболее мультипликативным эффектом, и их развитие тянет за собой целый шлейф других отраслей экономики.

Абсолютный объем инвестиций в основной капитал, по последним данным Минэкономики региона, составляет почти 40 млрд рублей, темп роста объема инвестиций достигает 130% к 2010 году. Из общего количества инвестиций 50% вложено крупными и средними предприятиями.

Все это однозначно показывает стабильное социально-экономическое развитие Ульяновской области. В 2010 году темп валового регионального продукта Ульяновской области достиг самого высокого значения за последние 3 года – 106,8%. В 2010 году были самые высокие в ПФО темпы роста промпроизводства, розничной торговли, объёма платных услуг и других показателей, которые значительно превышали средние показатели по РФ. Учитывая эти достижения, индекс ВРП Ульяновской области в 2010 году оценивается как самый высокий в ПФО. В сравнении с 2005 годом объём ВРП вырос в 2,3 раза, составив почти 172 млрд рублей, а доля Ульяновской области в ПФО увеличилась на 0,5% – до 3,1%.

Согласно прогнозам, индекс промышленного производства в 2012 году должен составить 105% (по РФ – 103,4%), продукции будет произведено на 192 млрд. рублей. Это более чем в 1,5 раза больше уровня базового 2008 года. Сельскохозяйственное производство в 2012 году при нормальных погодных условиях будет на уровне высоких показателей текущего года с индексом не менее 100%.

Инвестиции в основной капитал в 2012 году должны составить не менее 56 млрд. руб., а это 107,5% к уровню текущего года.

Средняя величина заработной платы в Ульяновской области должна будет расти не менее чем на 13% и к концу следующего года составить 17-17,5 тыс. руб. Это будет способствовать реализации поставленной мной задачи по достижению среднего уровня зарплаты в ПФО.

Инфляция в последующие годы будет иметь тенденцию снижения и в 2012 году должна составить порядка 106,4%.

Уровень бедности снизится и по итогам следующего года и составит не более 17,3%, что на 12% меньше уровня 2005 года.

– В прошлом году аномальная засуха привела к тому, что Ульяновская область, как и большинство других регионов ПФО, собрала необычно низкий урожай зерновых. А вот нынешний урожай у вас – самый высокий за всю постсоветскую историю региона. С чем это связано, неужели погода так сказалась? Правительства региона приняло ряд важных мер по стабилизации ситуации, в числе которых и финансовая поддержка сельхозпроизводителей и создание “Агентства по развитию сельских территорий”. Как Вы считаете, предпринятые меры достаточны для кардинального улучшения ситуации на селе? Есть ли программа долгосрочного развития АПК региона?

– Я внесу ясность, нельзя считать рекордные показатели этого года каким-то чудом или манной небесной. Они стали логичным продолжением политики в сфере сельского хозяйства. Поясню. Начиная с 2005 года, агропромышленный комплекс области ежегодно показывает экономический рост. С 2005 по 2009 год производство валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимой оценке) выросло на 22%. В 2010 году это поступательное движение приостановилось из-за аномальных погодных условий, попросту говоря, засухи.

Начиная с 2005 года поддержка сельского хозяйства из областного бюджета значительно увеличена и выделяется по целевым направлениям, в денежной форме, тогда как ранее значительная часть выделялась на компенсацию ущерба от стихийных бедствий и происходила в виде взаимозачётов.

В 2010 году из бюджетов всех уровней было выделено средств в 8 раз больше, чем в 2004 году: 2 млрд. 57 млн. рублей против 256 млн. рублей в 2004 году.

Посевные площади возросли на 20%. Производство зерна возросло в 1,6 раза и превысило в 2008-2009 годах 1 млн. тонн, а в 2011 году достигло наивысшего показателя за последние 13 лет – 1 млн. 375 тыс. тонн. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства за январь-сентябрь 2011 г. составил 145,4% (в целом по Российской Федерации – 115,9%).

Высокие показатели по итогам 9 месяцев 2011 года достигнуты и в животноводстве. Рост производства животноводческой продукции к соответствующему периоду прошлого года составил 113,4%. По данному показателю Ульяновская область занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе. В целом по России данный показатель составил 104,4%, по ПФО – 99%.

И в целом по итогам 2011 года мы ожидаем, что объем произведенной валовой продукции сельского хозяйства составит 25,5 млрд. рублей. В сопоставимой оценке рост составит 152% к уровню 2010 года. Это самый высокий темп роста за последние 20 лет. Стал возможен он, безусловно, благодаря взвешенной и последовательной политике правительства Ульяновской области на протяжении последней пятилетки. Ну и с погодой в этом году нам тоже повезло.

В 2011 году, учитывая уроки засушливого прошлого года, Федеральным центром и правительством области была проведена огромная работа для проведения полевых работ в оптимальные сроки и в запланированных объемах.

Отрасль была обеспечена банковскими кредитами в полной мере. На проведение весенних полевых работ хозяйствами области было получено более 200 кредитов на сумму 2 млрд 333 млн рублей. Ставки по кредитам для сельхозтоваропроизводителей были установлены в размере 9-11% годовых, то есть с учетом субсидирования хозяйствам оставалось платить от 0 до 2%.

Значительную поддержку оказало сохранение механизма по предоставлению скидки на горюче-смазочные материалы. Цены снижены на 10% от уровня ноября прошлого года, то есть на 30-37% от текущего уровня.

Стабилизированы цены на минеральные удобрения на первое полугодие 2011 года. Это позволило приобрести и внести удобрений больше уровня прошлого года.

Правительством Ульяновской области принята областная целевая программа “Модернизация объектов сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Ульяновской области” на 2011-2015гг, согласно которой будут предоставляться субсидии сельхозтоваропроизводителям, в т.ч. фермерам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством продукции животноводства.

В Ульяновской области разработана отраслевая целевая программа “Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе КФХ Ульяновской области на 2009-2011 годы”.

Основная цель программы – создание условий для формирования среднего класса на селе как эффективного производителя сельскохозяйственной продукции путём создания системы семейных фермерских хозяйств.

По этой программе 6 фермеров уже закончили строительство (реконструкцию) животноводческих ферм.

С 2010 года в Ульяновской области действует областная целевая программа “Развитие малых форм хозяйствования на селе”.

Целью программы является обеспечение благоприятных экономических условий для создания стабильно работающей системы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на базе малых форм хозяйствования на селе, повышение занятости, доходов и уровня жизни сельского населения Ульяновской области.

Ключевым направлением развития АПК на ближайшие годы выбрана техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства. Значительную помощь в техническом перевооружении оказала компенсация 20% стоимости приобретенной техники, выплачиваемая сельхозпроизводителям из областного бюджета.

В результате этого за последние 3 года хозяйствами области приобретено порядка 3 тыс. единиц мощной современной техники на сумму 3 млрд 930 млн рублей. Это в разы больше, чем за все предыдущие годы. Среди покупателей техники наряду с крупными сельхозпредприятиями, агрохолдингами были и ульяновские фермеры.

Кроме того, по решению областного правительства в текущем году крестьянско-фермерским хозяйствам за половину стоимости была реализована сельскохозяйственная техника, хранящаяся на базах ОАО “Росагролизинг”. В результате фермеры Ульяновской области получили дополнительно 220 единиц техники. Экономия предприятий на скидке составила более 100 млн. рублей.

Все эти меры в большой степени способствуют тому, чтобы село постепенно развивалось, а сельское хозяйство превращалось в прибыльный бизнес.

Внимание правительства Ульяновской области направлено на комплексное развитие сельских территорий. В соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года разрабатывается областная целевая программа “Развитие сельских территорий Ульяновской области на 2011-2015 годы”. Она включает следующие направления: улучшение жилищных условий граждан, молодых специалистов и семей на селе; развитие газоснабжения и водоснабжения в сельской местности; развитие сети сельских автомобильных дорог; строительство сельских школ, сельских больниц, ФАПов, домов культуры, спорткомплексов. Эту работу будет контролировать созданное “Агентство по развитию сельских территорий”.

Все перечисленные мной меры можно назвать комплексным и долгосрочным планом по развитию АПК.

Аграрное бизнес-сообщество не только внутри региона, но и за её пределами по достоинству оценило меры, принимаемые правительством области. Объем инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций за последние 4 года увеличился практически в 5 раз.

В область пришли международные транснациональные корпорации “Марс” и “Сабмиллер”, крупные компании федерального масштаба: Новосибирская группа компаний “САХО”, нижегородская компания “РуснРусГрупп”, “Мордовцемент”, Мордовское агропромышленное объединение, группа компаний “Черкизовский”, ЗАО Торговый дом “Талина”, ОАО “Красный Восток Агро”, ЗАО “Алев”.

Благодаря их работе посевные площади сельскохозяйственных культур возросли на 20%. Производство зерна возросло в 1,6 раза и превысило в 2008, 2009 годах 1 млн. тонн, а в 2011 году достигло наивысшего уровня за последние 13 лет.

– Сергей Иванович, недавно Ульяновская область вновь удивила всю страну (да и не только) очередным оригинальным нововведением – у вас теперь водку не продают по выходным. Но вот эксперты и СМИ разошлись во мнениях – одни говорят, что в “трезвые выходные” фиксируется гораздо меньше преступлений, чем раньше, другие констатируют резкий рост отравлений суррогатом и активизацию рынка “паленой” водки. К тому же одними запретами проблему алкоголизации населения не решишь.

– Давайте начнём с того, что такие ограничения действуют и во многих других регионах. Причём если у нас ограничена реализация только крепких напитков, то, например, в Удмуртии и Ингушетии ограничения распространяются на весь алкоголь. Ограничение доступности алкоголя по возрасту, месту и времени реализации, роду деятельности является одним из направлений антиалкогольной политики, проводимой правительством России и правительством Ульяновской области. С 2008 года в области действуют ограничения по времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием спирта более 15%. В 2009 и в 2011 году введён запрет на продажу такого алкоголя в отдельные праздничные дни и в субботу и воскресенье.

Когда мы разрабатывали закон об ограничении продажи крепких алкогольных напитков в вечернее время и выходные дни, было организовано широкое обсуждение этих предложений. Так, поддержали законопроект 2/3 участников обсуждения, против высказались 1/3. Нейтральных высказываний не было.

Слушания проходили и в Общественной палате. В них приняли участие депутаты, представители общественности, бизнеса, научного сообщества. Все участники высказались в поддержку законопроекта, но отметили, что этих мер недостаточно. Поступили предложения ограничить продажу слабоалкогольных напитков, организовать продажу алкоголя в специализированных магазинах. Подобные предложения, к сожалению, не могут быть реализованы на уровне регионального законодательства, но в Государственной Думе рассматривается законопроект, который значительно расширяет полномочия регионов в части ограничения доступности алкоголя (в том числе и слабого) по времени и месту продажи. В случае принятия такого закона часть поступивших предложений может быть реализована.

В итоге получается, что большинство жителей региона озадачены проблемой алкоголизации и поддерживают наши инициативы. Подтверждение тому – статистика. Согласно социологическому исследованию, проведённому Центром социсследований, большинство жителей области поддерживают предпринимаемые меры по ограничению продажи алкоголя в вечернее время. В среднем по региону эта цифра составляет 67%, и 64% – в Ульяновске.

Если говорить о преступности, то в текущем году уличная преступность (т.е. преступления, которые совершаются, как правило, на почве употребления спиртного) снизилась на 5,7%, а преступления, совершённые лицами, находившимися в состоянии опьянения, сократились на 5,8%.

Роста отравлений у нас нет. В 2011 году по сравнению с прошлым годом наблюдается снижение отравлений алкоголем и его суррогатами на 8%, а по сравнению с 2007 годом – на 49%. Таким образом, за время действия ограничений по времени розничной продажи крепкого алкоголя количество отравлений уменьшилось в 2 раза.

Кроме ограничений проводится большая профилактическая работа. Особое внимание уделяется молодёжи. Мы проводим целый комплекс мероприятий, направленных на отвлечение людей от алкоголя. В этой работе участвуют все органы исполнительной государственной власти и многие общественные организации. Вы можете сами обратить внимание: пьяных на улицах стало меньше. Люди понимают, что можно отдыхать и без алкоголя. Поэтому можно говорить, что в Ульяновской области применяют не только ограничения и запреты. Борьба с пьянством ведётся комплексно.

– Как известно, Ульяновская область претендует на статус “Культурной столицы Европы-2020”. Сообщается, что в регионе, в том числе и в рамках этого проекта, проводятся различные культурные фестивали и форумы федерального масштаба. Вот на днях у вас гостили эксперты Совета Европы. Но ведь подобные мероприятия, несмотря на их масштабность, охватывают все-таки довольно незначительную часть населения региона. И, потом, мероприятия стартуют и завершаются, а люди остаются. А вот как обстоят дела с так называемой “бытовой”, повседневной культурой людей?

Трехдневная программа конгресса действительно насчитывала более 20 круглых столов, дискуссий и публичных лекций с участием российских и международных экспертов в сфере культуры и культурной политики из стран СНГ и Европы.

Но вместе с тем, как мне кажется, мы предусмотрели и насыщенную культурную программу для жителей, которые не остались в стороне от крупного культурного события. В течение всех дней конгресса на территории муниципальных образований Ульяновской области проходили презентации проектов – победителей всероссийского конкурса “Современная культура России на территории Ульяновской области” и областного конкурса творческих проектов “Территория муниципального образования – партнер города Ульяновска – культурной столицы”. На концертных площадках Ульяновска можно было увидеть и услышать выступления солистов стран Содружества, спектакли зарубежных театров, выступление известных музыкальных коллективов различных направлений: джаз, а капелла, симфоническая музыка и многое другое. Кроме того, с 24 по 26 сентября в кинотеатрах города прошли показы кинофильмов стран Содружества Независимых Государств, творческие встречи с мастерами кино и молодыми кинематографистами. Для жителей и гостей города и области незабываемые впечатления оставил Марафон культурных событий, более 20 культурных мероприятий, участие в которых приняли более 16 тысяч зрителей.

Что касается “бытовой культуры” хочу привести несколько примеров: в 2011 году на территории региона прошло 40 тысяч социально-значимых культурно – досуговых мероприятий с охватом аудитории в 300 тысяч человек. Отдельно 2000 музейных мероприятий и более 2000 библиотечных. Кроме того, состоялось 900 показов театрально-зрелищных постановок. Сегодня в регионе функционирует примерно 4 тысячи клубных центра, в которых занимается 40 тысяч человек. Хочу подчеркнуть, что цены на мероприятия в областных учреждениях культуры очень демократичны и доступны. К примеру, в районе 40 рублей стоит посещение симфонического концерта в филармонии, не более 50 рублей – показ фильма в кинотеатре “Люмьер”, показ спектакля в театре юного зрителя обойдется в районе 150 рублей ну и так далее. Для инвалидов, ветеранов, учащихся общеобразовательных школ, военных в областных и городских учреждениях культуры предусмотрены скидки и льготы. Для этой категории людей в театрах, концертных учреждениях, кино действует 50% скидка на разовое посещение социально-значимых мероприятий в месяц.

Кроме того, 1 сентября в регионе был дан старт проекту Социальный просмотр. Еженедельно по вторникам осуществляется показ кинофильмов. Теперь у горожан появилась возможность смотреть новинки кинематографа в кинозале Большого зала Ленинского Мемориала по социальным ценам.

Благотворительная составляющая проекта позволила посещать киносеансы детям-сиротам, детям из опекунских и приемных семей, воспитанникам детских домов; многодетным семьям; пенсионерам, инвалидам и другим социально незащищенным слоям населения.