Лучше всего эволюция народа и общества прослеживается в простых вещах. Например – через эволюцию хлеба. Тем более если отношение к нему в России всегда выходило за рамки простого обеспечения продовольствием. Для нас это скорее символ национальной самобытности, настолько насыщенный историей и смыслами, что даже в эпоху тотальной профанации отношение к хлебу, его бессознательно святой статус сохраняется полностью.
Эволюцию хлеба, изменение отношения к хлебу я прослеживаю через себя. Вспоминаю детство. Тот набор «хлебобулочных изделий», который был стандартен для жителей хрущобы на Даманском, да и для всего города. Выпуск хлеба, естественно, был монополией государства, и никто от этого не страдал. Стандартной дневной покупкой в продуктовом магазине был литр молока, круглый хлеб и батон. На вкус что то еще из обязательного набора продуктов, разработанного для СССР еще Микояном. С гарантией качества. Без глянцевых упаковок, синтетики, красителей, прочего маркетингового мусора, заполнившего полки позже.
Далее какие то «молодежные» эксперименты с раздельным питанием и отказом от обязательного к основному блюду хлеба вообще. Тот, «детский» хлеб уходил надолго. На полках появлялось все больше конкурентов. Они необычно выглядели, по новому назывались. Появлялись огромные сетевые магазины с не менее огромным выбором изделий из злаков. Наконец, в разжиревшие уже окончательно на халявной нефти нулевые, «хлеб» начали делать прямо на ваших глазах. Пришла «цивилизация». Мы смотрели, как суетятся в полуметре от прилавка белоснежные «хлебопёки» и ставили у себя в сознании галочку: «ага, всё как у людей, прямо как в кино». Еще один фрагмент попадал в мозаику представления о сытой, жирной, благополучной, «нормальной» жизни. Но точно так же на первую же поверку и чуть более глубокий взгляд и этот её кусочек тоже оказывался дутым, иллюзорным, вложенным нам в голову большим суетным всемирным барыгой. Ответственность к тому, что потребляешь – это значимый фрагмент ответственного отношения к себе и к своему месту в мире. И чем дальше живешь, тем более понимаешь, что чем ярче глянец обертки, тем ничтожнее то, что под ней. Что настоящему не нужно себя продавать и рекламировать. Его найдут. Оно взрастет само просто в силу своей природы. Если ты жив и живешь в живом мире. Так и с хлебом. Оказалось просто. По хорошему, по настоящему ГОСТы были правы, как природа. Есть хлеб, очень непростой в производстве продукт. И есть «хлебное изделие», изготовить которое можно из субстрата, который может неведомо долго храниться и быть привезенным хоть из Антарктиды. В него добавляют водичку и еще что то там и «выпекают» прямо у вас на глазах. Хлебом при этом оно просто не является. Это даже по нормам проходит как «изделие». Для изготовления настоящего хлеба нужен достаточно длительный профессиональный процесс. Изделие можно сваять и «на глазах». Знание об этом – просто лежащая на поверхности информация. Но есть здесь и момент выбора, который человек делает сам. Быть или казаться? Причем в первую очередь самому себе. Выбрать настоящее, неяркое, не показанное по ящику и в клипе, выбрать привычное с детства и пока еще из последних сил живое, выбрать хлеб. Или отнести себя к изделию, к соответствию себя глянцу и виртуальным искусственным образам, выбрать изделие. Такой выбор сегодня – узловая ось любого Я и его положения в мире. И дорога к хлебу не так проста, как может показаться. Возможно ЖЖ сообщество помнит: года 3 назад, по возвращению, я давал в ру_симбирск пост с запросом на тему где в городе можно купить хороший настоящий хлеб. Мне давали советы по нескольким местам, например по рынку на Урицкого, там выпекают лаваши и прочие восточные чебуреки. Действительно хорошие. Иногда заезжаю по случаю. Но последние годы я вернулся к хлебу детства. Стандартный набор сегодня – городская булка, которая в детстве стоила 9 копеек и половинка круглого. Такой путь. Такое возвращение к началу. В маленьком вопросе, но так многое характеризующему.

В приложении фрагмент из Похлебкина про эволюцию хлеба и хлебопечения в России