Виктория Чернышева
Два ульяновских социолога, сотрудницы научно-исследовательского центра “Регион” Ульяновского государственного университета Альбина Гарифзянова и Людмила Шкляр, удивили коллег. Их работа в рамках большого проекта “С открытой социологией к открытому обществу” получила неожиданное продолжение. Альбина и Людмила создали коллекцию кукол – советских женщин разных профессий. Подобного еще в России не делали: симбирянки оказались в этом плане настоящими “пионерками”.

Арт-проект “Искра. Женщина труда” включает в себя десять авторских игрушек – девять “представительниц прекрасного пола” и одного “мальчика”. Каждая кукла имеет свое имя и биографию. Все истории основана на личных воспоминаниях социологов о советском времени, фильмами, а также, частично, на рассказах из редкой книги издания 1975 года “100 интервью с советскими женщинами”.

– Проект “С открытой социологией к открытому обществу” подразумевал изучение различных проекций советской молодости у разных людей. Работая над ним, мы прониклись советской стилистикой, повседневностью. И возникла идея соединить наши творческие увлечения – создание авторских кукол – с желанием реконструировать женские советские образы, – рассказывает Альбина Гарифзянова. – Главная наша цель – рассказать через визуальные коды о том, как выглядела женщина, о чем мечтала, чем жила. Сегодня существует два взгляда на советскую историю. Негативный – приравнивание всего советского к “совку”, одинаковости, однообразию – все со знаком “минус”. И позитивный взгляд, которого мы придерживаемся в этом проекте: тот период отличается невероятной энергетикой, динамичностью, привлекает яркостью образов. К сожалению, за 20 лет, которые прошли со времени, когда Советского Союза не стало, не появилось настоящих героев. Не рассказываются простые человеческие истории, которые делали историю страны. А женщины труда стали практически невидимыми – будто их и нет. Их вытеснили образы гламурных женщин.

Видимо, в пику всеобщей “гламуризации”, первая коллекция социологов получилась “профессиональной”: каменщица, станочница, ткачиха, парикмахерша, тепличница, продавщица, учительница, птичница… На изготовление кукол у Альбины и Людмилы ушло в общей сложности около двух месяцев.

– Мы старались идеализировать наших героинь: все они – успешные. Вообще же, советские женщины – это просто бесконечный источник вдохновения, – говорит Альбина. – Коллекцию мы посвятили своим родителям. Они принимали участие в проекте, направляли нас, мы с ними советовались. И заставили нас задуматься. Моя мама работала крановщицей, она сказала: почему у вас есть каменщица, а крановщицы нет? Ведь это самый главный человек был на стройке…

В дальнейшем социологи планируют создать коллекции кукол – советских кинообразов, женщин-лидеров, женщин на отдыхе. В перспективе их будут использовать как презентационный материал, на семинарах и прочих мероприятиях, которые связаны с изучением советской стилистики, а также представлять на выставках.

– Но, как и все творческие люди, мы, конечно, хотим сделать этот проект коммерчески успешным. Но пока это только начало, душевный порыв, энтузиазм, увлечение, которое соединилось с социологией – нашей прямой профессией, – пояснила Людмила.

Кстати, на выставке “Искра. Женщина труда” социологи представили еще и фотографии женщин советского времени. Большинство из них взяты из популярного блога, автор которого, купив квартиру, обнаружил в ней большой фотоархив. На фото – трудовые будни женщин, которые чувствовали свою нужность, общественную необходимость, даже работая на маленьком производстве. А это то, что, по мнению автором выставки, не хватает сегодняшнему времени.

Справка “РГ”
За основу своей коллекции Альбина и Людмила взяли тильдовскую куклу – модное сегодня направление, в котором, при создании образа, используются только натуральные материалы. Такие куклы изготавливаются по определенным канонам, имеют безликость. Социологи посчитали, что этот образ подходит под их задачу – тильда у них идеально соединилась с образом советской женщины. “Кажется, что мы хозяева судеб кукол. На самом же деле, они диктуют свои правила, – поясняет Людмила. – У каждого образа есть свой характер. Были случаи, когда мы придумывали профессию, биографию, но кукла не шла. Например, одна должна была быть доброй, заботливой медсестрой. А получилась стервозная парикмахерша Элеонора Ивановна, по которой видно, что она не любит клиентов…”