Одной из важнейших задач нынешнего Российского государства считается борьба с экстремизмом во всех его проявлениях – от террористических актов до совращения незрелых молодых умов экстремистской пропагандой.
В Ульяновской области в последние годы экстремизм явно не процветал, он получал отпор и по правительственным каналам, и по линии общественных организация и движений. Да и люди наши явно не склонны к насильственным действиям и даже экстремистским лозунгам, за исключением кучки маргиналов, которые с разноцветными знаменами нет-нет, да и выйдут пошуметь на площадях.
Тем не менее, скандалы случались, особенно на почве экстремизма религиозного. Например, год назад отделом по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета РФ по Ульяновской области было возбуждено уголовное дело (№112300001) по признакам преступлений, предусмотренных пунктом «в» ч.2 ст. 282 и ч.1 ст. 282.2 УК РФ.
В расследовании фигурировало международное религиозное объединение «Нурджулар», признанное в России экстремистским (решение Верховного суда РФ от 10 апреля 2008 г.) и запрещенное. Оказалось, что некто Абдулов Р.Д. создал в Ульяновске ячейку этой организации, причем вовлек в нее не только простых верующих, но и, например, имама центральной соборной мечети г.Ульяновска Хисанутдинова И.А. Проводя нелегальные конспиративные собрания членов этой экстремистской ячейки, активисты местной «Нурджулар» ставили целью привлечь в свои ряды как можно больше прихожан центральной соборной мечети города. Более того, помимо прихожан в «сети» запрещенной в России экстремистской организации попал и ещё один имам – Сафин Р.Р.
Рустам Раисович Сафин, привлеченный к следствию как свидетель, рассказывал: представители «Нурджулар» появились в Ульяновске еще в далеком 2000-м году, и это были выходцы из Азербайджана. На неких «учебных квартирах» некие «учителя» ( в том числе и обвиняемый по уголовному делу Рашид Абдулов) и новообращенные прихожане все эти годы слушали и читали книги некоего Саида Нурси, своеобразно толкующие Коран. Собирались, по свидетельству Р.Р.Сафина, и русские, и татары и азербайджанцы. Для тех из них, кто не понимал турецкий язык, запрещенные с 2008 года в России как экстремистские книги Саида Нурси тут же переводились на русский язык. Квартиру после конспиративных собраний покидали по два человека, чтобы не привлекать к себе внимания. Такого года собрания проводились не реже двух раз в неделю и, судя по всему, немало прихожан центральной соборной мечети Ульяновска были «охмурены» экстремистской пропагандой адептов учения Саида Нурси.
Справка: Саид Нурси считал, что исламская цивилизация в будущем будет господствовать. Он говорил: «В будущем, в котором будет править разум, наука и технология, несомненно, будет править Коран, который опирается на рациональные доказательства и который все свои предписания обосновывает разумом». Главная его книга носит название «Рисале-и Нур», переведена на 40 языков, печатается во многих странах мира. Она призывает людей Писания объединиться с мусульманами в борьбе против безбожия и разврата современного мира. Оценивая современное мировое общество с точки зрения развития науки и техники, Саид Нурси утверждает что мировая религия ислам будет вести духовную борьбу с безбожием, доказывая истинность Корана на основе научных открытий в физике, математике и др. точных дисциплинах. По мнению некоторых специалистов Института Ближнего Востока (Президент — Сатановский Е. Я.), учение Саида Нурси лежит в основе идеологии «Нурджулар», действующей в Турции и ряде стран мира, в том числе в государствах СНГ. Исследователи отмечают, что в регионах России и странах СНГ с компактным проживанием мусульман сторонники «Нурджулар» занимаются распространением идей пантюркизма и панисламизма, способных спровоцировать конфликты между представителями различных национальностей и конфессий.
После расследования, проведенного в сжатые сроки, СУ СК России по Ульяновской области вынес Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Представление было направлено в адрес Председателя местной мусульманской религиозной организации «Центральная соборная мечеть г.Ульяновска» В.А. Равилова. Там, в частности, говорилось о «… явном нарушении работниками центральной соборной мечети г.Ульяновска законодательства РФ, направленного на противодействие экстремистской деятельности… отсутствии соответствующей профилактической работы по противодействию экстремистской деятельности, в связи с чем своевременно преступные действия указанных лиц пресечены не были, что способствовало развитию деятельности на территории г.Ульяновска и Ульяновской области запрещенного в РФ и признанного экстремистским международного религиозного объединения «Нурджулар».
Что же касается принятого осенью 2011 года судебного решения по упомянутому в начале статьи уголовному делу, то здесь есть вопросы. Например, почему всего лишь «отделался легким испугом» имам Р.Р.Сафин и продолжил свою работу в мечети, хотя этот ( по долгу службы важный и ответственный!) деятель продемонстрировал явную склонность к нарушению законов страны об экстремизме? И сколько, скажем, могла бы стоить такого рода «индульгенция на экстремизм»? Да, простых прихожан ульяновского «Нурджулар» суд по-разному, но покарал за участие в деятельности запрещенной организации.
Но когда у нас начнут нести полную, а не условную ответственность по закону и «не простые» деятели – вот в чем вопрос…
Евгений Александров