В Ульяновском областном театре кукол имени Валентины Леонтьевой накопилось много новостей. О них нашим читателям рассказывает главный режиссер этого театра, заслуженный деятель искусств России Людмила Гаврилова.
– Спектакль на нашей сцене будет ставить французский режиссер Мишель Розенман, – сказала Людмила Михайловна. – Сейчас идет изготовление кукол и декораций. Премьера назначена на апрель. Предложенный Мишелем материал – повесть «История о Чайке и Коте, который научил ее летать», сочиненная Луисом Сепульведом, – достаточно интересен. Речь идет о чайке, которая попала в катастрофу: ее крылья были запачканы мазутом. Птица умирала, и свое яйцо, из которого должен был вылупиться птенец, попросила «высидеть» и вырастить… кота. Тому пришлось вынужденно превратиться в маму. Он сохранил маленькую чайку, обучил ее летать и выпустил в свет с помощью человека. История эта еще и поучительная, с вечной темой о том, что нужно не только помогать, но и чувствовать ответственность за тех, кого приручил.
– Разнятся ли методы русской режиссуры и режиссуры французской, и предполагается ли при создании этого спектакля использование новых систем кукловождения?
– Режиссер в плане ремесла – он и в Африке режиссер. И мы надеемся, что как автор спектакля Мишель Розенман проявит свою индивидуальность, заинтересует актеров материалом. Что касается системы кукол, то более-менее профессиональные театры в любой точке земного шара имеют представление обо всех технологиях их создания и вождения – от Петрушки до тантамарески. Поэтому никакого технологического откровения не ожидается. Куклы будут обыкновенные настольные с потычками, болтающимися ручками и живым актером возле нее. Возможно, будет особенность пластического решения.
– Говорят, что на сцене театра готовится к постановке «Колобок». Выбор, вероятно, не случаен? Новый бренд нашей области обязывает?
– Это совпадение. Но, думаю, к сказке будет особый интерес из-за названной вами причины. Главным для нас стало то, что пьеса «Как Колобок ума-разума набирался», написанная Симоном Осиашвили, оригинальна. Конечно, состоятся традиционные встречи Колобка с персонажами. Но в варианте Осиашвили не они за Колобком гонятся, а он активно вступает с ними во взаимоотношения, чтобы как можно больше узнать о жизни. И еще интересно то, что эта пьеса написана в жанре мюзикла. Мы прослушали музыку и считаем, что это убедительная основа для будущего спектакля. Его планируется выпустить в мае-июне этого года.
– Колобок здесь так же плохо кончает?
– Нет-нет, там «hарру end» полный. Когда-то Сергей Образцов говорил про «Красную Шапочку», что это жестокая сказка. Но у каждого сказочника, у каждого народа свои традиции. Но тем сказки и хороши, что не под один трафарет созданы.
– Какие еще спектакли появятся в скором времени в репертуаре театра?
– В третьем квартале у нас заявлен «Гадкий утенок» по пьесе Владимира Сенакевича для младших школьников и младших подростков. Что немаловажно, режиссером постановки будет первоклассный кукловод – народный артист России Станислав Железкин. Он из Мытищ, где руководит театром кукол «Огни-во». Железкин приезжал к нам на фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене» с кукольным спектаклем «Вишневый сад». Его «Гадкий утенок» станет интересным подарком нашим зрителям.
– Хотелось бы коснуться темы предстоящего Вашего юбилея…
– В этом театре я работаю 25 лет из 46 лет своей творческой жизни. В кукольники попала случайно, и не раскаялась, потому что в Нижегородском театральном училище педагоги были отличные. Три года работала в театре актрисой, потом четыре года училась на режиссера в Ленинградской театральной академии.
– И до сих пор «играете» в куклы?
– Да, и не жалею об этом. У меня был опыт постановок драматических спектаклей, но куклы всегда возвращали назад. Хотелось бы поставить серьезный спектакль для взрослой публики, может быть, посчастливится начать работу над ним уже в этом сезоне. Это «Тень» Евгения Шварца. Там сказочный сюжет, а ассоциативный ряд идет на взрослого человека. Мечтаю о «Крошке Цаахес» Гофмана, там тоже есть ассоциативные вещи, но есть и феерия театрального зрелища…

Ирина Морозова