Как и обещали, мы продолжаем пристально следить за ситуацией с «зеленым забором» в заволжском лесу. Нам удалось выяснить, что же запланировано построить за забором. Там будет 57 коттеджей. Кроме того, оказалось, что участков лесного фонда, не переданных арендаторам, в Заволжском районе практически нет.

Когда мы только начинали заниматься темой, мы выяснили, что в долгосрочную аренду под рекреационные цели отдан практически весь лес между парком 40-летия ВЛКСМ и до начала поселка Рыбацкий. При этом только два арендатора – ООО «Ист-лайн» (турбаза Иволга) и ООО «Я плюс» (участок за зеленым забором) ведут на участках какую-либо деятельность. На остальных участках никаких работ не ведется. На них, по словам Льва Николаевича Павлова, заместителя министра экологии области, нет и планов освоения. То есть за участки попросту платится арендная плата. Например, арендатор участка леса от зеленого забора и до гаражей около «Зари» (ООО «Город») платит за 20 с небольшим гектар леса более 1,7 миллионов рублей ежегодно. И таких арендаторов немало. Зачем им платить серьёзные деньги, если никакой прибыли из участков они не извлекают и, судя по отсутствию проектов освоения леса, не очень к этому и стремятся?

Оказывается, арендаторы попросту ждут межевания, после которого леса попадут в границы муниципального округа «город Ульяновск» и у них изменится целевое назначение, то есть они перестанут быть землями лесного фонда. При этом, как особо подчеркнул Лев Николаевич, земли так и останутся в федеральной собственности.

Впрочем, ждать межевания можно долго. По словам Павлова, межевание лесов Ульяновского лесничества откладывается уже в третий раз. Для его проведения попросту нет денег. Зато сразу после его проведения и включения арендованных лесов в городскую черту, перед арендаторами открываются гораздо более широкие возможности. Земли, по-видимому, вполне можно будет оформить в собственность и, по большому счету, делать на них всё что душе угодно – «дамоклов меч» ограничений, наложенных договором аренды лесного участка, над головой висеть уже не будет.

Но не все готовы просто ждать. По-видимому, владелец тех участков, о которых мы, собственно, и писали, решил подготовиться к моменту, «когда будет можно», заранее. На все три участка уже проведена кадастровая оценка, о чем свидетельствует план кадастрового квартала, где расположены участки. Сразу видно, что на этот план в интересующем нас месте нанесены лишь три участка – под турбазой «Иволга» (на самом деле земля там разыграна тремя лотами, поэтому участков три), участок, огороженный зеленым забором и участок северней «Иволги», принадлежащий, как мы уже выяснили, всё тому же лицу, что и «зеленозаборный».

Остальные арендованные участки на кадастровом плане не обозначены. Из всего этого можно сделать простой вывод – стратегии у лесных «лендлордов» разные. Те, кто просто арендовал участок и не занимается его разработкой, просто выжидают изменения их целевого назначения. Наверняка с целью последующей перепродажи или использования под личные нужды (маленькие «квадратики» на кадастровом плане). А вот владелец участка за зеленым забором, скорее всего, нацелен на реализацию самостоятельного девелоперского проекта. Этот вывод подтверждается после изучения проекта освоения этого участка.

Мы ознакомились с ним и выяснили, что проектом предусмотрены возведение 57 домов 12 на 12 метров, которые названы в документах «домами индивидуального отдыха», собственной скважины для водоснабжения, прокладка сетей газоснабжения, подвод электричества, обустройство канализации и внутренних дорог. Кроме того, предусматривается строительство кафе, сторожек, 73 беседок и двух игровых площадок. Заложен в проект также и тот самый забор – «ограждение по периметру».

Думаем, не стоит и говорить, что затеяно, по сути, строительство коттеджного поселка. Комментариев по этому поводу от арендатора нам получить не удалось. Как оказалось, он давно живёт в Москве.

Тем не менее, все необходимые выводы можно сделать самостоятельно. План, очевидно, прост – воспользовавшись договором аренды земельного участка, возвести всю необходимую инфраструктуру и ждать момента, когда земля будет включена в городскую черту. После этого с помощью лазеек в законодательстве можно будет оформить землю в собственность и начать продажу «коттеджей в лесу на берегу Волги».

Пока же земля продолжает числиться в лесном фонде, а значит, вопрос про сам забор не снимается. Как мы уже отмечали, в проекте освоения леса ограждение заложено. При этом в лесохозяйственном регламенте Ульяновского лесничества ограждение допускается только «когда имеется опасность повреждения и уничтожения всходов и подроста древесных растений дикими или домашними животными». Несмотря на то, что мы изучали документы с юристом, разобраться что приоритетней – проект освоения или лесохозяйственный регламент – и как всё это соотносится с Лесным кодексом, не удалось.

Впрочем, Госэконадзор указывает и на другую «сторону медали». По словам главы комитета Константина Долинина, забор можно рассматривать как ограничивающий, по сути, права животных. «Забор препятствует миграции животных», – утверждает Долинин. А это значит, что вопрос уже переходит в сферу компетенции Госэконадзора, тем более, что, судя по проекту освоения лесного участка, никакой экологической оценки или экспертизы проведено не было. Судя по всему, история с забором далеко не закончилась. Мы будем продолжать следить за развитием событий.

Увы, но мы подозреваем, что вряд ли дело закончится положительно для жителей Заволжского района. Скорее всего, максимум, чего удастся добиться – это снесения части зеленого забора. Если нет других явных нарушений условий договора аренды, то всё остальное останется как есть. Об этом говорит и то, что арендатора уже не раз проверяли и нарушений найдено не было. Другое дело как защититься от подобных случаев в будущем? Ведь не секрет, что проблема прибрежных лесов и захвата водоохранных зон в области стоит очень остро – во многих местах к берегу попросту не подойти. Если этот процесс будет продолжаться такими же темпами, то недалек час, когда свободно посещать прибрежные леса будет попросту негде.

Мы думаем, что этот вопрос достоин, как минимум, детального обсуждения в рамках заседания Экологической палаты области. Мы попросили члена палаты, главу регионального отделения общественной организации “ЭКА” Александра Яшина, обратиться с соответствующей просьбой к председателю Экопалаты. Будем надеяться, что экологическая общественность найдёт решение, которое позволит поставить хоть какой-то заслон перед захватом прибрежной полосы на Волге.