Не все равнодушны к перезвону колоколов, для кого-то это праздник памяти, для некоторых – скорби,  под  них возносятся молитвы во здравие и поминают  за упокой. Но, иногда – это тревожный набат, извещающий, что в жизни сейчас что-то пошло не так. Село Красный Яр, Чердаклинский района Ульяновской области. Не надо обладать абсолютным слухом, слушая нестройный перезвон с колокольни храма Святого Николая, чтобы понять – здесь что-то идет не так…

Видишь там на холме…

Никола Чудотворец –  это заступник и покровитель православного люда. Как показывает жизнь, иногда народу только и остается, что надеяться на чудо, если вера в справедливость, законность и власть окончательно пропадает.

– Вон, видишь там, на холме – храм, туда и поезжай, не ошибешься.

Так, несколько поэтически сориентировал меня местный житель по направлению к храму.  Впрочем, я уже видел сам. Церковь святителя Николая Чудотворца возвышается над окрестностью, она словно парит над землей.

На строительство храма в Красном Яре деньги собирали всем миром, собрали и построили, возле кладбища, воссоздав погост в его историческом смысле. В прошлом году, епархия назначила Церкви священника. Приход ожил.

Община стала дружнее, сплоченнее в ходе строительства церкви, появились новые планы и вернулись силы для осуществления прежних.

С благословения настоятеля прихода, иерея Андрея Спицина, православная община села, после долгой и продолжительной борьбы  с  бюрократическими рогатками, сумела удивить власть.

Оформив в пользование небольшое озеро,  представители общины очистили его дно и мечтали разбить вокруг него парк с липовой аллеей для молодых мам с колясками, с песочницами для малышей, с детскими площадками для тех, кто постарше, со спортивными снарядами,  теннисными и волейбольными площадками для подростков и молодежи. Для совмещения духовного воспитания со здоровым спортивным развитием тела.

Ещё у них было намерение  организовать водопой для сельского скота. Высадить плакучие ивы, и вербы вокруг озерца.

Но, планам сбыться было не суждено. Вмешался глава администрации поселения Н. Хайретдинов, категорически запретивший заниматься … благоустройством озера. При этом, на разрешения и соответствующие бумаги региональных властей он внимания не обратил, как и обстоятельством недопустимости вмешательства властей в дела религиозных общин и общественных организаций.

Ещё раз повторю – люди решили за свой счет благоустроить озеро, создать парк, детские площадки и аллеи, спортивные площадки, как раньше за свой счет возвели храм. Запретили.

В неочищенном до конца озере теперь вольготно разгуливают коровы, со всеми вытекающими последствиями под робкий перезвон церковных колоколов, безответно доносящийся с холма …

«Пляски на святом месте»

Про пляски на святом месте, это не мною придумано, это цитата из протокола, но…  по порядку. С верой в чудеса, у меня дело обстоит неважно.  Поэтому полюбовавшись окрестностями, насладившись хвойным  воздухом, и задав пару вопросов местным жителям, я выяснил, что «чудотворцы» из местной администрации не впервые чудят по своему, оскверняя пошатнувшуюся веру граждан в святое, справедливое и честное. И что народ вовсе не зря строил храм, тут без вмешательства свыше дело не обойдется. Правда, как я полагаю, здесь можно ограничиться и сугубо земными инстанциями: губернатором региона, прокуратурой и начальником УВД, чтобы не отвлекать небесных покровителей по мелочам.

А «мелочей», как говорится не счесть: нужен детский сад, поскольку старый занял, как утверждают жители села, депутат поселкового совета, и даже называют фамилию депутата – Кошкарова.

Подростки, бойко рассказали, как чуть было не погорели, в буквальном смысле в ночь с 12 на 13 мая, в сельском клубе, который если верить МЧС закрыли для использования ещё пару лет назад, как весьма опасный,  и непригодный для проведения мероприятий, тем более детско-молодежных. Горела проводка, повезло, потушили.  Как утверждает людская молва, ответственным  лицом за эту  «горящую точку» является  гражданка Наиля Искандерова.

На вопрос о школе, взрослые поведали историю  «об  её оптимизации», в общем – закрыли школу. В ответ на мой вопрос депутатам Чердаклинского  района о судьбе школы, мне была изложена «перспектива» создания  в пустующем ныне здании школы  некоего «социо-культурного центра», с  организацией там детского сада. Мои вопросы, которые я задавал после многочисленных бесед с местным населением, по сути простые – о замке на спортзале, и о том, почему это здание уже сейчас нельзя использовать под клуб для молодежи, в замен пожароопасного клуба, несколько озадачили депутатов. Понятно, что они знают о ситуации, но пока не готовы публично её комментировать. Впрочем, будем считать, приняли к сведению…

Зашел в школу. Депутат поселкового совета и по совместительству сельский библиотекарь Екатерина Ефремова, хоть и встретила нежданных гостей не слишком любезно, зато с существованием проблемы согласилась, в темпе и в максимально сжатой форме пересказала содержание статей желтой прессы и сплетен. Выходит по ее словам, что община кругом не права, а администрация напротив – невинна, аки агнец Божий, что они – представители общины – те еще жуликоватые типы, не все у них чисто в делах и помыслах. Ну, да Бог ей судья…

Интересно, что все, с кем пришлось говорить из сельчан друг другу не противоречат. Все рефреном жалуются на одно и то же. Нет места выпаса для скота, вода непригодна для употребления, и… непрерывная война местной власти и депутатов с православной общиной, буквально за каждый метр, каждую пядь  земли.

А уж ситуация с аварийным сельским  клубом, была и вовсе доведена до абсурда. Клуб, кстати, соорудили из остатков старого храма, потом, когда он обветшал до аварийного состояния его бросили, а потом, на просьбы прихожан категорически отказались возвратить его церкви для восстановления, ссылаясь, что эти руины – объект соцкультбыта. Правда на реставрацию этого «стратегического» в масштабах села объекта ни область, ни районная администрация денег не выделяет, тот неуклонно продолжает разрушаться. Но это другая история…

Складывается впечатление – по странной причине том, что прихожане храма готовы восстановить и отреставрировать здание за свой счет, местные депутаты и глава администрации поселка и слышать не хотят. Причина, по-видимому, чрезвычайно веская, поскольку не слышат не только общину, но и представителей региональной власти.

Так что помолившись Николаю Чудотворцу, написав гору прошений губернатору, православная Община решила теперь ещё написать письма Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву, поскольку справедливо полагает, что танцы на святом месте явно не способствуют духовному развитию и воспитанию  молодежи.

Планов громадье

Увлекательное это дело, чтение планов развития села. Нет, серьезно, читаю по районам, по селам, и восхищаюсь, буквально восторгаюсь буйной фантазии местечковых  бюрократов. Красиво пишут, а между строк почти открытым текстом: «мы гоним инвесторов, мешаем местным жителям, по одной причине – встав на ноги, они становятся самостоятельными, а область перестает финансировать «планы развития» и в чем тогда смысл жизни и работы?»

Местечковые бюрократы – это бич региона, да и всей страны: хамоватые, неграмотные, самодовольные, препятствующие творческой и предпринимательской инициативе граждан, таков, к сожалению, типовой портрет муниципальной власти. Днями именно об этом говорил на Общественной палате Николай Доронин, который курирует теперь внутреннюю политику региона. К счастью, есть исключения из этого правила, но, к сожалению, не в  Красном Яре.

Места, тут на крутом берегу Волги – изумительные по красоте, но властям, похоже, эти красоты не интересны. Они не видят прекрасных лиственниц и пихт, они не замечают заброшенных и позабытых кладбищ. А как иначе судить, если они не способны решить проблем с водой для населения, не получается у них с дорогами и благоустройством, зато здорово получается активно мешать тем, кто готов безвозмездно вкладывать силы, терпение и личные средства в то, что уже почти загублено и умирает?

«Но, это же не правильно! Такого быть не должно! Наверняка у них есть какой-то личный и корыстный интерес и мотив!», – доказывал мне недавно один из чиновников в аналогичной ситуации. Не без этого, полагаю, но хуже иное – такое отношение возбуждает народный гнев, подрывает доверие к любой власти, подталкивает людей к активному протесту – людям надоело ждать милости от властей, унижаться за каждую копейку. Они хотят, что бы их дети любили место,  в котором родились, гордились им и не покидали его, зная, что им лучшего места на Земле не найти.

Чиновники приходят и уходят, а людям здесь жить и растить детей и внуков. Рано или поздно им становится стыдно перед новым подрастающим поколением за те условия проживания, на которые обрекла их власть, и сейчас они просят власть: «Нам ничего от вас не нужно, об одно просим – хотя бы не мешайте!»

Чудес не бывает?

Робкий перезвон раздается с вышины, неуверенный, словно  массивный колокол чуть тронул ветер, он колыхнулся и тут же весело забили звонкие малые колокольца. На звоннице  они словно сами собой ожили в день святого Николая Чудотворца. Чудо?

Ах, нет, это дети. Пацаны пробрались на самую верхотуру  и вдвоем пытаются раскачать литой колокольный язык, спотыкаясь о веревки малых колоколов. Они очарованы нестройным перезвоном. Задавать вопросы им не имеет смысла, у них в ушах высокая музыка небес, а в глазах отражается лазурное небо, их нет сейчас здесь.

– Служба идет? – уточняю я, у старосты прихода перед отъездом.

– Уже закончилась, – он строго поглядывает на мальчишек, явно самовольно проникших на колокольню.

Уезжая, я вновь смотрю на сияющие в лучах солнца золотые купола храма. Его построили православные люди для себя, с верой в святителя Николая Чудотворца. Люди все еще верят в чудеса, им подобная вера необходима, уж слишком не проста сейчас жизнь.

Самого главного, они, наверное, пока не понимают – их чудо уже свершилось, вне зависимости от вмешательства прокуратуры и губернатора, к ним вернулась вера в собственные силы. Они вернули себе традиции и обряды, восстановили храм и обустроили могилы предков. Они перестали ждать и стали надеяться только на себя, на свои руки и помощь соседей, общины – разве это не Чудо?

Игорь Корнилов