Грандиозный проект – Музей эпохи СССР, еще не воплотившись в жизнь, уже прославил Ульяновск. В конкурсе лучших туристических брендов России «GOLD BRAND», который прошел в рамках Московской международной ярмарки путешествий MITF-2012, концепция музея была признана лучшей. Ульяновский Музей разделил первое место с Великим Саянским кольцом (Красноярский край).
Музей эпохи СССР может стать символом наступления новой эры, мостом, соединяющим великое прошлое и будущее. Самое важное – не ошибиться в разработке его концепции, найти те самые «болевые точки», которые помогут восстановить самосознание и национальную гордость нашего народа.
– В силу многих причин Ульяновск стал своеобразной квинтэссенцией советского, визитной карточкой Советского Союза. В родину Ленина, вождя и автора этого великого проекта на его 100-летие вложилась силами вся страна. Музейный комплекс создавали все республики. До сих пор в прилегающем к музею Парку Дружбы народов в полузапущенном виде сохранились парки национальных республик. Время их рекультивации, возрождения на новом витке – евразийской России, – считает один из идеологов концепции Музея эпохи СССР Дмитрий Ежов.

Ответ на вопрос, каким должен быть Музей, искали столичные эксперты, побывавшие в Ульяновске.

Надежда Макатрова, генеральный директор консалтинговой компании «Конкретика»:
«Вчера мы побывали в Мемцентре. Без обид, сегодня он представляет собой уснувший 20 лет назад музей. Изменились технологии, восприятие туристов, требования к музеям. Думаю, что смысловое содержание мемориала можно оставить. Но все, что здесь собрано, нужно взять и показать через ощущения, интерактив.

На мой взгляд, экспозицию нужно менять, не убирая из нее Ленина. Он как стержень, главный идеолог. Но если мы ставим задачу привлечь туристов, возвысить город на туристическом рынке, тема СССР, безусловно, выигрышнее. Она шире, чем тема одного лишь Ленина. Тем более, отношение к этой исторической фигуре в обществе разное. А к тому, что было в СССР, большое количество относятся позитивно. Так что проект будет гораздо лучше воспринят, если его расширить, раздвинуть рамки, продвигать СССР как эпоху, через человеческие отношения.

Ностальгия по тем временам сегодня сильна. Люди соскучились по ощущению гордости за страну.

Ульяновску нужно однозначно «столбить» бренды «Ленин», «социализм», «СССР». Но нужно иметь в виду: из Москвы сюда, чтобы посмотреть Музей эпохи СССР поедут только в том случае, если он действительно будет сделан великолепно. Мы проводили опросы – что сегодня интересно туристам. Многие говорят, что им поднадоели кремли, соборы. Музей эпохи СССР уникален, он может выделить Ульяновск из общего потока. Ничего аналогичного тому, что может быть создано в вашем городе, в Москве нет. Но приезжать сюда, чтобы посмотреть стенды с документами и фотографиями, люди не будут.

Целевая аудитория у Музея эпохи СССР должна быть широкой. Но важно учитывать: когда мы говорим «для всех», это значит «ни для кого».
Позиционирование музея для разных целевых групп будет отличаться. Молодежи интересные технические подвиги; людям постарше – бытовые подробности, как люди жили в коммуналках, как был устроен их быт. Кого-то привлечет военная тематика или тема лидерства – как человек мог дойти до того, чтобы перевернуть историю огромной страны. Под разные группы будут разные ключевые идеи.

Что важно, из музея эпохи СССР можно выстроить имидж региона в целом. Власти могут принимать особые локальные решения, положим, связанные с транспортом, образованием. Чтобы люди приезжали в Ульяновск и говорили про «социализм в отдельно взятом городе».

Николай Никишин, заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии:
«Когда входишь в незагруженный посетителями Ленинский мемориал, они понимают, что это объект серьезный, в него вложен талант многих людей. И понимаешь, что сегодня нужно что-то другое. На поверхности лежит, что это должно быть связано с масштабом страны, ленинской темой.

Если где и быть в стране музею СССР, то не в столицах, где он рано или поздно должен бы был возникнуть. А в спокойной среде города, в хорошем смысле, провинциального. Чтобы осмысливать серьезные темы, рефлексировать, воспринимать информацию можно было бы не торопясь, вдумчиво.

В интернете сегодня много попыток рассказать об эпохе СССР – важном для страны периоде – на упрощенном, профанном уровне. «Выставляются» предметы быта. Но кухни, холодильники, сгущенка – это атрибутика, которая легко вспоминается, но не позволяет глубоко осмыслить эпоху. Это просто воспоминания – у кого-то о детстве, у кого-то юности.

Масштаб мемориала, как грандиозного архитектурного объекта, отсекаются дешевые способы реализации этой идеи. Хочется сделать Музей масштабным, существенным и значимым для всякого жителя страны объектом, чтобы он был важным и интересным и для Европы, и для других континентов. Почти весь XX век весь мир жил с пониманием, что где-то рядом находится огромная страна: мощная, непонятная, непредсказуемая, вызывающая у людей разных сословий интерес, страх и море симпатий, множество положительных ассоциаций. И вспомнить о ней надо так, чтобы это не превратилось в простую бытовую тему – что они ели, пили, в каких шкафах хранили свою одежду.

Людей интересует загадка страны, которая достигла необыкновенных высот. Страны придуманной, спроектированной, прожившей блестящую жизнь. Важный момент – почему именно она первой полетела в космос, вызывала страх, трепет, восторг, почему именно здесь рождались великие ученые, писатели, артисты. Разве можно современных «великих» Быкова, Акунина, Сорокина поставить в один ряд с Шолоховым, Толстым, Солженицыным? Это другая страна, другой масштаб. И он должен быть в Музее выдержан.

Я даже начинаю задумываться – а не маловат ли Ленинский мемориал? Может быть, в городе нужно построить объект, достойный XXI столетия? А мемориал бы стал частью ансамбля – и архитектурного, и смыслового. В этот ансамбль можно вписать тему Ленина, ленинизма, как одной из выдающихся мировых религий.
Еще одна тема – архитектура, которой здесь нет. Мне показалось, что Мемцентр – мемориал не Ленину, а городу, который похоронен на волжском косогоре. И над ним, над костями соборов, поставлено это «надгробье».

Нужно передать дух эпохи. Человек сегодняшний, живущий в интернете, не хочет брать учебник истории России и листать последовательно, при помощи мышки. У него своя логика. Он хочет знать о том, что он вчера слышал на митинге, о том, что говорили по телевизору или радио, что увидел у соседа, прислали в твиттере и так далее. На самом деле, это не каша, как кажется на первый взгляд – мир так устроен. Все перемешано, эклектично. И человек так думает – именно так, как устроен мир. И такими должны быть новые музеи. Они должны соответствовать новому типу восприятия, мышления человеческого ума.

Мышление человека сегодняшнего – это гипертекст. Пространство мемориала должно быть построено по новым принципам, может быть, это будет следующий уровень после гипертекста. Музейщики сядут и придумают то, что будет трендом середины XXI века. А потом скажут: Ульяновск? Так это там родился новый метод музейного проектирования!

Музей эпохи СССР должен быть опережающим по технологиям. Музеем из будущего, а не из прошлого. Сожаление по поводу утраченного, восхищение тем, что было и не вернешь – непродуктивное настроение. В основе музея должна быть философия. Россия – как птица феникс, возрождающаяся из пепла – хорошая идея, она оптимистична. Наша страна всегда была сильна тем, что на каждом витке поднималась выше и выше.

Что заставляет вас ехать в город «за 300 верст»? Там вы увидите то, нигде не видели, узнаете то, о чем не прочитаете в книжке или интернете. Там это сделано так, что вы испытаете потрясение, катарсис, ощутите истинные переживания. «Вы испытаете полное погружение в другую эпоху, увидите Советский Союз своими глазами, будете ходить по советской улице, посидите в советской школе. Вы сами отправитесь в это путешествие, виртуальный мир, при помощи современных технологий, и вернетесь другим человеком. С чувством гордости за свою страну, поймете, что этому народу по силам любые задачи».
Именно таким должен быть этот музей.

Виктория Чернышёва