Мистический триллер  «901 километр» о том, как обычные люди могут стать марионетками  в чужой игре, стал первым «большим кино», снятым на ульяновской земле. Его режиссер Борис Куломзин  дебютировал на большом экране в марте этого года. Он рассказал UL-PEOPLE о своей первой полнометражной работе и поделился интересными фактами из мира кино. 

– Борис, как выпускник машиностроения пришел в кинематограф?

-На машфак конкурс был меньше… Учился я нормально, мог  бы стать неплохим инженером, однако в какой-то момент появились другие интересы: музыка, радио, телевидение. Кем я только ни работал: и звукорежиссером, и ди-джеем. В начале двухтысячных попал в Москву на телекомпанию «ВиД», в редакторскую группу программы «Взгляд», где поработал с корифеями российского телевидения – Александром Любимовым, Петром Толстым, Михаилом Борецким.

Нашу картину показывали в 55 залах, это около 30 городов, «Фауст» Сокурова  показывали в 35 залах. Можете представить?

Когда программа закрылась, переехал обратно в Ульяновск. Открыл рекламное агентство, что называется, стал продавать то, что испокон веков кормит всех – рекламные  ролики. Снимал презентационные  и корпоративные фильмы.  Обычно  молодые режиссеры начинают  с короткометражек, я перешагнул эту ступень и снял сразу полный метр. «901 километр» – мой дебют на «большом экране».

– Каково быть первопроходцем в ульяновском  кинематографе? Ответственность мешала или, напротив, подстегивала?

– Ответственность  «быть первым» есть, но она выражается скорее в ожиданиях. Есть задача, ты  ее делаешь. Я – не единственный, кто снял полнометражный фильм в Ульяновске. Почему мы говорим, что «901 километр» – первый ульяновский фильм?  Потому, что он вышел на «большом экране», был в российском прокате и сделан силами исключительно местной творческой группы. До этого были лишь попытки снять «большое» кино.

В этом мы действительно были первые. Но одно дело сделать продукт, другое дело – продвинуть его на рынке. Это было самым сложным. Даже для именитых режиссеров задача не из легких. Вот, например, нашу картину показывали в 55 залах, это около 30 городов, «Фауст» Сокурова  показывали в 35 залах. Можете представить? Я, конечно, не пытаюсь сравнивать себя с великим мастером, но факт остаётся фактом. Что сейчас покупается и прокатывается кинотеатрами!

– К вопросу о том, как что сделано. Вы предпочитаете  в своих фильмах мир с нуля выстраивать или приходится использовать  трафаретные ходы?

– Несколько московских продюсеров, посмотрев наш фильм, отметили великолепную работу оператора Сергея Бурцева. 80% сцен мы снимали в вагоне, около него. Вы можете себе представить, как  нужно было изощряться, сколько искать планов, чтобы зритель не потерял активность? Всегда интересно смотреть фильмы, где постоянно меняются декорации, виды.

К слову, на прошедшем «Кинотавре» проходил питчинг. Это такой  продюсерский конкурс проектов. Мы тоже подали заявку на участие, но в этом году нам не повезло.  Так вот,  там презентовали проект, который тоже должен сниматься в поезде. Достаточно опытные операторы и продюсеры сказали: «Как это все снять?» А мы это уже сделали.

– Многие режиссеры придерживаются мнения, что «большой экран» и «массовость» губят фильмы. Кино для узкого круга избранных или достояние многих?

– Здесь все четко разграничено. Существует три направления кино. Первое – это фестивальный жанр, где режиссер во всей красе представляет свое авторское видение и выносит его на суд профессионального зрителя. Существует арт-хаус, у которого еще меньше аудитория.

Когда  я прочитал сценарий, я сразу спросил: «Что мы будем снимать, триллер или драму?». Продюсер ответил: «Мы снимаем триллер».

Другое дело – широкая прокатная аудитория.  Здесь мы имеем дело с  60-70% людей, которые кормятся максимум телевизором  и сериалами. Несмотря на свою шероховатость и недостатки, эта масса достаточно угадываема. Не секрет, что помимо сценария существует «скелет» построения фильма, и поэтому, если ты хочешь снимать прокатный фильм, ты должен играть по определенным правилам. А вот насколько ты сможешь внести свою философию, зависит уже от мастерства режиссера.

– Почему первый ульяновский фильм – и сразу триллер?  Может, стоило начать с чего-нибудь помягче?

– Получилось так, что у нас было на руках три разноплановых сценария. Критериев выбора было  несколько: сложность, быстрота исполнения и бюджет. Триллер – жанр достаточно сложный. Когда  я прочитал сценарий, я сразу спросил: «Что мы будем снимать, триллер или драму?». Продюсер ответил: «Мы снимаем триллер». Но уже в процессе монтажа жестокие, кровавые сцены  из фильма мы все же убрали. И получилась, на мой взгляд, все-таки социальная драма.

– Практически весь актерский состав фильма – молодежь. Не боялись доверить свое детище студентам?

– Абсолютно не боялся. Включите федеральные каналы в  дневное  время. Вас кондратий схватит. Как такое можно снимать? Почему вообще такое показывают? Вроде смотришь – именитые  актеры играют, но они играют как-то плохо. И результат  в целом низкопробный. Виноват режиссер, который толком не знает каждого образа данного сериала. Что такое актер? Это пластилин. Лепи, что хочешь и как хочешь.

– То бишь из студентов лепить оказалось  проще?

Безусловно. Пришлось, конечно, поработать на съемочной площадке, но в целом я их  отдачей очень доволен.  Они сыграли очень искренне, а те ошибки, которые допустили,  увидели потом и сделали выводы.

Однако приятно, что прошла все-таки довольно позитивная оценка фильма. Мы делали «901 километр», рассчитывая на 18+, аудиторию молодёжи. Но оказалось, что им больше нужны спецэффекты, нежели сюжет. Хотя мы и постарались и сделали несколько достаточно интересных «фишек», но в конечном итоге философию фильма оценили и поняли люди гораздо старше.   На премьере в Тольятти с первого ряда встала бабушка и сказала: «Большое  спасибо, сынок,  за такое кино. Мы видим в этом фильме своих детей и понимаем, до чего они могут доиграться».

Я думаю, фильм оценят года через 2-3. Основная концовка фильма говорит о том, что мы становимся марионетками в руках большой системы. Если раньше мы видели это зло во власти, в чиновниках, то сегодня захватывает в свои сети виртуальное общение.  Через несколько лет этот факт станет очевиднее.

«Что такое актер? Это пластилин. Лепи, что хочешь и как хочешь».  

– Прошло уже достаточно времени. Отгремели овации восторженных,  и поутихла критика разочарованных. Что пришло к вам после  выхода фильма?

– Пришла уверенность  в том, что ты перепрыгнул  определенную планку и что ее нужно поднимать выше и выше. Я понял, что не хватает навыков, опыта по драматургии, и  осенью я намерен поучиться у мастеров. Я уже записался на курсы к Александру Митте. Плюс собираюсь на семинар одного мастера из Голливуда, который будет заниматься повышением квалификации режиссеров.

Мы не собираемся останавливаться,  в этом году мы хотим поставить как минимум еще два проекта.

К тому же вы знаете, учиться ведь можно постоянно. Как раньше люди учились играть на гитаре? Они слушали  музыку  и, что называется, «снимали» услышанное. Я к тому, что не обязательно куда-то ездить. Начинающим режиссерам полезно смотреть фильмы «между строк», разбирая их по планам, по сюжетной линии, по монтажу. Ты, конечно, не станешь в одночасье великим режиссером, но у тебя появится хотя бы шанс сделать что-то приличное.

Мы не собираемся останавливаться,  в этом году мы хотим поставить как минимум еще два проекта. Один – полнометражная картина, другой – многосерийный телефильм. Я планирую снять достаточно  серьезную, интересную картину. Автор сценария – я сам. Сейчас она существует в виде повести.  Если все пойдет хорошо, в сентябре мы приступим к съемкам.

Останетесь ли вы работать в Ульяновске? И каковы, на ваш взгляд,  перспективы развития ульяновского  кино?

– Жить и творить можно, и не уезжая в другие города. Все это можно делать здесь. Не знаю, как сложится судьба дальше, не знаю, останусь ли в Ульяновске или нет, хотя корнями я здесь прирос.

Перспективы я вижу неплохие не  только ульяновского, но и регионального кино.  В Новосибирске или Ханты-Мансийске, например,  уже семь лет как снимается местное кино. Да, оно малобюджетное, где-то непрофессиональное, но кассу оно собирает больше, чем любой голливудский блокбастер.

С развитием “цифры “, съемочной аппаратуры, телевещания и Интернета создание качественного кино- и телеконтента становится все доступнее региональному производителю. Никто не верил 6 лет назад, что можно сделать полноценный региональный проект “Волжская рыбалка”, но я и группа единомышленников сделали это.

Проект с успехом шел на региональных ТНТ. Объехали все Поволжье от Нижнего до Астрахани. Но, возвращаясь непосредственно к теме киноиндустрии, хочется еще раз заметить, что без господдержки нам это быстро не реализовать. Мы в этом направлении уже работаем второй год. Бюджет – немаловажная часть кинопроцесса.

«Жить и творить можно, и не уезжая в другие города»

– Девиз «901 километра» – «Дожить до правды суждено не всем». Как вы ищете правду?

– Я свою правду уже нашел.

– И какова она, ваша правда?

-Правда? Правда  в том, что жизнь прекрасна.

Автор – Нелли  Хачатрян

Фото – Анна Панова, личные архивы Бориса Куломзина