Виктория Чернышева
Эта статья является комментарием к:
Распоряжение губернатора Ульяновской области “О дополнительных мерах по защите зелёных насаждений”.

Ульяновский губернатор Сергей Морозов подписал распоряжение “О дополнительной защите зеленых насаждений”. Уникальный по своей сути документ (по словам регионального министра лесного хозяйства, природопользования и экологии Дмитрия Федорова, сегодня он не имеет аналогов в России) увидел свет после нескольких громких скандалов, связанных с вырубкой в Ульяновске деревьев.

Теперь снести хоть одну липу или тополь будет гораздо сложнее. Сначала их придется сфотографировать и выложить фото в Сеть. Кроме того, информацию о готовящейся вырубке нужно будет разместить на официальных сайтах муниципалитетов и в СМИ.

К подготовке распоряжения в минприроде подошли серьезно: изучили зарубежный и отечественный опыт, рассмотрели схожие нормативно-правовые акты Белоруссии, Украины, Москвы, Кургана, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга. В подготовке распоряжения приняли участие представители общественных организаций, специалисты в сфере лесовосстановления, ведущие экологи региона.

Пункт “зеленого распоряжения”, касающийся фотофиксации деревьев, подлежащих сносу, был предложен ульяновской общественницей Натальей Лазаревой. К сожалению, до последнего времени защитники зелени успевали фотографировать лишь пеньки: в экологические структуры информация доходила постфактум. Теперь же данные о том, что в муниципалитет поступила заявка на вырубку деревьев, должны в течение двух ближайших дней разместить на официальном сайте экологической палаты Ульяновской области.

Кроме того, все насаждения, которые по тем или иным причинам хотят снести, будут обнесены аншлагами с информацией, содержащей причину вырубки. Исключение не сделали даже для сухих и аварийно опасных деревьев: решение об их сносе должна принимать комиссия, в которую войдут представители экосоветов, экопалаты, госэконадзора, минприроды и простых граждан, готовых отстаивать каждое “нужное” на их взгляд, насаждение.

– При озеленении и реконструкции улиц, скверов и парков также будет проводиться обязательная общественная экспертиза с привлечением независимых экспертов, а также членов экологической палаты Ульяновской области, – уточнил Дмитрий Федоров. – В ближайшее время на территории муниципальных образований пройдет инвентаризация всех зеленых насаждений. Планируется составить реестр с данными о количестве, возрасте деревьев и их качественными характеристиками.

– Увидим, будет ли у этого документа судьба достойнее, чем у моратория мэра, – говорит Наталья Лазарева. – Но, на мой взгляд, единственный реальный шанс успеть своевременно и более результативно защитить дорогую нам зелень – узнать о раздаче земли под стройки там, где их не должно было быть. Еще до начала проектирования и задолго до заявок на снос. У нас же зачастую сначала отдают землю, где растет зелень, под стройку, а только потом “подводят” документальную базу.

Мораторий, о котором ведет речь Лазарева, был наложен на плановую вырубку деревьев в начале мая главой Ульяновска Мариной Беспаловой. Запрет касался сноса всех зеленых насаждений (за исключением сухих и аварийно опасных деревьев) до 1 сентября. Такое решение Беспалова приняла после громкого экоскандала: неизвестные отравили кислотой шесть деревьев в самом центре города. Возможно, что таким образом здесь хотели освободить площадку под парковку автомобилей.

Однако мораторий уже нарушили: буквально через несколько дней после его введения у строящегося Центра по обслуживанию и продаже автомобилей на проспекте Нариманова в Ульяновске вырубили около ста совершенно здоровых тополей и берез. Ущерб, по оценке областного минприроды, составил 1,3 миллиона рублей.

В прошлом году “под топор” попали насаждения в ульяновском сквере Гончарова. Под предлогом реконструкции, в нем повредили, а затем и вырубили более трех десятков деревьев и кустов сирени.

Комментарий
Константин Долинин, председатель Комитета по государственному экологическому надзору Ульяновской области:

– Это распоряжение – дополнительная мера защиты зеленых насаждений, которая, несомненно, нам нужна. Такими шагами – большими или маленькими – мы продвигаемся к цивилизованному отношению к зеленой среде. Сегодня, к сожалению, в большинстве случаев, в приоритете интересы бизнеса. Городская среда и без того ухудшается, а с варварской вырубкой это происходит в разы быстрее. Насколько эффективно это распоряжение будет работать, зависит от нас, граждан. Нужно быть активнее, отстаивать свои права на благоприятную окружающую среду.