Новый памятник уроженцу Симбирской губернии, прославившемуся верной службой Отечеству, планируют установить областные власти на бульваре Новый Венец.

На последнем заседании областного градостроительного совета губернатору были представлены проекты памятника Василию Кочеткову, один из которых в следующем году должен быть воплощен для размещения в центре города под условным названием «Памятник русскому солдату». Василий Кочетков, объяснила нам и.о. министра строительства Татьяна Тарасова, является уроженцем Симбирской губернии, прожившим 107 лет и более 60 из них состоявшим на службе в русской армии. До недавнего времени о Кочеткове в Ульяновской области было ничего не известно. Но его имя всплыло в одной из исторических публикаций, посвященных юбилею 1812 года. Информация о выдающемся земляке добралась из публикации до губернатора Сергея Морозова, и тот загорелся желанием увековечить простого солдата, больше чем полжизни отдавшего службе Родине.

Стоит отметить, что никаких более подробных исследований биографии внезапно возникшего героя не проводилось. Единственная публикация, на которую ссылаются упоминающие его источники – журнал «Правительственный вестник» от сентября 1892 года. В Ульяновском областном госархиве сведений о Кочеткове быть не может, ведь родился он в Курмышском уезде, территория которого ныне к области не относится.

Но биография нашедшегося земляка, описанная в «Вестнике» более века назад, настолько колоритна, что дополнений, видимо, не требует. Согласно ей, на свет Василий появился в 1785 году.

Начал службу кантонистом в 1811-м. Участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах, в частности, дошел до Парижа. Воевал с турками в 1829-1830 годах, в 1830-1831-м подавлял польский мятеж. С 1843-го служил на Кавказе, где был ранен в шею и дважды в ноги. Тяжело раненный попал в плен к чеченцам, где пробыл почти десять месяцев и откуда смог сбежать. После этого по выслуге лет был удостоен чина подпоручика, но отказался от офицерского звания. В отставку вышел в 1851-м, но с началом Крымской войны вернулся на службу. Служил в Средней Азии, в 1874 году царской волей был назначен конвойным императорского поезда, но от участия в боевых действиях не отказался. В 90 лет служил добровольцем в сербской армии, участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 годов. В 1877 году участвовал в обороне Шипкинского перевала, при которой после ранения потерял ногу.

Умер Василий Кочетков, уже находясь в отставке, 31 мая 1892 года. Скончался, отмечалось в «Вестнике», в Нижегородской губернии, будучи проездом в родные симбирские края.

«Вестник» приводил и гравюру с изображением Кочеткова. Она, по словам Тарасовой, и стала основой для скульпторов, включившихся в конкурс на создание памятника русскому солдату. В результате было предложено семь вариантов монумента. Выбрать лучший из них пока не смог ни президиум градосовета, ни сам градосовет. Архитекторы лишь посоветовали авторам переработать проекты, чтобы сделать памятник более камерным и лаконичным, избавиться от лишних деталей в проектах и добавить герою мужества. После доработки проектов, объяснила Татьяна Тарасова, планируется учесть результаты опросов, объявленных на нескольких сайтах по выбору лучшего варианта скульптуры, еще раз послушать мнение градосовета и остановиться на конкретном проекте.

Сам памятник, сообщила Тарасова, планируется ставить в Ульяновске в 2013 году. Место для него уже определено. Из нескольких площадок в центре города архитекторы выбрали круглую клумбу на бульваре Новый Венец перед зданием УГСХА.

Стоит напомнить, что до появления информации о Кочеткове рассматривался вопрос об установке в городе памятника Симбирскому ополчению, также участвовавшему в войне 1812 года.

Объявляли конкурс, на который скульпторы представили несколько проектов. Теперь, объяснили в министерстве строительства области, в первую очередь планируется поставить памятник Кочеткову. Хотя его появление план установки памятника ополчению не отрицает.

Откуда возьмутся средства на памятник русскому солдату, пока не решено. Возможно, их выделят из бюджета по областной программе «Увековечение памяти лиц, внесших особый вклад в историю Ульяновской области», скудно, но иногда все-таки финансирующейся. Но, отметила Татьяна Тарасова, не исключен и сбор добровольных пожертвований на создание монумента.

Лидия Пехтерева