Виктория Чернышева
В Ульяновске открыли студию пантомимы.
Французский мим, ученик легендарного Марселя Марсо Робер Дантонель (он руководит театром “Гриффон” и возглавляет международный фестиваль “Арт-сцена”) открыл в Ульяновске детскую студию пантомимы “Мим смайл”. Ученики в ней необычные – воспитанники специальной коррекционной школы-интерната II вида. Организаторы проекта “Мир без границ”, в рамках которого была образована студия, уверены, что благодаря занятиям детям будет легче адаптироваться к окружающему миру.

Боб (Робер предпочитает, чтобы его называли именно так) – человек удивительный. Тот, кто пообщается с ним хотя бы несколько часов, преображается разительно. “Русские начинают улыбаться!” – говорит доцент кафедры хорового дирижирования и вокала факультета культуры и искусства Ульяновского госуниверситета Марина Лаптева.

С Робером Донтанелем она познакомилась в прошлом году, когда француз представлял в ульяновском драмтеатре свою удивительную постановку “Моцарт и Сальери”.

– Я редко так реагирую на что-то – как ребенок. Но его игра меня тронула. Мы познакомились, я пригласила его на свой тренинг, на котором учу студентов работать с телом – ведь человек может заниматься искусством только когда он освобожден. Бобу понравилось. Он сказал, что сам бы хотел позаниматься со студентами. Так знакомство вылилось в сотрудничество, – рассказывает Марина Лаптева.

Параллельно возник еще один проект – руководство коррекционной школы попросило университет провести занятия по пантомиме. Дети, занимающиеся в этом учебном заведении – слабослышащие. И пантомима для них – возможность выразить себя.

УлГУ и школа-интернат подписали договор о сотрудничестве. В его рамках француз приехал в Ульяновск весной нынешнего года – уже не как актер, а как учитель. В его второй, “осенний”, приезд, за десять дней студенты первого и второго курса университета и дети, записавшиеся в студию, поставили первый спектакль. Воспитанники школы-интерната выступили в этюде “Марионетки” – дергали за “ниточки” живых кукол (в этой работе, по словам Лаптевой, студенты более точно работали именно со своими младшими “коллегами”, чем друг с другом). Но самый большой восторг у зрителей вызвала импровизация, которую дети устроили вместе с Бобом – раскрепощенные, с горящими глазами, они повторяли за ним все движения: сладко зевали, потягивались, передразнивали друг друга, радовались жизни…

– Дети весь день в школе, они варятся в собственном соку. А через занятия они открываются, выходят из кокона, в котором находятся. Боб снимает этот кокон за фантастически короткое время. Он вне системы, и это настоящий подарок, – говорит Лаптева.

– Ректор УлГУ Борис Костишко спросил меня, есть ли у меня педагогическое образование. Я ответил, что нет: все мое образование – это мое сердце, – говорит Робер Дантонель. – Работа с детьми отличается от работы со взрослыми – нужно установить контакт, найти подход. Когда я приехал, они относились ко мне очень настороженно. А потом начали воспринимать как близкого знакомого. Так что дети видят не человека с образованием, а самого человека.

Финансирует социальный проект университет. Но не исключено, что из городского бюджета выделят грант. Руководство УлГУ договорилось с Робером о том, что он приедет в Ульяновск в январе и мае будущего года. Пока же он будет курировать работу студии через интернет. Руководить детьми поставили второкурсника УлГУ Евгения Юманова, которому будут помогать и другие студенты-волонтеры.

– Самым первым пунктом, куда я приеду в январе, будет школа, – пообещал Боб.

Кстати, во Франции он второй год работает с умственно отсталыми детьми. Это не просто обучение, а сотворчество: дети участвуют в разработке сценариев, составляют планы. Самое важное – общаться с ними на равных.