С 1 сентября в образовательные программы 4­-5­х классов всех ульяновских школ в обязательном порядке ввели новый курс.
Новый учебный курс ввели во всех школах России по решению правительства РФ от 28.01.2012 г. № 84­р. Распоряжением министерства образования Ульяновской области от 22 марта 2012 года, № 990­р учебный курс ОРКСЭ ввели в 4­х и 5­х классах школ.

Как выбирали предмет
­ Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10­11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним, ­ рассказала нам главный специалист­эксперт отдела дополнительного образования и воспитания министерства образования Ульяновской области Галина Юдина. ­ Причем, главным условием изучения курса является согласие учащихся и добровольный выбор родителей.
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» включает шесть модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Выбор предметов (модулей) оставили за родителями каждой школы. В Ульяновской области родители выбрали четыре модуля: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Правда, как выбирали, многие родители до сих пор не знают. Например, о том, что четвероклассникам предстоит изучать еще один предмет, родители и дети одной из заволжских школ узнали только в начале сентября. А учителя – практически накануне нового учебного года. Получается, право выбора было не у всех?
Да и отношение к появлению нового предмета не однозначное.
­ Дети и так грамоту плохо знают, а теперь за счет ведения нового курса сократилось количество часов русского языка, ­ сетуют учителя начальных классов. Им вторят родители.
­ Новые знания лично я всегда приветствую, ­ говорит мама четвероклассника одной из ульяновских школ, ­ но почему бы не сократить количество часов профильного предмета, а не основного? К сожалению, у нас все хорошее до конца не продумано.
Однако, в региональном министерстве образования эту информацию опровергли.
­ Новый курс в 4­х классах введен не в ущерб каким­то предметам. Министерство образования России изыскало возможность ввести еще один час в неделю для этого предмета, ­ пояснила Галина Юдина. – В 5­х классах ОРКСЭ ввели по рекомендации регионального министерства образования за счет резервных часов или дополнительных предметов.

Кто преподает «нравственность»?
Что касается преподавателей, то и тут есть свои «подводные камни». Обучение педагогов проходило в Ульяновском институте повышения квалификации учителей. В работе курсов принимали участие отдел религиозного образования и катехизации Симбирской и Мелекесской епархии и преподаватели РОУ СПО Медресе «Биляр». Уже более 500 педагогов обучились «новой грамоте».
Однако не все решились преподавать детям ОРКСЭ. Как рассказала нам учительница с 25­летним стажем, даже мысль «о лишнем рубле» в малокомплектной сельской школе не помогла.
­ Я отказалась вести этот предмет, потому что не имею морального права учить детей тому, что сама не выполняю, прокомментировала нам учительница свое решение. ­ Как можно говорить одно, делая при этом совершенно другое?
Моральный облик учителя ОРКСЭ, конечно, играет не последнюю роль. Во многих школах «подходящих» учителей отбирали целенаправленно. Преподавать курсы ОРКСЭ доверяли лишь уравновешенным, морально­устойчивым педагогам с хорошей репутацией и послужным списком, в большинстве своем это оказывались учителя мировой художественной культуры, литературы. То есть те, кому не так уж сложно перестроиться на новый предмет, в отличие, скажем, от «технарей».
И все­таки зачем понадобилось в обязательно порядке вводить курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в начальной школе, когда дети еще толком сами не знают, чего хотят?
­ Исходя из возрастных особенностей детей, период начальных классов лучший для восприятия нравственных норм, ­ уверена руководитель епархиально­православных образовательных курсов Симбирской митрополии Людмила Григорьева. ­ В принципе, говорить о нравственности ­ чем раньше, тем лучше. Задача курсов – воспитать ребят в уважении к другим религиям, никого не унижая. Ведь агрессия происходит от непонимания, а, значит, нужно объяснить, что к чему как можно раньше. Что касается «Основ православной культуры», то русская православная церковь оставила огромный пласт, которым мы пользуемся в своих методиках. Наша задача – научить любить Родину, культуру, веру. А история у нас православная. Мы работаем бок о бок с курсами повышения квалификации учителей. К нам часто обращаются учителя, желающие пройти обучение самостоятельно.
Предмет новый, необычный. Рассчитано, что к подготовке домашних заданий к ребятам подключатся и родители, и даже бабушки, и дедушки. Кому в наше время будет лишней нравственность и добродетель? И все­таки есть ли учебники?
Как заверили в Министерстве образования области, к 1 сентября ульяновские школы должны были закупить учебники. В крайнем случае, было рекомендовано обеспечить книжками хотя бы по два класса в школах. Учителям рекомендовано дополнительную информацию черпать из интернета и других источников. Одним словом, развивать соответственно программе.
Пожалуй, на радость ученикам, оценивать знания по новому предмету, Министерство образования РФ и региональное не рекомендует. Оценки могут поставить лишь на основании приказа по школе, но в аттестат они не войдут.

НА ЗАМЕТКУ
В Ульяновской области не первый год ведется работа с педагогами по укреплению нравственности и патриотизма. Традиционно с сентября по октябрь в регионе проходят областные образовательные Арские чтения. В рамках договора о сотрудничестве между русской православной церковью (в лице Симбирской и Мелекесской епархии) и правительством Ульяновской области, Арские чтения посещают ульяновские учителя. Длятся они 1,5 месяца и включают несколько мероприятий: это и чтения, и экскурсионные встречи, на которые вместе с педагогами приглашают и школьников, и творческие мастерские, и интеллектуальные игры и другое. Детям показывают историческую и духовно-нравственную сторону крестьянской жизни. В рамках Арских чтений проходит праздник «В гостях у батюшки», в этом году он состоится 13 октября. Арские чтения посещают и родители.
– Задача Арских чтений – укрепление патриотизма, духовно-нравственное воспитание, любовь к родине, своей истории, которая напрямую связана с православием, – говорит Людмила Григорьева.
По окончании Арских чтений педагоги получают бесплатные методические пособия и богатейшую базу знаний, которые передадут своим ученикам.

А вы как считаете? Нужен ли такой предмет нашим детям?
Поможет ли он возродить основы нравственности, увы, подзабытые сегодня многими?
Руководитель общественной организации «Родительское собрание Ульяновской области» Михаил Саунин:
– Нужно приложить усилия, чтобы донести до сознания родителей, что это полезно, важно и не противоречит общему процессу обучения. Правильное преподавание этого предмета – хорошая возможность сохранения семейных традиций в широком смысле этого слова. Очень важно правильно подготовить педагогов. Главное, чтобы был духовный опыт у тех, кто собирается преподавать «Основы православной культуры». Я бы порекомендовал педагогам перед ведением предмета обратиться к двум-трем священникам, чтобы не навредить потом детям. Одно дело, если человек является прихожанином храма и другое дело – человек, который находится вне этой системы и с ней совершенно не знаком.
Если говорить об «Основах светской этики», то нужно смотреть, на чем строится преподавание. При правильном подходе предмет, несомненно, принесет пользу.
Председатель отдела образования и катехизации Симбирской и Новоспасской епархии священник Даниил Гасников:
– Такой предмет нужен, но не как религиозный, а как культурологический. Они, собственно, так и задумывались. Те же «Основы православия», например. Ребенку очень важно знать, допустим, 10 заповедей. Кто может еще рассказать? Иногда у родителей просто нет времени. 4 класс – это как раз осознанный возраст, когда ребенок прекрасно все понимает, хорошо усваивает информацию, которая ложится на достаточно подготовленную почву. Есть опасность, что учителя будут преподавать его, как религиозный предмет, поэтому важно не перегнуть палку. Если родители захотят, то могут отдать своего ребенка в воскресную школу. Культурологическая основа, когда человек знает, что такое молитва, литургия, венчание. Откройте Толстого, везде написано «венчание», литургия». Это культурологическое. Религиозное – это молиться. На одно и то же можно взглянуть с разных позиций. Рассказать, что такое литургия может обычный учитель в школе, а в воскресной – покажет, как нужно молиться. Это уже религиозный аспект. Моральный облик учителя важен в любом предмете, а в этом особенно. Рассказывать о заповеди «чти мать и отца своего» нельзя, наверное, если у тебя родители в престарелый дом сданы. Это насмешка какая-то получается.