Странные вещи творятся в нашем королевстве. Областные власти постоянно говорят о «реальной открытости областной власти и ее плотном взаимодействия с гражданским обществом». Но факты показывают обратное.
Только вчера я писал в «Ъ» о распространенном заявлении движения «За достойную жизнь!» (ЗДЖ), в котором ульяновская критически настроенная общественность говорит о неконституционности предложенного облправительством законопроекта «О правовом регулировании отдельных вопросов проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий», документа, фактически вводящего дополнительные ограничения по местам проведения митингов, пикетов, демонстраций и собраний.
Известно, что первый вариант законопроекта (по которому нельзя проводить акции ближе 50 метров от жилых домов, объектов культурного наследия и зданий государственных и муниципальных учреждений) подвергся жесткой критике со стороны оппозиции и общественности, на него дали отрицательное заключение региональная Общественная палата и региональный уполномоченный по правам человека. Делать нечего – облправительство пошло на уступки и поменяло расстояние, снизив его до 5 метров, а также поменяв (по предложению Галины Эдварс) «здания государственных и муниципальных учреждений» на «государственные органы и органы местного самоуправления» (то есть, к гос- и муниципальным учреждениям можно беспрепятственно, а к органам власти – только на расстоянии!).
Новый законопроект поступил для обсуждения в Общественную палату и заксобрание в четверг минувшей недели, но он уже не вывешивался для обсуждения на сайте облправительства и не рассматривался в Общественной палате. Председатель ОП УО Нина Дергунова вчера сказала, что, вероятно, лишь на будущей неделе палата будет обсуждать законопроект. Только сегодня должно быть его обсуждение, организованное реготделением РПР-Парнаса (но не общественной палатой!), в котором был намерен участвовать Игорь Тихонов как председатель профильного комитета заксобрания. Правда, организатор мероприятия Александр Брагин (который теперь стал часто общаться с областными чиновниками и непосредственно с Совбезом) утверждает, что новый законопроект уже даже прошел согласование с заксобранием. Впрочем, Игорь Тихонов в разговоре со мной сказал, что еще ничего не согласовывал, у него «нет ни возражений, ни согласия», “потому что надо послушать, как пройдет обсуждение” В то же время он подчеркнул, что «необходимости в дополнительных ограничениях в добавок к федеральному закону нет, они могут вводиться, если федеральный законодатель вводит ограничение, а его степень, например, сто или двести метров, отдает на откуп региону». Считается ли это обязанностью, если в принятых в июне этого года Госдумой поправках к закону №54-ФЗ «О собраниях, митингах и демонстрациях» оговаривается, что регион может расширить перечень ограничений? Звучит поправка так: «В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.”
Исходя из вчерашнего разговора с Галиной Эдварс, я понял, что она теперь особых претензий к новому законопроекту не имеет, однако на момент разговора еще не давала официального положительного заключения.
Между тем, движение ЗДЖ отмечает, что и этот вариант антиконституционен, поскольку остаются ограничения расстояний от жилых домов и органов власти, а также запрещено занимать тротуары. «А у нас везде тротуары и жилые дома!» – восклицает сопредседатель движения Евгений Лытяков.
Заявление движения и предложенные им поправки (полная отмена ограничений по жилым домам, тротуарам и органам власти) должны были рассматриваться советом Общественной палаты вчера, во вторник, однако неожиданно вопрос был снят с повестки дня.
И вдруг – на тебе! Областной кабмин сегодня утром совершенно спокойно принимает этот законопроект и направляет его в заксобрание. При этом звучит, что никаких претензий к новому варианту нет, члены кабмина, вице-премьер, курирующий внутреннюю политику Николай Доронин и ГФИ Владимир Козин возражений не имели. Хотя известно, что в минувшую пятницу упомянутое заявление ЗДЖ было разослано и в облправительство, и председателю и руководителям депутатских фракций ЗСО, и ГФИ, и уполномоченному по правам человека, облпрокурору и в ОПУО, текст заявления опубликован в «Курьере».
Подоплека становится понятной после доклада вице-премьера, секретаря Совбеза Николая Маркина. «Федеральным законом нам предписано принять законы и весь пакет документов до 31 декабря 2012 года (так и есть, это правда, – С.Т.), но рекомендовано основную часть работы сделать до 1 ноября», – сказал он. И добавил: «Что поделать, если общественная палата не укладывается с обсуждением в наш график». Фактически он подтвердил предположение Евгения Лытякова, высказанное на заседание ОПУО, о том, что это не инициатива наших чиновников, а «указание, спущенное сверху». Просто наши чиновники постарались выполнить пожелания Центра лучше всех.
Маркин попросил «поддержать значимый законопроект», пообещав, что «на этой неделе будут урегулированы все вопросы с Общественной палатой». То есть, примем, а общественность заставим согласиться
«А в чем вообще суть согласования с Общественной палатой, если федеральный закон нам как бы предписывает эти полномочия иметь», – задался риторическим вопросом ведущий заседание облправительства первый вице-премьер Александр Якунин.
Ни слова о претензиях общественности и политических партий на заседании облправительства не прозвучало.
«Мы принимаем его (законопроект – С.Т.) в таком виде, в каком разработали и согласовали со всеми, кто имеет к этому непосредственное отношение», – отметил Александр Якунин.
Вот и все. Все ясно. Вопрос об открытости можно закрыть.
Интересно, о чем докладывает губернатор Сергей Морозов сегодня на Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы? Наверное, об открытом правительстве.