Процесс этот тектонический, и проходит весьма болезненно для всей страны в целом. Однако именно нам «посчастливилось» жить в этот (очередной) эпохальный переходный период.

Работой УК недовольны
Проблемы взаимодействия управляющих компаний (УК), собственников и органов власти, наиболее острые вопросы сферы ЖКХ обсуждались на последнем (итоговом за прошлый год) пленарном заседании региональной Общественной палаты (ОП) в Ульяновске.
– В настоящее время государство во многом сняло с себя ответственность за это направление: контроль за качеством жилищно-коммунальных услуг не является системным, просвещение населения в данной сфере явно недостаточно – к примеру, большинство граждан даже не представляет, как именно формируются те или иные тарифы. Неслучайно и то, что проблемы ЖКХ начали устойчиво занимать первое место, судя по данным соцопросов. Надо сказать, что в начале 2000-х годов это направление не входило даже в первую тройку наиболее обсуждаемых вопросов в Ульяновской области, – отметила председатель палаты Нина ДЕРГУНОВА.
Она также указала на те сложности, которые назвали ульяновцы, дозвонившиеся на номер специальной «горячей линии» (организованной совсем недавно силами представителей ОП; контактные данные мы сообщали в одном из предыдущих выпусков «Управдома»). По словам звонивших, сотрудники управляющих компаний не реагируют на жалобы и обращения, не отчитываются о расходовании средств и не информируют об изменении тарифов и законодательства в области жилищных отношений, не проводят встречи и сходы с жителями. Многие из обратившихся жаловались на низкое качество обслуживания и благоустройства домов, грубое отношение к собственникам со стороны работников УК, а некоторые отмечали случаи невыполнения требований договора и фальсификации итогов голосования среди жильцов, что, вообще, является прямым нарушением действующего законодательства.
Говоря в целом, более 70% респондентов полностью не удовлетворены работой своих УК. Подобная тенденция наблюдается и на общероссийском уровне: около трети всех обращений, поступающих в Правительство России, касается «коммунальных» проблем. Об этом на заседании ОП рассказала гостья из столицы – председатель комиссии по местному самоуправлению и вопросам ЖКХ Общественной палаты РФ Светлана РАЗВОРОТНЕВА. По ее словам, число граждан, которые обратились в российскую Общественную палату с аналогичными жалобами, также выросло в полтора раза.

Тарифы – без учета, потери – выше крыши
– Причина сложившейся ситуации связана далеко не только с качеством работы управляющих компаний: здесь целый «клубок» проблем, начиная от тотального износа жилищно-коммунальной инфраструктуры до низкой правовой грамотности и бездействия самих собственников жилья. Вот показательный пример: в России нормативы потребления коммунальных ресурсов почти в три раза выше, чем в Европе. Это не означает, что мы потребляем больше европейских стран – просто у нас наблюдаются значительные потери в сетях. Отсюда, в частности, и высокие тарифы – вкупе с отсутствием во многих зданиях общедомовых и квартирных приборов учета, – заявила Светлана раз Воротнева.
Вместе с тем, она указала на то, что в России совершенно «непрозрачная» система тарифообразования.
– Например, сотрудники петербургского водоканала (он, кстати, является одним из самых «продвинутых» в стране) недавно попытались подсчитать, сколько же у них в действительности стоит кубометр воды. С этой целью они пригласили высококлассных зарубежных экспертов – и данная работа до сих пор не завершена. Сказанное свидетельствует о том, что сфера тарифообразования нуждается в участии независимых экспертов, нанятых общественными организациями, – отметила Светлана РАЗВОРОТНЕВА.
В свою очередь руководители надзорных органов – Государственной жилищной инспекции и Управления Роспотребнадзора – озвучили некоторые результаты своей работы в 2012 году.
По информации главного жилищного инспектора нашего региона Татьяны КАРТУЗОВОЙ, в прошедшем году почти на 25% увеличилось число обращений жителей. Только за 9 месяцев 2012 года Госжилинспекцией было вынесено 884 постановления по делам об административных правонарушениях, при этом виновные лица были оштрафованы на 6,5 млн. рублей. Динамику роста обращений в сфере ЖКХ подтвердил и заместитель руководителя регионального Управления Роспотребнадзора Дмитрий БОРОДКОВ. По его словам, в 2012 году о фактах нарушений прав потребителей в сфере ЖКХ заявили 639 граждан, и за 9 месяцев прошлого года в суды общей юрисдикции было направлено 9 исков, по каждому из которых приняты решения о прекращении противоправных действий.

Конкуренции нет, отсюда и низкое качество услуг
Весьма оживленной была и дискуссия, развернувшаяся во второй половине заседания, когда слово взяли руководители самых успешных управляющих компаний Ульяновска.
– В обсуждаемой сфере – две основных проблемы: негативное отношение собственников и отсутствие реальной конкуренции на рынке ЖКУ. Соль в том, что многие жители заранее уверены: любые инициативы управляющей компании направлены на их обман. Хорошая иллюстрация этого – ситуация с так называемыми «энергосервисными контрактами». Мы предлагаем собственникам без увеличения квартплаты (за счет повышения энергетической эффективности) отремонтировать подъезд – в том числе заменить окна, восстановить межпанельные швы, трубы и т.п. Казалось бы, что может быть выгоднее и полезнее? Но собственники некоторых домов наотрез отказываются. Почему? Да потому, что они уверены: их «надуют»! – поделился своим мнением директор ЗАО «ГК «Аметист» Ильдар СЕЮКОВ.
Отсутствие реальной конкуренции, по его словам, связано с тем, что вместо экономически обоснованных тарифов на ЖКУ (речь идет о квартплате, о содержании и ремонте дома, а не о расходах на коммунальные ресурсы) устанавливаются заниженные цены.
– Плюс к этому – общий негатив собственников, которые считают, что во всех бедах виноваты управляющие компании. В результате из этого бизнеса нормальные «игроки» постепенно уходят: ведь на сумму в 17-20 рублей с квадратного метра нельзя качественно обслужить дом и выполнить все, что полагается по закону. Таким образом, УК вынуждена заниматься «круговой обороной» против всех – и собственников, требующих качество за 17 рублей, и надзорных органов, штрафующих за невыполнение законодательства, – заметил Ильдар СЕЮКОВ.
– Наибольшие сложности возникают при взаимодействии с ресурсоснабжающими компаниями, которые возлагают на нас ответственность за неоплату коммунальных услуг должниками, которые есть практически в каждом доме. К тому же во многих случаях отключить подачу воды или других ресурсов злостному неплательщику, к примеру, если он проживает в «малосемейке», невозможно, поскольку это нарушит права других жильцов, – заявил руководитель УК «Мега-Линк» Александр НИКОЛАЕВ.
– Считаю необходимым изменить российское законодательство в сфере предоставления гражданам муниципальных площадей. Если человек не может оплачивать услуги ЖКХ в течение определенного периода, то муниципалитет должен быть наделен правом переселить его в квартиру или комнату меньшей площади. И наоборот – предоставлять лучшие жилищные условия семьям, готовым за это платить.
Нина ДЕРГУНОВА напомнила собравшимся, что на встречу были приглашены лучшие домоуправляющие компании Ульяновска: это означает, что названные трудности испытывает большинство городских УК.