Виктория Чернышева
Ульяновский музей истории гражданской авиации отметит в нынешнем году 30-летие.
Музей Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации – единственный в своем роде не только в России, но и, пожалуй, во всем мире. Здесь на 17 гектарах расположена экспозиция, включающая четыре десятка советских самолетов.

Большинство экспонатов музея – раритеты. И каждая машина – этап развития отечественной гражданской авиации. 1 июня нынешнего года музей отметит 30-летие со дня создания.

– В числе первых экспонатов – сельскохозяйственный биплан М-15 из Краснодарского края, вертолет Ми-1 1948 года выпуска из Кирова, – рассказывает директор музея Юрий Валкин. – Некоторые самолетs прилетели сами. Например, Ту-104 прибыл с Кольского полуострова, Ту-114 – с украинской авиабазы. Ту-114 был символом могучей страны в 1960-х годах, сегодня таких самолетов осталось всего три.

Каждое воздушное судно в экспозиции имеет свою “летную биографию”. Самый старый экспонат – ярко-оранжевый самолет АНТ-4 (ТБ-1), построенный в 1920-х годах, 40 лет пролежал на берегу озера в районе Игарки. В 1944 году он совершил здесь аварийную посадку, а летом 1983 года газета “Воздушный транспорт” снарядила экспедицию для его поисков. В августе самолет подняли в воздух на внешней подвеске вертолета Ми-6 Норильского объединенного авиаотряда и доставили в Игарку. Здесь АНТ-4 перегрузили в транспортный ИЛ-76 и спецрейсом отправили в Выборг. Раритет восстановили летом 1985 года в Выборгском авиационно-техническом училище гражданской авиации, используя двигатели и кабину с другого найденного АНТ-4 СССР-Н227. В ульяновский музей его доставили на барже. А через три года Ил-76 и часть экипажа, который принимал участие в перевозке, погибли во время осуществления помощи братской Армении, пострадавшей от землетрясения.

Еще один самолет, который вызывает неизменный интерес у посетителей музея – Ту-134, по легенде, “игравший” в фильме Эльдара Рязанова “Невероятные приключения итальянцев в России”. Посадка самолета на шоссе снималась в ульяновском аэропорту – под боком у музея. Но в кадре виден самолет с другим бортовым номером. Возможно, музейный экспонат был площадкой для съемок внутри салона – сотрудники музея стараются найти архивные фотодокументы, чтобы уточнить, как все было на самом деле.

О том, какими будут авиалайнеры будущего, читайте в интервью авиаконструктора ОКБ С.В. Ильюшина Генриха Новожилова

В советские времена руководство училища обращалось к министру гражданской авиации СССР, который давал добро на передачу самолетов, срок эксплуатации которых закончился. После того, как Союз распался, а в силу вступили рыночные отношения, договориться о безвозмездной передаче воздушных судов стало очень сложно. Поэтому сейчас коллекция пополняется, в основном, за счет самолетов, которые передает в свой музей УВАУ ГА. Кроме того, безвозмездно ульяновцам передали еще две машины: авиакомпания “Волга-Днепр” – Як-40, а Московский государственный технический университет гражданской авиации – редкий Ил-14 (конверсионный,1955 года изготовления). Но пока его еще не перевезли в Ульяновск – на это нужны немалые средства.

– Самолеты транспортируют на специальных фурах, – поясняет директор музея. – При этом их частично демонтируют. Процесс это дорогостоящий. КБ Туполева предложило нам забрать самолет Ту-134 из Жуковского, но пока на это нет средств.

Кстати, КБ Туполева преподнесло ульяновцам еще один подарок – уникальный экспонат, технологический макет легендарного военного самолета Ту-22М2. Это воздушное судно стало камнем преткновения в переговорах по сокращению стратегических вооружений между СССР и США в 1970-е годы. Западные специалисты считали, что этот дальний ракетоносец-бомбардировщик имел качества межконтинентального носителя и был способен нанести удар по территории США. После долгих переговоров со всех Ту-22М2 сняли оборудование дозаправки топливом в полете. Однако на макете можно увидеть заправочную штангу…

Самолеты в музее находятся под открытым небом, а потому здесь всегда актуален вопрос реставрации. Раньше воздушные суда красили без соблюдения технологий. Результат плачевный – некоторые экспонаты покрыты хлопьями осыпающейся краски. В последнее время работы проводят специалисты. Покрасить один самолет на воздухе стоит от 100 тысяч до миллиона рублей. Если же работы проводить в специальном помещении, с соблюдением всех норм и правил, то цена возрастает в разы.

Реставрировать внутреннее пространство самолетов еще накладнее. Жемчужина коллекции ульяновского музея, сверхзвуковой Ту-144 – единственный из нескольких оставшихся, у которого сохранился салон в практически первозданном виде. Обновить его удалось на грант от областных властей. Несколько самолетов покрашены благодаря помощи ректора УВАУ ГА – Сергея Краснова. Изыскать средства и направить их в музей из очень скромного бюджета учебного заведения сложно. Однако удалось отреставрировать легендарную “Пчелку” (Ан-14), первый в мире серийный реактивный пассажирский самолет Ту-104, создать новую экспозицию, отразившую первые шаги авиации в нашей стране.

В некоторых воздушных судах интерьеры, были утрачены еще в первые постсоветские годы. Чтобы их восстановить, нужно проделать огромную работу по сбору данных, подбору материалов и так далее. А это тоже огромные деньги. Нехватка средств – главная беда ульяновского музея. Коллектив разработал долгосрочную концепцию его развития, программу пополнения коллекции. Но для осуществления планов нужно целевое финансирование. Кстати, Ульяновский музей истории ГА сохраняют всего шесть сотрудников.

– Который год мы пишем письма в руководящие инстанции, представляем наши проекты. Многие высокие чиновники в курсе наших проблем – они в музее бывали, писали восторженные слова в книгу отзывов. Но ответ получаем всегда один – ищите источники финансирования, – говорит Юрий Валкин. – Мы же хотим уберечь музей от многочисленных попыток оторвать его от авиационной отрасли, передать в другие ведомства или частные руки.

Туристов здесь бывает достаточно много: только в прошлом году музей посетили более 10 000 человек. Но положение это не спасает.

– Кроме того, на наш взгляд, нужно законодательно запретить утилизировать авиационную технику, возраст которой 20 и более лет без согласования с ведущими техническими музеями страны, – считает Валкин. – Иначе мы навсегда рискуем потерять многие потенциальные экспонаты.

Девять экспонатов ульяновского музея признаны памятниками науки и техники (этот статус присваивает экспертная комиссия, которая работает при Московском политехническом музее). Хотя, как считает директор, признавать таковыми можно все 40 воздушных судов, которые входят в экспозицию. Их больше не выпустят авиазаводы, они уже сами – история, история великого авиационного прошлого страны.

Памятники науки и техники ульяновского Музея гражданской авиации

АНТ-4 СССР-Н317 Г-1
АНТ-4 – первый в истории СССР тяжелый цельнометаллический самолет моноплановой схемы. Это одно из самых ранних, среди сохранившихся в музеях, воздушных судов – детищ Андрея Туполева. Разработка таких самолетов началась в конце 1924 года. На АНТ-4, подобном тому, что находится в Ульяновске, в марте 1934 года летчик Ляпидевский совершил посадку на дрейфующую льдину и спас первую группу челюскинцев.

Эксплуатантом АНТ-4, который находится в Ульяновске, являлся Аэрофлот ГВФ. В 1942 году он был передан Енисейской авиагруппе УПА. 12 января 1944 года во время перелета из Туруханска в Игарку с 11 пассажирами самолет совершил аварийную грубую посадку в районе Игарки (самолет попал в низкую облачность и отклонился от курса). В разрыве облаков летчики увидели под собой незнакомую заснеженную местность. Определить свое местоположение экипажу не удалось, к тому же, началось обледенение самолета. Командир принял решение совершить вынужденную посадку. Наиболее подходящим для этого местом показалось замерзшее озеро. Приземлился самолет удачно, но уже в самом конце пробега машина врезалась в крутой берег. Носовая часть кабины разбилась, подломились стойки лыж, вышла из строя радиостанция. Экипаж и пассажиры не пострадали, но при таких серьезных повреждениях Н-317 взлететь уже не мог, а отсутствие связи не позволило сообщить о случившемся. Пропавший самолет начали искать через два дня. В воздух поднялись три АНТ-4. Поисковая операция продолжалась недолго – через сутки разбитый Н-317 был замечен экипажем самолета Н-315. Все люди были спасены, по некоторым данным, их эвакуировали в Игарку.

Ту-104 СССР-42322 (6350103)
Первый советский и один из первых в мире реактивных пассажирских самолетов. С 1956 по 1958 год из-за приостановки полетов Comet Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.

Самолет, находящийся в ульяновском музее, выпущен 6 ноября 1956 года. Его эксплуатантом являлось Московское транспортное управление ГА (а/п Внуково). В 1959 году судно было передано в Узбекское территориальное управление Аэрофлота. В 1961 году самолет списали, а затем передали в авиацию ВМФ, на Северный флот. Воздушное судно переделали в вип-конфигурацию. Ту-104 поставили на прикол в августе 1981 года, после чего он находился на хранение на Кольском полуострове. Отреставрирован до летного состояния за 20 дней в октябре 1986 года. Последний полет совершил 31 октября 1986 года из Шереметьево-2 в Ульяновск. 1 ноября установлен в музее истории гражданской авиации.

Ту-114 СССР-76490 (64М471)
Турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет, спроектированный в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. На воздушном судне было установлено 32 мировых авиационных рекорда: он был признан самым большим, самым скоростным в мире турбовинтовым пассажирским самолетом, единственным в мире турбовинтовым пассажирским самолетом со стреловидным крыломи т.д.

Производился в 1961-1965 годах на заводе в Куйбышеве, где построили 31 воздушное судно. Из них сохранилось всего три. Ульяновский экспонат был произведен в 1964 году. Эксплуатантом являлось ТУМВЛ Аэрофлота. Совместно с авиакомпанией Японские авиалинии (JAL) использовался для полетов между Японией и Западной Европой с 1967 года. В 1969 году самолет передали в Московское транспортное управление ГА, в аэропорт Домодедово, а спустя четыре года – в ВВС СССР. Эксплуатировался 1009-м тяжелым бомбардировочным авиаполком в Узине, был в Восточной Германии в 1974-1975 годах. Списан в мае 1983 года, в Ульяновск прилетел самостоятельно.

Ту-116 СССР-76462 (7800409)
Единственный сохранившийся в мире экземпляр. Первый полет совершил летом 1957 года. Во время госиспытаний в одном из перелетов, проводившемся с тремя промежуточными посадками, суммарная протяженность маршрута составила 34 000 километров.

По некоторым данным, самолет был создан для межконтинентального перелета Никиты Хрущева в США. В Ту-116 переоборудовали два серийных стратегических бомбардировщика Ту-95. Военное оборудование было снято, а на его месте обустроили два пассажирских салона с интерьерами во вкусе руководства страны, в фюзеляже сделали иллюминаторы. Выпустили их в 1957 году.

По легенде Хрущев отказался лететь на Ту-116 когда узнал, что пассажирский люк у самолета расположен “непрезентабельно”: в задней нижней части фюзеляжа, под хвостом. Поэтому самолет использовался для перелетов главкома ВВС и членов первого отряда космонавтов. От “хрущевского” салона за долгие годы ничего не осталось, но есть фотографии, по которым его можно восстановить. В музей самолет передан в 1989 году.


Ил-14М СССР-91588

Ближнемагистральный поршневой двухдвигательный пассажирский самолет. Первый полет совершил 13 июля 1950 года. Серийное производство велось в 1953-1958 годах в СССР, затем по лицензии в Чехии и ГДР. Отдельные экземпляры продолжают летать до сих пор. На борту могли разместиться от 18 до 42 пассажиров.

В Ульяновске есть два Ил-14. Ил-14П – пассажирский вариант первой серийной модификации на 18 мест. Выпущен 1 июня 1956 года, был выкрашен в цвета “Аэрофлота”. Второй – Ил-14М на 30-32 пассажира. Эксплуатировался Казахстанским ТУ “Аэрофлота” с 1959 года. Ульяновский самолет эксплуатировало Казахстанское территориальное управление Аэрофлота. В конце 1970-х – начале 1980-х годов был установлен как авиапамятник в пионерлагере “Лесная Быль” в Ульяновской области. В 1990 году его транспортировали по земле в Ульяновск – во время путешествия самолет пострадал от вандалов.

Ил-62
Первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ имени Ильюшина в 1960 году для замены самолетов Ту-114. Первый полет совершил в 1963 году, в эксплуатации – с 1967 года. Всего было выпущено 289 самолетов Ил-62 (с прототипами). Треть из них поставили на экспорт на Кубу и в другие соцстраны.

На самолете было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полета. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служит в качестве “борта № 1” – сначала в СССР, затем в Российской Федерации и Украине. На сегодняшний день в России в коммерческой эксплуатации не осталось ни одного Ил-62. Они летают только в ВВС, МЧС и специальном летном отряде “Россия”.

Ту-144
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Поднялся в небо 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше французского аналога – “Конкорда”. Ульяновский Ту-144 – один из семи уцелевших на сегодняшний день. Его бортовой номер – 77110. Самолет эксплуатировался на пассажирской линии “Москва – Алма-Ата”. Полет длился всего два часа (против 4,5 часов на летавшем по тому же маршруту Ил-62). В рейсах летчики Аэрофлота летали только в качестве вторых пилотов – командирами экипажа всегда были летчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет на самолет стоил 68 рублей (на обычный самолет – 48 рублей). Эксплуатация Ту-144 оказалась нерентабельной.

Миг-25
Одноместный сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик. Первый полет состоялся 6 марта 1964 года. Он был первым в мире серийным истребителем, достигшим скорости 3000 километров в час. В 1977 году летчик-испытатель Федотов установил на такой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета – 37 650 метров.

С этой машиной связан один из самых громких инцидентов советского времени. 6 сентября 1976 года летчик Виктор Беленко угнал МиГ-25 в Японию. Происшествие привело к тому, что в дальнейшем на Дальнем Востоке самолеты стали заправлять так, что горючего не хватало до ближайшего иностранного аэропорта.

По-2
Первоначальное название – У-2 (учебный). По-2 он стал после смерти создателя – конструктора Поликарпова. Строился серийно с 1930 по 1953 год, всего было выпущено 33 тысячи машин. В годы войны По-2 активно использовали в боевых действиях, в основном в роли легкого разведчика. Тогда же воздушное судно получило название “кукурузник”. По-2 снимали в фильмах “Небесный тихоход”, “В бой идут одни старики”. ПО-2 считается своеобразной визитной карточкой УВАУ ГА.