22 февраля в Ульяновском областном театре кукол – премьера спектакля для взрослой публики по мотивам пьесы «Фрекен Жюли» шведского драматурга Юхана Стриндберга.
Постановку осуществляет режиссер из Санкт-Петербурга Алексей Уставщиков. Его эскизный набросок этого спектакля в сентябре прошлого года на всероссийской лаборатории «Молодые режиссеры – детям» в Ульяновском театре кукол произвел впечатление на руководство театра. И Уставщиков был приглашен в наш город, чтобы поставить здесь первый за многие годы спектакль для тех, кто перешагнул детский возраст.
Накануне премьеры корреспондент «УС» встретилась с создателем постановки.
– Алексей, почему Ваш выбор остановился на столь сложной психологической драме Стриндберга? Написанная в 1888 году, она может быть актуальна сейчас?
– Хочу поставить Стринберга, потому что 70 процентов населения земного шара переживает те же проблемы, что и герои пьесы. Сейчас у нас принимается «Закон Димы Яковлева», идут судебные процессы по жестокому обращению с усыновленными сиротами, рассматриваются проблемы беспризорных детей. Наконец-то общество повернулось лицом к подрастающему поколению! Почему ребенок берет автомат и расстреливает своих сверстников? Почему родители заставляют детей реализовывать то, что сами не смогли, а потом этот молодой человек кончает жизнь самоубийством? Все это как-то странно, и этого слишком много. Почему это происходит? Стринберг об этом и написал: ребенок должен оставаться для родителей ребенком и быть ими любимым, а уже потом все, что они хотят из него сделать.
– И об этом Вы хотите напомнить обществу?
– Хочу рассказать студентам и старшеклассникам о них самих, чтобы они бережно относились к любви, к своим будущим детям.
– Это будет спектакль только с куклами?
– Не только. Будем совмещать «живой план» с народной и ростовой куклой, «планшеткой», будут теневой театр, фантасмагории, «черный кабинет». Хочу представить «слоеный пирог» из многих видов искусства театра кукол. Тогда хочется верить, что зритель, который еще не приучен к такому театру, привыкнет к нему. И дальше ему можно будет показать «чистую куклу».
– Во времена СССР в театрах кукол была традиция спектаклей для взрослой публики. Вспомним театр Образцова в Москве или театр Габриадзе в Тбилиси. Есть тенденция возвращения на круги своя?
– Да, мы привыкли, что театр кукол только для детей. Обычно ходить туда прекращают в восемь-десять лет, максимум – в двенадцать. Хочется, чтобы в театр кукол вернулись спектакли для взрослых. Ведь так было в свое время и в Санкт-Петербурге, и в Челябинске, и в Магнитогорске, и в Екатеринбурге, и в Томске, и в других городах. И тенденция, когда взрослая публика ходит на постановки, им же и адресованные, в театры кукол, наметилась.
– Она идет изнутри театра или из потребности в этом самих зрителей?
– Наступило время, когда это невозможно не делать. В Питере, Москве, Магнитогорске, Костроме, Рыбинске, Кирове, Абакане и других городах России этого уже много. А если мы приедем в Прагу, то в театр кукол в этом городе взрослые ходят чаще, чем в театр драматический. Вообще, Прага – это такая Мекка театра кукол.
– Вы были драматическим актером. Как произошла Ваша, так сказать, творческая переориентация?
– Драматические мозги мне повернули к куклам Тамара Рахматулаевна и Александр Янович Стависские. Вообще, я в театре давно, с десяти лет, выходил на сцену в ТЮЗе в Екатеринбурге.
– Вы из театральной семьи?
– Нет. Но тяга к искусствам в семье была, в частности, у моего дяди. Пройдя два концлагеря, он писал стихи. Но, возвращаясь к предыдущему вопросу, хочу сказать, что однажды, ставя драматический спектакль, я услышал фразу, что в театре кукол режиссер с пространством может делать все. он – свободен. И даже через маленькое окошечко он может увидеть космос. То есть я могу сотворить чудо…
– Значит, Вы волшебник?
– Нет, «я только учусь». И, думаю, буду учиться всю жизнь. Не устану повторять, что «Колобок» – самая сложная для постановки вещь. Дай драматическому режиссеру эту сказку, и он по секрету Вам скажет: «О, это сложно!», а на публику: «Что Вы ко мне с ерундой, у меня – Шекспир…».
– Но Шекспир ведь тоже может быть в кукольном воплощении. У Вас был такой опыт?
– Был, в Брестском театре кукол – «Король Лир».
– Вы еще пишете пьесы. Они для театра кукол?
– Раньше писал для драматических театров. Для театров кукол писать сложнее. Тут каждая буква не «размазывается», она должна быть так же точна, как сама кукла.
– Вы как приглашенный режиссер путешествуете по России. Куда дальше пролежит Ваш путь?
– В Хабаровске буду ставить пьесух «Потерявшиеся платочки», написанную мной с московским режиссером Владом Кустиным. История с ней интересная. Наши мастера по режиссерскому курсу Стависские попросили нас сделать инсценировку из одной пьесы. Материал мне не нравился. «Тем более! – сказали нам мастера. – Пока не напишете пьесу, экзамена вам не будет». С нами жестко обращались, Требовательно, но тихо. И правильно делали!
– И это стало Вашим стилем работы как режиссера?
– Именно!
Беседовала Ирина Морозова