Симбирск, как известно, никогда не славился серьёзным уровнем развития промышленности. Впрочем, как и вся губерния. Достаточно сказать, что основными отраслями промышленности были суконная и винодельческая, а в городе крупнейшим предприятием считался чугунно-литейный завод купца Андреева, остатки которого до сих пор можно наблюдать на улице Кирова. С приходом на территорию края советской власти мало что изменилось – Симбирск, а с 1924 года – Ульяновск, всё так же отставал от соседей по уровню развития. Отставание ещё больше усугубилось после голодного 1921 года, когда практически все оставшиеся квалифицированные рабочие города просто уехали, спасаясь от голода. В итоге к рубежу 40-х годов уровень развития Ульяновска оставался почти тем же, что и до революции.

Хотя пропаганда тех лет и говорила о росте промышленного производства в городе в три раза и о работе на территории Ульяновска 250 ударных бригад, единственным серьёзным предприятием (кроме патронного завода) оставался всё тот же чугунно-литейный завод, переименованный в «Медалист», где выпускали в основном запчасти для тракторов. Количественный же рост объяснялся в первую очередь простым ростом населения города и увеличением производства на «володарке».


6

К 1940 году количество жителей Ульяновска впервые перевалило за стотысячную отметку. При этом условия для жизни оставались всё также аховыми – в городе недоставало энергетических мощностей, семьи рабочих жили в основном в коммуналках без удобств, практически все городские дороги были без твердого покрытия… Единственным примером масштабного жилищного строительства тех лет стали три «сталинки» на улице Льва Толстого – «володарские» дома и поселок того же патронного завода на левом берегу.


11

Ситуация стала меняться с началом новой пятилетки. В 1939 году было принято решение о начале строительства гидроузла, в связи с чем была подготовлена определенная база – организовано несколько строительных трестов в левобережной части. В те же годы началось возведение в Ульяновске трех крупных заводов – авиационного, станкостроительного и электротехнического. Их строительство позволило бы Ульяновску догнать по уровню развития промышленности ближайших соседей – Куйбышев и Казань и стать наконец-то промышленным городом. Для города это стало бы весьма значимой вехой – Ульяновск порвал бы с вековым имиджем «сонного городка». Увы, но начало войны перечеркнуло эти планы – строительство всех трех заводов остановилось на начальной стадии. Но Ульяновск все равно не «убежал» от своей судьбы и стал-таки крупным промышленным центром. Но уже исключительно благодаря войне.


12

Осенью 1941 года было принято решение об эвакуации ряда крупных промышленных предприятий. Ульяновску достался ЗИС. Под завод выбрали место, где находились бывшие таможенные склады – сейчас это территория Моторного завода. Специалисты, приехавшие на выбранную для завода площадку, были несколько шокированы – в городе на тот момент не было ни нормального отопления, ни теплоснабжения. Достаточно сказать, что на весь город был всего один дизель-генератор. Проблемы пришлось решать самостоятельно – для отопления приспосабливать списанные паровозы, а для электроснабжения восстанавливать временно одолженные у Наркомстроя генераторы. В итоге появился какой-то базис для запуска производства, в через несколько месяцев – и для строительства простейшего жилья полубарачного типа в районе станции Киндяковка.


6

Тем не менее, условия для производства автомобилей были чудовищными, и уже в 1943 году стало понятно, что завод так работать постоянно не может. Решено было создавать нормальную инфраструктуру и строить новый завод. Благо, для него уже была относительно подготовленная площадка на месте, где затевалось строительство авиационного завода. Там то и сосредоточилась основная деятельность в 1944-1946 годах.


2

Начали, естественно, с энергетики. В 1944 году началось строительство заводской ТЭЦ, ныне ТЭЦ 1, мощность которой рассчитывалась исходя не только из потребностей завода, но и из потребностей города. Без этого какое-либо развитие города, понятное дело, было невозможно. Для столь масштабного строительства потребовалось создание целого ряда вспомогательных производств – были открыты бетонный и кирпичный заводы, создан Стромайнский лесхоз, открыты несколько лесопилок. ТЭЦ в итоге построили и в конце 1946 года (на Новый год) она дала первый ток. К этому времени площадка нового завода уже начинала «обрастать» цехами.


9

Наконец-то город получил базу, которая могла бы позволить ему развиваться. Этот факт тут же вдохновил архитекторов. Головным институтом для создания нового генерального плана города стал ГИПРОГОР, специалисты которого подошли к задаче формализации развития города достаточно творчески, и заложили в генплане 1946 года «громадье идей». Удивительно, но к концу 50-х годов этот генплан в основных чертах был реализован даже несмотря на то, что в нём закладывалось увеличение площади города по сравнению с довоенным временем почти в два раза. Такого в истории города не было ни раньше, ни позже. По сути, новый генплан был прорывом в освоении городом новых территорий и стал ключевым для формирования современного облика города.


10

Строительство вели два созданных общестроительных треста, монтажные управления треста «Волгоэлектромонтаж», а также строительные подразделения автомобильного завода. Именно в эти годы были заложены УЗТС, «Контактор», «Автозапчасть», радиоламповый завод, достроен моторный, возведены новые административные здания… В 1954 году в городе пустили трамвай…


5

Двадцать лет форсированной индустриализации кардинально изменили город. Засвияжье стало первым районом города, заселенным по новому советскому типу – мещанско – промышленному. Причём заселенному выходцами из разных городов. Структура и «самоощущение» Ульяновска стали другими…