Друзья, как вы знаете, в этом году в нашем регионе сформирован Экспертный Совет. Уже обозначены приоритетные направления его деятельности: экспертная оценка разрабатываемых органами власти нормативных правовых актов и выработка предложений по решению актуальных проблем населения Ульяновской области.
Работа уже начата. Мы предлагаем читателям Улпрессы присоединиться к членам Совета и на нашей площадке обсудить документы, выносимые на экспертное обсуждение. Все они опубликованы на сайте Экспертного совета, но ввиду их больших размеров мало кто решается прочитать их целиком. Поэтому на Улпрессе эти документы будут публиковаться ежедневно относительно небольшими читаемыми фрагментами. Начнем с последнего – пятого раздела: “Региональная идентичность”. На наш взгляд, это самый интересный документ из тех, что представлены на сайте Совета (все остальные представляют собой отчет губернатора перед ЗСО за 2012 год).

Проект технического задания
на создание Концепции формирования
региональной идентичности в Ульяновской области

Концепция формирования региональной идентичности в Ульяновской области (далее – Концепция) разрабатывается авторским (творческим) коллективом. Целесообразно его создание на временной основе.
В состав авторского коллектива должны быть включены:
1. Учёные, работники вузов и научных организаций, имеющие опубликованные работы по данной или смежной тематике: философы, социологи, антропологи (этнологи), политологи, культурологи, историки, лингвисты, филологи, географы, биологи.
2. Практики в сферах: музейного дела, сервисного обслуживания и туризма, спорта, средств массовой информации и связи с общественностью.
3. Представители органов власти Ульяновской области

При написании Концепции необходимо учитывать следующие теоретические основания и предпосылки формирования региональной идентичности Ульяновской области:
Рабочим определением региональной идентичности является «это переживаемые и осознаваемые смыслы и ценности жителей региона, формирующие самосознание и «практическое чувство» принадлежности к Ульяновской области и проявляющиеся как во взаимодействии граждан внутри региона, так и с жителями других территорий».
Региональная идентичность наряду с локальной (местной) идентичностью – это один из вариантов территориальной идентичности. Она тесно связана с осознанием региональной уникальности и представляет собой постоянный процесс конструирования и переконструирования самоопределения. Региональная идентичность – это социальное чувство человека, которое заставляет его отождествлять себя с другими жителями Ульяновской области на том основании, что у них есть общие интересы и признаки, существует солидарность с земляками по причине совместного проживания на одной территории в данный момент или в прошлом. Формирование региональной идентичности предполагает наличие устойчивого «Мы-образа», в который включены все жители Ульяновской области.
Идентичность обеспечивает преемственность и постоянство местных социумов.
В зависимости от того, какие переживания и представления «скрепляют» идентичность следует говорить о позитивной\негативной, а также кризисной и конфликтной идентичности.
Региональная идентичность возникает как результат двух процессов: объединения и различения. Чтобы идентифицировать региональную общность, необходимо ее для себя «определить» и одновременно отделить от остальных общностей. Поэтому понимание региональной идентичности невозможно без понятий границы и «они». Для выстраивания границ задействуется целый ряд признаков – маркеров (реальных и символических), которые позволяют осуществлять различение на «своих» и не «своих». Очень важны практики репрезентации, которые включают в себя конструирование границ и прежде всего смысловых и символических границ. Происходит символическое освоение пространства, благодаря которому возникает общность на основе единых символов и общего ценностного отношения к этим символам.
Что может быть идентифицирующим маркером-признаком?
– территория (ландшафты, Волга, Средняя Волга, волжане) – формируются особые историко-географические образы;
– культура, история;
– социальный (например, этно-конфессиональный) состав населения;
– общие мифы и легенды, позволяющие объяснять не только прошлое, но настоящее и будущее.
– политические процессы;
– экономическое развитие.
Региональная идентичность имеет две важнейших составляющие:
1. Эмоциональное, пропущенное через себя переживание в отношении значимых идентифицирующих признаков. Индивидуальный эмоциональный комплекс, разделяемый всеми жителями региона. Например, быстрый экономический рост региона (как возможный идентификационный признак) воспринимается как результат титанических усилий, «подвига», в котором каждый принимал непосредственное участие.
2. Система значимых повседневных «теорий», с помощью которых члены сообщества могут объяснять не только своё поведение, но и отвечать на вопрос, почему они именно так представляют себя и других. Идеология, которая обеспечивает общее целеполагание, то есть разделяемое всеми представление об основных целях и задачах развития региона.
Следует разделять внешний и внутренний аспекты идентичности.
Внутренний – самостоятельное рефлексивное установление и присвоение (жителями региона) собственных социальных свойств и особенностей региона (исторических, политических, экономических, культурных и т. д.).
Внешний аспект – связан с распознаванием и определением региона извне. Достигается главным образом через формирование определённого узнаваемого имиджа региона и систему брендов.
Существуют риски и опасности конструирования и поддержания региональной идентичности. В стабильном обществе с устойчивой национальной (общегражданской) идентичностью региональная идентичность не выходит на первый план в иерархии территориальных идентичностей. В обычных условиях она проявляется в формировании определенной системы ценностей и норм поведения жителей региона вне связи с этнической принадлежностью. В условиях ослабления или кризиса национальной (общегражданской) идентичности регионально-этническая идентичность может составить ей конкуренцию и, получив политический оттенок, поставить под угрозу единство страны.
В новейшей истории России можно выделить два этапа практического политического интереса к проблеме конструирования именно региональной идентичности.
Первый этап связан с процессами регионализации – различными попытками местных политических элит выстраивать диалог с федеральным центром в качестве самостоятельного субъекта в 90-е годы прошлого века.
В это период времени в основе региональной Ульяновской идентичности лежала идея уникальности Ульяновской области как «островка социализма» с сохраняющимися талонами, распределительной системой и особым стилем руководства губернатора Ю.Ф.Горячева.
Второй этап интереса к теме региональной идентичности начинается со второй половины 2000-х годов. С политической точки зрения этот период характеризуется существенным усилением государства, унификацией законодательства и выстраиванием системы управляемости регионов.
В Ульяновской области уже имеется опыт работы, направленной на формирование региональной идентичности. В качестве стартовых проектов по формированию региональной идентичности можно рассматривать следующие мероприятия:
– конкурс «Имя симбирского-ульяновского края», который показал, что самыми популярными земляками являются Николай Михайлович Карамзин, Владимир Ильич Ленин и Иван Александрович Гончаров;
– конкурс «Семь чудес Ульяновской области», который позволил выявить и нанести на карту региона самые интересные рукотворные и природные объекты области;
– разработка бренда региона: проведение исследования и создание бренд-бука «Ульяновск. К взлёту готов», регистрация бренда «Ульяновск – авиационная столица России»;
– проект «Ульяновская область – родина Колобка» в рамках всероссийского проекта «Сказочная карта России», вызвавший широкий резонанс в России и в Украине;
– музейный проект для школьников «Воспитай патриота!», молодёжный проект «Начни с себя» и проект «Культурный дневник первоклассника»;
– областной конкурс «Девиз Ульяновской области», по итогам которого победившим вариантом был признан девиз «Опора души и державы»;
– разработка программы мер, направленных на повышение уровня культуры и социальной ответственности, изменение поведенческих стереотипов жителей Ульяновской области;
– разработка кодекса «Я – гражданин Ульяновской области»;
– голосование за книги, которые раскрывают региональную идентичность, книги, связанные с Ульяновской областью, в котором лидером стало произведение Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука» (в нём пересказывается известная сказка «Аленький цветочек»);
На региональную идентичность серьёзно влияют мероприятия, которые специально не направлены на её формирование, но связаны с позиционированием региона и массовым участием в них населения и референтных групп Ульяновской области:
– мероприятия «гончаровской» тематики;
– мероприятия в рамках Карамзинского движения;
– Международный авиатранспортный форум;
– Международный культурный форум и ассамблея художников «Пластовская осень»»;
– областная легкоатлетическая эстафета;
– исторический фестиваль «Волжский путь».
Принят ряд важных решений, которые должны сделать работу по формированию региональной идентичности системной:
– Принято решение о создании «Научно-исследовательского института истории и культуры Ульяновской области»;
– Идёт подготовка специального подарочного издания, в которое войдёт Кодекс гражданина Ульяновской области и другие важные для самоидентификации ульяновцев тексты и иллюстрации;
– Ведётся работа над проектом Музея СССР, музея общенационального уровня, призванного позиционировать наш регион как важный центр на евразийском пространстве.
– Создана рабочая группа при Губернаторском совете, координирующая работу по формированию региональной и местной идентичности в муниципальных образованиях Ульяновской области.

Примерная структура Концепции:
I. Цели, задачи, сроки реализации Концепции, объём и источники финансирования.
II. Основные понятия Концепции: регионализм, регион, «регион и центр», идентичность, региональная идентичность, локальная (местная) идентичность, региональное самосознание (самоопределение), опорные точки региональной идентичности, соотношение этно-конфессиональной, культурной, региональной и национальной идентичности, ландшафтно-географическая среда региона, региональная история, региональная культура, «опорный регион», региональные (территориальные) интересы, факторы формирования идентичности, механизмы формирования и конструирования идентичности, мобилизационные практики, соседи и соседство, пограничная идентичность, «другие».
III. Обоснование необходимости и разработка характеристик базового социологического исследования по теме «Условия, факторы, предпосылки, ограничения и риски формирования региональной идентичности на территории Ульяновской области».
Авторский коллектив готовит программу и инструментарий данного исследования, проводит анализ параметров социокультурного контекста региона, а именно: наличие социально значимых групп на данной территории, особенности межгрупповых контактов, описание социальных ожиданий различных социальных групп, их образы прошлого, настоящего и будущего.
Необходимо осуществить учёт социокультурных стереотипов, определяющих общий склад сознания жителей данного региона, их базовые жизненные ценности, мотивации, способы восприятия действительности. Выяснить влияние трудовой и досуговой миграции на формирование региональной идентичности. Определить степени значимости общенациональной, региональной и локальной (местной) идентичности, связи региональной идентичности с этнической и религиозной принадлежностью.
IV. Предпосылки, факторы и ресурсы формирования региональной идентичности:
1. Своеобразие проекции географического пространства Ульяновской области на социокультурное пространство региона. Ландшафтно-географические, климатические и биологические ресурсы Ульяновской области, которые могут быть использованы в качестве регионо-дифференцирующих и регионо-интегрирующих признаков.
2. Периодизация истории Ульяновской области. Периоды расцвета регионального сообщества как этапы формирования региональной идентичности. Опорные точки (факты, события) обладающие потенциальной идеологичностью. События и процессы прошлого региона как часть мифологем региональной идентичности. Исторические и археологические ресурсы, которые могут быть использованы для формирования региональной идентичности Ульяновской области.
3. Культурные ресурсы формирования региональной идентичности: литературный, фольклорный, религиозный, образовательный и научный опыт, отличающий Ульяновскую область от других территорий и формирующий культурно-территориальную целостность регионального сообщества.
4. Этнические и антропологические особенности Ульяновской области как факторы формирования региональной идентичности.
5. Туристические ресурсы формирования региональной идентичности. Перспективы развития туристической сферы Ульяновской области во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными опорными точками региональной идентичности.
6. Досуговые, спортивные, информационно-коммуникативные, организационные и идеологические ресурсы формирования региональной идентичности.
7. Общенациональные и международные возможности формирования региональной идентичности.
8. Экономические, политические, социальные и культурные интересы Ульяновской области как территориального сообщества и субъекта Российской Федерации. Цели и задачи региона в обозримой исторической перспективе как регионо-дифференцирующие и регионо-интегрирующие факторы. Современные экономические, культурные, политические, социально-демографические, этно-конфессиональные, инновационные ресурсы реализации региональных интересов и формирования региональной идентичности Ульяновской области.
9. Локальные (местные) идентичностей жителей Ульяновской области как составляющие региональной идентичности.
V. Этапы формирования региональной идентичности Ульяновской области:
Необходимо рассмотреть этапы формирования современной региональной идентичности. Определить особенности, содержание, механизмы и средства реализации каждого этапа.
Фаза дифференциации. На этой фазе происходит осознание особенностей своей общности, отличий “мы” от “они”. Речь идет о топонимике, мифологизации прошлого общности, ее “почвы” (территории, языка, культуры, религии, экономики).
Фаза осознания общности интересов. На этой фазе преимущественную роль начинают играют региональные политические элиты. Очень важно правильно манифестировать эти интересы.
Фаза формулирования стратегических задач, стоящих перед регионом, а иногда – и регионального идеала.
Фаза мобилизации ресурсов для совместного достижения стратегических задач.
Фаза консервации сформированной региональной идентичности. «Изобретение» региональных традиций.
VI. Механизмы формирования региональной идентичности Ульяновской области:
1. Использование механизма конструирования кризисной или оппозиционной региональной идентичности.
2. Идеологическая работа как механизм формирования региональной идентичности.
3. Образы, символика, мифологемы, идеологемы и коммуникационные слоганы как механизмы формирования региональной идентичности.
4. Особенности издательской политики как механизма формирования региональной идентичности. Необходимо определить прежние издания, которые следует переиздать. Сформировать концепцию многотомной истории Ульяновской области, определить круг источников и круг авторов, необходимых для её написания.
5. Медийные средства формирования идентичности. Основные параметры пиар-кампании на весь срок реализации Концепции.
6. Деятельностные механизмы формирования региональной идентичности: региональные традиции, массовые мероприятия и акции, поддержка представителей региона в соревнованиях, конкурсах, фестивалях.
7. Взаимодействие между местными сообществами как механизм формирования региональной идентичности.
VII. Субъекты формирования региональной идентичности Ульяновской области:
1. Роль органов государственной власти и местного самоуправления в формировании региональной идентичности.
2. Роль учреждений образования и культуры в формировании региональной идентичности.
3. Роль средств массовой информации в формировании региональной идентичности.
4. Роль институтов гражданского общества и бизнес-сообщества в формировании региональной идентичности.
5. Роль культурной, спортивной, духовной элиты и научного сообщества в формировании региональной идентичности.