Такой вывод можно сделать, изучив опубликованную расширенную статистику ГИБДД по итогам 2012 года. Согласно данным статистики, Ульяновская область лидирует по росту количества ДТП, связанных с плохим состоянием дорог. По сравнению с 2011 годом рост составил 71,6%, что больше, чем во всех остальных регионах России. Из-за плохих дорог в области в прошлом году происходило каждое четвертое ДТП, пострадало 728, а погибло 52 человека. В этом году ситуация не имеет тенденции к улучшению.

Цифры и рейтинг – http://ulgrad.ru/?page_id=97207

“А самого Ульяновска война и не коснулась, но я не сразу это поняла и

думала, что тут, верно, немцы похозяйничали.

Когда мы ехали на грузовике на улицу Рылеева 22, где было

наше будущее жилище, я впервые увидела отдаленные от центра улицы, и была

уверена, что вижу следы бомбежки… Я ехала в кабине грузовика, водитель был

совсем мальчишка, но объезжал феноменальные ямы и провалы в мостовой

удивительно ловко; я обернулась к нему и сказала: “Ну, видно, город не раз

бомбили, до сих пор следы остались!”; он долго ничего мне не отвечал, и я

подумала, что он обиделся… но он наконец ответил: “Нет, нет, тут и вообще

немец никогда не был”, -помолчал и добавил: “Бомбежки тоже не было”. Я

подумала, что лучше мне побольше молчать!”

Н.А.Кривошеина “Четыре трети моей жизни”.

Мы убедились в том, что ситуация не меняется, сравнивая по ряду критериев аварийность на дорогах области в январе-феврале нынешнего года с ситуацией в других регионах ПФО. В общих чертах наша методика повторяет методики рейтинга безопасности российских дорог, который ведет общественный центр «За безопасность российских дорог», что позволяет напрямую сравнивать полученные данные. В итоге на общероссийском фоне Ульяновская область опять выглядит бледно. Так, по количеству ДТП на 10000 жителей за два прошедших месяца 2013 года среди регионов ПФО мы уступаем лишь Чувашии. На общероссийском фоне дела обстоят не лучше — мы в самом низу таблицы.

Стоит отметить, что есть и позитивные сдвиги — тяжесть аварий значительно снизилась. Тут мы оказываемся в первой половине разнообразных списков, среди твердых хорошистов. То же касается и шансов попасть в аварию — по критерию количества ДТП на 1000 автомобилей Ульяновская область выглядить неплохо — на уровне Чувашии и Оренбургской области, немного ниже середины списка.

Составляя рейтинг и анализируя цифры, мы пришли к однозначному выводу — все зафиксированные цифрами явления взаимосвязаны. Вывод простой — дороги ухудшились настолько, что ездить по ним быстро стало попросту невозможно. Другого объяснения устойчивого снижения количества аварий с погибшими мы не видим. Ссылки на борьбу с пьянством за рулем тут не проходят, ведь аварий-то становится с каждым годом всё больше и больше!

А основу роста их количества составляют именно те аварии, которые вызваны отвратительным состоянием дорог. И тут мы действительно впереди всей России, Ульяновской области равных в ухудшении качества дорог нет.

Власти якобы решают проблему. Согласно областной целевой программе «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах», на областные дороги за это время должно быть потрачено почти 24 миллиарда. В результате этих вливаний доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, должна быть снижена до 50 процентов, а автомобильных дорог общего пользования местного значения до 70%. То есть 30% местных дорог и половина региональных трасс должны стать нормальными.

При этом первый этап («модернизация автомобильных дорог») должен был быть закончен в 2011 году. С 2012 года программой уже предполагается развитие сети дорог и инфраструктуры. Финансирование идет из созданного дорожного фонда.

Увы, но статистике радужная картина программы не соответствует — именно с 2011 года в области начался настоящий провал по росту количества ДТП из-за отвратительных дорог. Не удивительно. Раздел «Капитальный ремонт и ремонт дорог общего пользования,находящихся в неудовлетворительном состоянии» притаился в невзрачном разделе «Отдельные мероприятия в области дорожного хозяйства». Основная же часть документа посвящена реконструкции отдельных участков дорог.

Без сомнения все эти реконструкции нужны, документ составлен грамотно, видно что проводился реальный анализ. Но очевидно и другое — ситуация такова, что в первую очередь надо буквально спасать существующую дорожную сеть. Когда более 80% дорог в области не соответствуют никаким нормативам, а рост количества аварий из-за этого составляет более 70% в год, есть повод задуматься о том, а не чрезвычайная ли это ситуация? За год только из-за плохих дорог как таковых область теряет в виде раненых и убитых больше, чем потеряла за время войны в Афганистане. Есть о чем задуматься, не правда ли?

Проведем небольшой расчет. Программу развития системы дорожного хозяйства в нынешнем году запланировано финансировать практически в полном объеме. Это почти 2,5 миллиарда рублей. При этом на ремонт дорог вне конкретных проектных строчек из дорожного фонда планируется потратиться немногим меньше 380 миллионов. Из этих денег 150 миллионов направлены на ремонт тех дорог, где ходят школьные автобусы. Остальные строчки на строительство и модернизацию расписаны четко. В нынешнем году запланировано строительство дороги к поселку Цемзавод, завершение ремонта (реконструкции) трассы «Ульяновск-Самара», строительство небольшого мостика и ремонт дорог в Инзе. И это всё. На ремонт остальных дорог остаётся всего 214 миллионов без учета субсидий муниципалитетам. Для областной дорожной сети это капля в море.

Возникает логичный вопрос — а зачем тогда вообще нужен дорожный фонд, если большая часть денег из него расходуется на банальное содержание дорог, а федерального софинансирования с 2013 года уже нет и не будет?

Вопрос риторический, вывод же прост — дорог в области практически нет, и их не будет. Надеяться даже в пределах Ульяновска на что-то большее нежели ямочный ремонт, пломбы которого вылетают через пару дней, не приходится.

От редакции:

Ещё советский «Справочник производителя работ» говорит, что без проведения регулярного планового ремонта срок жизни дороги как инженерного сооружения не превышает в условиях нашего климата 20 лет. Эти 20 лет уже прошли, наступил дорожный коллапс. Через пару лет цивилизация окончательно отступит. Сначала от сел, где проезжими останутся только школьные маршруты, затем дойдет и до городов.

Но мы не сомневаемся, что решение будет найдено. Ульяновские власти всегда отличались повышенным уровнем креатива. Зимой можно будет передвигаться по снежку на санях, летом верхом по грунтовым тропам. По городу же немногие оставшиеся вполне походят и пешком.