28 марта на заседании Законодательного Собрания Уполномоченный по противодействию коррупции Александр Павлов представил депутатам сводный отчет о результатах участия государственных органов Ульяновской области в проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции в 2012 году.

– Три последних года Уполномоченный был основным соисполнителем областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области». Эта задача выполнена по большинству её целевых показателей и отмечена с положительной стороны в докладе Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, – отметил Александр Павлов.

В 2012 году Уполномоченным в рамках подготовки нового проекта областной программы противодействия коррупции на 2013-2015 годы совместно с московским Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства была создана многофакторная программа определения уровня коррупции, её методика пока тестируется.

Сейчас об уровне восприятия коррупции населением можно судить лишь по проведённому в 2012 году социологическому исследованию, в котором приняли участие 5,5 тысячи жителей Ульяновской области. Сравнивая результаты исследования с данными общероссийского опроса, проведённого Фондом общественного мнения, Александр Павлов констатировал, что доля ульяновцев, считающих уровень коррупции в Ульяновской области высоким и при этом растущим, почти в два раза ниже, чем в целом по России.

Если говорить о цифрах, в 2012 году Уполномоченным по противодействию коррупции было подготовлено 1264 заключения, проанализированы 1114 проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, из которых 150 имели коррупциогенные факторы, приводящие к формированию зон коррупционного риска, в связи с чем они направлялись на доработку и проходили анализ дважды.

В числе таких зон Александр Павлов назвал создание условий по реализации права преимущественного выкупа арендуемой государственной или муниципальной недвижимости и занижение её выкупной стоимости или завышение стоимости приобретаемого имущества, перевод земель из одной категории в другую вблизи населённых пунктов и развитой инженерной инфраструктуры после скупки их по дешевой цене и другие.

– В случае неустранения этих зон, в последующей практике правоприменения этих актов мы бы создали условия для дачи взяток в 100 проектах и возможную потерю 1 млрд. рублей в 49 проектах. Это характеризует, в том числе, финансовую эффективность нашей деятельности, – подчеркнул Александр Павлов.

Выявленные зоны коррупционного риска обобщаются в базу данных для исключения их повторного проявления.

– Считаю, что пока государство не создало действенного механизма возврата ему в бюджет растраченных и похищенных денежных средств, механизм профилактики хищений в виде антикоррупционного анализа для исключения возможности заниматься этим на законных основаниях будет оставаться самым действенным инструментом, – высказал свою позицию Уполномоченный.

Большое внимание в работе Уполномоченного по противодействию коррупции уделяется взаимодействию со Счётной палатой и министерством финансов Ульяновской области. Два года работает созданная по совместной со Счётной палатой инициативе комиссия по областным целевым программам, занимающаяся анализом обоснованности их концепции и сумм бюджетных заявок. Благодаря ее работе в 2012 году от сомнительных бюджетных заявок сберегли 1,2 млрд. рублей.

По результатам анализа, выявившего факты массового ухода виновных лиц от наказания за совершённые ими деяния, в сентябре прошлого года была создана специальная рабочая группа совместно со Счетной палатой и минфином региона по изучению материалов проведённых проверок контрольно-счётных органов и применению мер ответственности к виновным лицам. Ее инициатором также стал Уполномоченный по противодействию коррупции.

Также в прошлом году Уполномоченным по противодействию коррупции были получены и рассмотрены почти 130 сообщений о фактах коррупции, включая анонимные. Исполнительные органы получили 519 сообщений, муниципальные органы – 229. Уровень положительных решений колеблется от 70 до 90 % и во многом зависит от возможностей правоохранительных органов.

В числе главных задач на 2013 год Александр Павлов назвал обеспечение 100-процентного охвата антикоррупционной экспертизой всех поселенческих актов и сокращение доли проектов муниципальных нормативных правовых актов, возвращённых прокуратурой для устранения коррупциогенных признаков, с 5 – 6 % по итогам 2012 года до 1 – 2 % к 2015 году. По областным проектам в настоящее время эта цель уже достигнута.

С полным текстом доклада Уполномоченного по противодействию коррупции можно ознакомиться на сайте Законодательного Собрания в разделе «Деятельность», рубрика «Отчеты».