В конце мая текущего года в Ульяновске пройдет конференция действующих и потенциальных поставщиков “Ил-76: вчера, сегодня, завтра”. Основная ее задача – выработать единообразные подходы и стандарты к поставщикам, направленные на повышение эффективности их деятельности и снижение себестоимости финальной продукции – воздушного судна Ил-76МД-90А, и сформировать кооперацию для успешного серийного выпуска воздушного судна. О том, какой должна быть эта кооперация, “АвиаПорту” рассказал генеральный директор ЗАО “Авиастар-СП” Сергей Дементьев.
– Расскажите, сколько в кооперации поставщиков на сегодняшний день?
– Мы работаем по договоренности с подразделением “ОАК – транспортные самолеты”, и ответственность по поставке комплектующих лежит как на нас, так и на них. В компетенции ОАК-ТС – все, что касается новых конструкций, так или иначе связанных с изменением самолетных систем. Мы же берем на себя то, что не подлежит изменениям, как на старом, так и на новом самолете. На сегодняшний день в кооперации по поставкам участвуют уже 170 предприятий, 142 из них – под нашей ответственностью. И эта цифра будет расти.
– Для чего вы хотите создать настолько обширный пул поставщиков?
– В становлении продукта на начальном этапе очень большую роль играет ценовая политика. И очень важно найти поставщиков на рынке, которые будут конкурировать между собой, и предлагать наименьшую стоимость. При этом номенклатура изделий, по которой нам нужны поставщики, очень широка, начиная от заклепок и заканчивая двигателями.
– И многие уже проявили интерес к участию в проекте Ил-76МД-90А?
– Желающих действительно немало, но очень важно, чтобы желания потенциальных поставщиков совпадали с возможностями, что характерно далеко не для всех интересантов. Безусловно, мы не готовы отдавать производство комплектующих компаниям, у которых нет реальных компетенций в области. Поэтому у нас есть ряд требований. Производство должно быть современным, у поставщика должно быть желание вкладывать серьезные инвестиции в его развитие, предстоит пройти сложный путь по признанию авиационными властями качества выпускаемой продукции. Ну и не секрет, что вся продукция для Минобороны должна быть сертифицирована и одобрена военным ведомством.
– Таким образом, на конференции вы хотите донести эти тезисы до интересантов?
– Мы создали все условия для выхода на серийное производство воздушных судов. Осталось только желание поставщиков работать с нами в одной упряжке. Естественно, для того, чтобы производство на начальном этапе было более рентабельным, мы хотим отдать на аутсорсинг всю номенклатуру нами неосвоенную или для нас непрофильную.
-Вы говорите о сотрудничестве с поставщиками только на начальном этапе, или в ходе всего проекта?
Конечно, на протяжении всего проекта. От поставщиков мы отказываться не будем. Будущее развития, на мой взгляд, именно в аутсортинге.
– Какова, на ваш взгляд, будет география поставщиков?
– Главная цель – максимизировать производство комплектующих в Ульяновске, но, естественно, кооперация будет гораздо более широкой. Тем не менее, здесь, как я считаю, будет проводиться механообработка изделий, производиться авиатехническое имущество, резинотехническое изделия, пластмассовые изделия, композитные материалы… В принципе, здесь может изготавливаться и пилотажное навигационное оборудование. Предпосылки, по крайней мере, для этого есть.
– Как вы оцениваете готовность завода к серийному производству Ил-76МД-90А?
– На данный момент мы находимся на третьем этапе работы по программе. Мы создали ресурсный образец, потом летный, сейчас – выпуск опытной партии. Следующие шаги – установочная партия, и уже, собственно, серийное производство. Мы будем наращивать темпы таким образом, чтобы к 2017 году производить по 18 машин в год. Для того, чтобы добиться этого показателя, мы должны, кроме поиска поставщиков, произвести серьезную работу по снижению трудоемкости и увеличению производительности труда, а так же переобучить персонал.
– Как обстоит дело с освоением производства запчастей на существующий флот Ил-76?
– У нас уже есть заявки на запчасти от семи потребителей: свыше тысячи изделий, и я не исключаю, что список будет пополняться. Объем рынка серьезный – 700 машин в эксплуатации. В финансовом выражении – примерно 11 млрд рублей в год. На этот рынок нужно входить. Но беззатратно это не произойдет: нужно создавать оснастку, и если будет промашка с номенклатурой, то это принесет убыток. Сейчас мы изучаем спрос, однако принципиальное понимание проблемы есть, и на заводе формируется бюро, которое будет координировать конкретный вопрос запчастей для Ил-76.
– А другие программы, которые действуют на заводе?
– Самый сложный вопрос – программа Ту-204СМ. Сейчас два самолета на летных испытаниях, и если они подтвердят заявленные характеристики – заказы будут. По МС-21 мы находимся на этапе подготовки производства: нужно изготовить множество опытных образцов и агрегатов, оснастку. Но доля МС-21 в общем объеме производства завода будет составлять 5-10%. Еще одно направление нашей работы – установка интерьеров на Sukhoi Superjet 100. Эта работа не очень затратна, на один самолет мы тратим максимум 10-12 дней. В процентах от общего объема производства эти работы также незначительны.
– Какова ситуация с модернизацией Ан-124 “Руслан”?
– У нас контракт с Минобороны на модернизацию шести судов. В прошлом году мы передали заказчику первое, в этом году – еще одно. Два ВС будут готовы до конца текущего года, и еще два в 2014-м. В 2015 году мы закончим выполнять контракт, а дальнейшие перспективы будут зависеть от развития сотрудничества между Минобороны и ГП “Антонов”, головным разработчиком. Дело в том, что вся дальнейшая модернизация упирается в то, что ситуация с каждым годом ухудшается, и нужно в срочном порядке разработать новую типовую конструкцию Ан-124-100, которая позволит уйти от старых комплектующих. А это вопрос очень затратный, но решение принять нужно.
– Каким вы видите развитие “Авиастара” в дальнейшем?
– Это, конечно же, серийное производство модернизированных Ил-76. Объем до 2020 года – более 80 машин. В числе перспективных проектов, например, российско-индийский МТА, возможно возобновление производства “Русланов”. Кроме того, мы полностью поддерживаем планы ОАК по созданию на предприятиях центров компетенций. По плану корпорации, “Авиастар”, кроме основной компетенции по сборке самолетов, возьмет на себя бортовые кабельные сети, высокоресурсные трубопроводы, интерьерное производство, длинномерные панели обшивки фюзеляжа, крыла, а также люки и двери. Кроме того, мы хотели бы стать центром компетенций по отливкам из стали, алюминия, титана и магния.
– И как вы оцениваете загрузку завода на сегодняшний день и в перспективе?
– Уже с января мы начали прием людей. По программе, которая учитывает все перспективные проекты, количество сотрудников должно увеличиться более чем в два раза.
– Как вы намерены привлекать новые кадры?
– Мы активно сотрудничаем с университетами Ульяновска, Казани, Самары и Москвы, реализуя долгосрочные программы по приему персонала.
Для подготовки кадров мы создали ресурсный центр, где проводим обучение всех, начиная от рабочих, технологов, конструкторов и заканчивая руководителями. Созданы специальные учебные классы, где можно получить навыки работы с новым оборудованием.
Вторым шагом в реализации учебного процесса стало открытие на территории завода современного центра развития персонала. Цель учебного центра – подготовка основных рабочих по востребованным и узкоспециализированным специальностям.
Кроме того, мы делаем работу на заводе более привлекательной, с социальной точки зрения. Так “Авиастар-СП” запустил жилищную программу, благодаря которой заводчане могут приобрести собственное жилье на выгодных условиях. Правительство Ульяновской области снизило заводу налоговые ставки на землю и имущество, что позволило высвободить определенные денежные ресурсы для финансирования жилищной программы. А именно, в зависимости от приобретаемого жилья (1-, 2-, 3-комнатные квартиры) завод оплачивает за работника первоначальный взнос в размере до 150 тыс. рублей. Банк в свою очередь обеспечил для нас ставку, значительно ниже рыночной. Найден и надежный партнер в строительстве жилья – компания “Запад-2”, которая предоставляет существенные скидки сотрудникам “Авиастара” при покупке жилья. В ближайшее время мы планируем построить более 4 тыс. квартир.
Для молодых семей построен и Дом молодежи – это современное семейное общежитие. В комфортных квартирах проживают заводчане. Многие из них уже стали участниками жилищной программы и готовятся к переезду.
На заводе действует собственная корпоративная пенсионная программа. Участники программы при наступлении пенсионных оснований смогут получать дополнительную пенсию.
Кроме того, в вопросах обеспечения завода трудовыми ресурсами мы сотрудничаем с крупнейшим в России кадровым холдингом АНКОР, недавно вошедшим в состав Ульяновского авиационного кластера. Сформирована проектная команда, которая будет отвечать за практическую реализацию кадровых программ, ведется работа по формированию пула кандидатов, востребованных в рамках нашей производственной программы, рассматривается возможность релокации персонала из других регионов.
Думаю, что общими усилиями трудности по набору персонала мы преодолеем.