Дмитрий Ежов: В прошлую среду в прямом эфире Общественного регионального ТВ мы поговорили об экономике с генеральным директором УМЗ-2 Наири Чатиняном. Давно планировали, но получилось достаточно спонтанно. В ходе эфира собеседник дважды подчеркнул, что не собирается быть кандидатом в депутаты ЗСО, поэтому не следует воспринимать интервью как элемент предвыборного пиара. Это разговор о насущных проблемах страны и региона с человеком, которому не все равно и который действительно компетентен в вопросах экономики… Предлагаем ознакомиться со стенограммой.

– Наири, даже я, человек в вопросе экономики недостаточно компетентный, вижу, что ситуация много сложнее чем показывает ОРТ и это вызывает определенную тревогу. Что, собственно говоря, происходит, каков прогноз на ближайшее время, чем нам грозит вхождение в ВТО?..

– Сегодня в стране политика совершенно оторвалась от экономики. Она зажила какой-то своей жизнью в полном отключении от реального сектора, от той самой реальной повестки, о которой сейчас с болью начинают говорить.
Я говорю за свое: за промышленное производство, но то же самое и в сельском хозяйстве, финансах и т.д.
Сейчас мы все живем в потрясающе кривой реальности, причем чем дальше перемещается вектор времени, тем больше искривляется реальность. Поговорим на отвлеченную тему. Предлагаю начать с последнего решения «верховного» о строительстве высокоскоростных железных дорог. Эта история дает нам увидеть, что происходит в экономике. Буквально позавчера шла об этом речь, показывали очень красивую карту Москва – Казань, Москва – Анапа, Сочи и т.д. Например, на эту железную дорогу на участке Москва – Казань планируется потратить почти 950 миллиардов рублей. По сути, триллион гигантских денег!!! Хорошо, дорога появилась, хочу отметить, по ней курсируют немецкие проезда – это Siemens, а не наш «Сапсан»! Тут речь идет о миллиардах долларов – эти приводные поезда, высокоскоростные локомотивы в нашей стране делать не умеют. В итоге там 850 – 900 миллиардов и столько же километров (по одному миллиарду на километр пути). Будет «хорошо и красиво», размалеванные поезда…
Многие спросят, в чем смысл?! Его нет, как и обычного прагматизма. В итоге, мы получаем 1 триллион рублей, выброшенных на ветер, потому что тот самый пассажиропоток, который пытаются пустить по этим высокоскоростным магистралям, легко возьмет на себя маленькая авиакомпания.

– То есть элементарный расчет: что нам надо перевезти и какие мы тратим на это деньги?

– Да. Это называется – здравый смысл! А то, что предлагается – это дорога ради пиара. Страшно в России то, когда та самая область в политики скрещивается с областью экономики, к сожалению, она скрещивается в рамках пиара. Т.е. вот это все – гигантский ПИАР. И, опять же, к сожалению, это еще и отмыв гигантских денег. Вот, давай посчитаем: средний магистральный лайнер, который делали последний раз в Ульяновске и больше делать не будут, ТУ-204. Расстояние Москва – Казань, это его 150 – 200 пассажиров на борту, перевозимых классическим лоукостером (это авиакомпания с более низкими издержками), который всё пытаются в России в очередной раз создать.

– Например, авиаперевозчик «Авианова».
– Да. Заявляется, что в 2018 году билет будет стоить 800 рублей (или 20 евро). Мне с трудом в это верится, явно будет дороже. На сегодняшний день такова стоимость нормального предварительно приплаченного билета в Европе на лоукостер в среднем направлении.
Ульяновский самолет стоит 30-40 миллионов евро. Считаем. Получается, что на дорогу Москва – Казань государство выделяет 900 самолетов ТУ-204! Это практически весь авиапарк Российской Федерации (около 1000 самолетов, которые на сегодняшний день более или менее летают). Фактически весь новый авиапарк РФ, целая отрасль (это работающий авиакомплекс в Ульяновске, предприятия в Самаре, Казани, Воронеже, это и рабочие места, и наукоемкие производства и т.д.) можно поставить на одну чашу с покупкой нескольких поездов Siemens, о цене которых можно только догадываться.
Мне предлагали поучаствовать в проекте по изготовлению депо для обслуживания Сапсанов. Я не буду говорить цену этого депо, но она немаленькая. А для немецких поездов построить их надо будет десятки на миллиарды евро.
Оценим феноменальный идиотизм этой трассы, которая не решает транспортного вопроса. Она, в принципе, не решает никаких вопросов кроме усугубления экологической составляющей. Понимаешь, надо проложить абсолютно новую трассу с мостами, тоннелями, зоной отчуждения, обязательно огороженную с двух сторон. Поддерживать в наших неевропейских климатических условиях. И, опять же, вопрос – какой в этом смысл?!
– Масштабы абсурда.
Масштабы абсурдного абсурда. Причем давай подумаем, а какие налоговые преференции получит Российская Федерация от создания этой штуковины. Вместо того, чтобы создавать авиационную отрасль и делать лоукостеры прибыльными, мы занимаемся какой-то фигней, не иначе.
По опыту Европы, можно сказать, что весь смысл бизнеса на низкой рентабельности на больших оборотах перевозки пассажиров.
Можно производить инновацию аэропортов, но не то смехотворное, что произошло с нашим аэропортом. Хотя уезжать теперь гораздо приятнее. Но приятнее ли на 400 миллионов рублей, которые были потрачены на ремонт?! А в чем приятнее: в стеклянном фасаде и в том, что есть, где присесть, или в том, что почти ничего не вложили во взлетную полосу?!
Федеральный уровень, который задает тренд дикой абсурдности, когда во главе угла ставится не прибыль, потому что на сегодняшний день Российская Федерация не зарабатывает денег, она их проедает. Все, что можно сожрать, мы, как саранча, сжираем. Россия проедает нефть, она проедает газ, она проедает все экспортно-ликвидные материалы, которые у нас могут быть.
Вопрос возникает сам собой, а что мы будем делать дальше?
Представим, что Российская Федерация это хозяйствующий субъект, это ОАО. На чем мы зарабатываем деньги? Я, кроме экспорта энергоресурсов, ничего не вижу. На фоне феноменально рушащегося производственного сектора Российской Федерации.

– Что скажешь по поводу ВТО? Министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин активно воюет против вступления, причем его никто не заставляет этого делать. ТО есть региональный чиновник честно открыто в чем то идет даже против федерального курса. Кроме респекта самостоятельности и неравнодушию чиновника, мне это лишний раз говорит о том, что ВТО – это зло.
– Александру Викторовичу за это мое большое почтение. Человек, выходя за рамки корпоративного стандарта, говорит о том, что является правдой. ВТО сознательно рушит российское производство. Сейчас нет ни одной отрасли, которая не подвергается атаке со стороны ВТО. Возьмем, например, отрасль автомобилестроения. Осталось два года до отмены пошлин. Дай Бог мне оказаться неправым, но, например, в разрезе Ульяновской области мы и будем наблюдать, как мой любимый автозавод загнется. В новейших условиях он практически не имеет шансов на выживание.
– Сколько времени на жизнь ты ему насчитал в рамках новых условий и того технологического цикла, который задан? Сколько будет жить УАЗ?
– Я, как человек с пятнадцатилетним опытом работы в машиностроении, не имею права строить какие-то предположения, догадки, могу анализировать. Первая информация, которая меня напрягла, это то, что сам акционер вернулся к непосредственному управлению производством. Это произошло полгода назад. Управлять непосредственно своим активом без делегирования полномочий исполнительным директорам – это первый признак надвигающейся тучки, причем серьезной.
Второй признак – слухи о продаже или сдаче в аренду башни УАЗа.
Сегодня идет хаотичное нащупывание той самой нижней болотной кочки, на которую можно опереться, поэтому акционер и вернулся.
Я не хочу это говорить, но факты налицо: в существующей системе координат 3-4 года (максимум 5) осталось жить УАЗу и Засвияжскому району. Прямого государственного заказа у УАЗа уже нет. Это огромный автозавод с сотнями гектаров в центре города стоит намного меньше, чем земля под ним. УАЗ «Патриот» страшно отстал от любых мировых трендов в том числе и китайских. Хотя, машина эта хорошая, я ее люблю и уважаю, это рабочая лошадь, но она должна иметь конкурентную цену. Сейчас на китайский внедорожник Great Wall еще скинут цену, а это прямой конкурент «Патриота», и УАЗ будет совсем вне конкуренции со знаком минус. А превращение УАЗа в технологический парк, о чем не раз заявлялось – мол, машин не будет, но будет металлургия, инструментальное производство и еще что-то, – это бред. Я не спорю, у них хорошая металлургия, но она имеет смысл только в совокупности с автостроением.
– То есть вступление в ВТО негативно повлияло на УАЗ и на вас?
Всех шарахнуло по голове, в том числе и меня. Пошлины снижаются на все, а в итоге мы теряем рынки сбыта. По УАЗу чуть отложенный удар, потому что реально снижение таможенных пошлин на ввозные иностранные автомобили будет чуть позже. Планируется, в 2014-2015 гг. Но как только время придет, фактически цена китайских аналогов будет ниже, чем цена УАЗа. Хотелось бы сказать, что наши патриотично настроенные россияне скажут громкое «нет», но вряд ли. Опыт говорит об обратном – будем выбирать то, что дешевле. Хотя американцы, например, в рамках ВТО лет 20 назад развернули очень интересную маркетинговую программу, выпускали значки с надписью «Сделано с гордостью в США». И, как ни странно, метод сработал. Они патриоты. Их можно не любить, как я, но не уважать их невозможно.
– Этот базовый уровень национального самосознания, стерт подчистую, где то направленно, где то просто бездарно сдали главное, и разные кричалки типа «Оле-оле! Россия вперед!» его не заменят. У нас такое не сработает. Увы.
– Это вопрос национальной гордости и позиционирования себя в мире. Наших бьют! Посмотри, что происходит с поставками наших комплексов С-300 в Сирию. Приезжают какие-то… назовем их израильтяне, и говорят: «Мы не хотим, чтобы Россия поставляла комплексы С-300 Ирану». И мы начинаем лавировать, вместо того, чтобы сделать политический шаг и сказать: нас не интересует, что вы хотите. А С-300, кстати, непосредственно связаны с нашим первым ульяновским механическим заводом. Это вопрос нашего самосознания и позиционирования себя в мире. И он тоже в конечном итоге упирается в экономику, потому что если сегодня мы пойдем на поводу у Запада и не будем поставлять С-300 в Сирию, то все остальные потенциальные покупатели нашего оружия не захотят с нами сотрудничать. Если мы будем двигаться, а вернее скатываться заданным курсом, в том числе и в вопросах национального самосознания, а он касается макро-, и микро- экономики, то мы окажемся в глубочайшей заднице.
Кстати, еще две катастрофы ждет нас впереди с огромной дыркой в бюджете – Олимпиада и Чемпионат мира по футболу. Греция именно после своей олимпиады так и не смогла оправиться, те дырки в бюджете так и не залатались.
– А там другие были финансовые масштабы.
– В сотни раз меньше финансовые масштабы! Мало того, что нужно построить спортивный комплекс, их еще нужно содержать! А кто это будет делать – вот это большой вопрос. Текущее содержание бассейна требует в год десятков миллионов рублей. Нищий областной бюджет или нищий муниципальный бюджет – кто это будет делать?! Каждый объект, который построен должен нести здравый смысл в себе, бизнес-план! Российская Федерация как хозяйствующий субъект, Ульяновская область как хозяйствующий субъект – должны зарабатывать бабки. Бабки это не только кэш, они могут быть и в здоровье ульяновцев, и обеспечении ульяновцев доступным жильем, это же тоже капитал, в снижении уровня преступности, в чем угодно.
Смотри, с чем мы столкнулись на сегодняшний день в Ульяновской области. Изучаем дефицит ульяновской области. Возьмем пример, что Ульяновская область это семья Ежовых, а Сергей Морозов это глава семьи. Мы видим, что в 2008 году долг Ульяновской области 60 миллионов рублей, а в 2015 году Сергей Иванович увеличивает его до 15 миллиардов рублей!
– Как то раз обсуждали эту тему с Александром Майером. Не так все однозначно. Он говорил, что при этом у соседнего Татарстана долг 60 миллирдов и зачастую эти долги это просто инструмент заведения денег в регион. И, в том, числе показатель работы руководства. И я с этим согласен – в современной России не все так просто и линейно.
– Я уважаю Александра Александровича, толковый человек, гораздо больший практик в силу опыта и возраста, но он не имеет право сказать другие слова, потому что он в системе.
Давай посмотрим, а что же принесли эти 15 миллиардов, которые мы просто пульнем в воздух? Татарстан – это, например, если ты скажешь, что у семьи Ежовых долг перед банками миллион рублей, а у квартиры Чатинянов долг 3 миллиона рублей, поэтому нам еще есть куда расти, давайте еще возьмем! Смешно. Здесь то же самое, пример Татарстана совершенно не корректен.
Давай пересчитаем 15 миллиардов рублей на каждого жителя Ульяновской области. Каждый житель области на сегодняшний день, скажем спасибо Сергею Ивановичу и депутатам ЗСО, должен по 10 тысяч рублей, в 2015 году – по 12 тысяч. И не важно, что в Татарстане этот долг больше, важно, что мы с этими деньгами сделаем.
Скажи, что, как хозяйствующий субъект, область сделала, чтобы принести деньги в регион?
– Инвестиции, заводы.
– Какие?
– Бриджстоун, из последнего.
– Берем Бриджстоун. Восторг Морозова, корпорации развития все помнят. Этот завод будет производить шины. В России дефицит шин?!
– Экономка глобальна, если какие-то крупные значимые предприятие мирового уровня располагаются у нас, то это деньги, это рабочие места, это налоги…
– Не согласен с тобой. Ты, как консерватор, не должен ориентироваться на глобальную экономику…
– Да, но это не уровень компетенций областного руководства. Губернатор здесь тоже винтик большой машины. Тренд задает федеральная власть и мы просто принимаем эти правила игры.
– Российская Федерация должна сказать, что у нас есть 6-7-8 предприятий, которые производят весь спектр предлагаемых товаров. Например, «Камская шина». У нас есть целый город. Давайте поддерживать отечественного производителя. Если надо, можно и технологии купить. Шина все равно в ближайшие 50 лет меняться не будет.
– Да, но это Российская Федерация должна сказать… Согласись, что это не уровень региона.
– В общем, происходит то, что все крупные иностранные производители стараются выдавить свои производства из метрополий. Они переходят от рынка производства к рынку услуг и финансовому рынку, и приходят к выводу, что в Японии не нужно делать шины Бриджстоун, можно отдать их производство русским, пусть русские женщины рожают уродов рядом с шинным заводом. Это глобальный рынок и он диктует свои правила. Что от этого приобретения получает область: проблемы с экологией. Что еще?
– Рабочие места.
– Может, 500-600 человек всего лишь.
– Налоги.
– А сколько налогов?! Минимум. Они попадают почти под все программы инвестиционного проекта, огромный список преференций на 10-12 лет. Фактически они не платят региональную часть налога на прибыль, кучу мелких налогов, например, транспортный и т.д. Они платят только НДФЛ. Плюс к этому, область берет на себя затраты по их технологическим подключениям. Т.е. мы им свет, воду, газ, а они нам 800 рабочих мест! У нас разве негде работать в Ульяновской области?! В итоге, мы получили отвратительную экологию на 10 лет в Заволжском районе, 800 человек по 1000 долларов, налоговая прибыль 2 миллиона в месяц. Это стоило того?
Мы опять же можем говорить о пиар-составляющей. Ни одного подобного инвестиционного проекта в Ульяновской области на жизнь ульяновцев не повлияет. Слишком мал масштаб. Ребята, давайте УАЗ поддерживать, там 10 тысяч ульяновцев трудится. Давайте покупать технологии, давайте бить министерства, которые агитируют за нанотехнологии, давайте купим новый автомобильный проект.
– Как мы покупали ЗИЛ, ГАЗ, весь Сталинградский тракторный завод, ну и банально Жигули у Фиата.

– Нужно правильное использование огромных государственных финансовых средств.

– Как это Китай делает.

– Да. Государственное, либо частно-государственное партнерство. Китай это делает блестяще, он ворует технологии, он их покупает, он их перетаскивает. Китай для меня образец того, как государство должно относиться к производству. Бабки зарабатываются в производстве и все кризисы последних месяцев четко это показали. Финансовый рынок настолько гипертрофировался, что объем денежной массы не соответствует фактическому наполнению. Видишь, что с Кипром сделали? Мы должны понять, что ничего кроме производства не существует!

– Нет ничего реальнее этого дивана, этой лопаты, которая копает, этой земли, которую копают, этого завода, который уже много лет работает. Помнится, Сергей Глазьев, один из ключевых участников Изборского клуба, советник президента, предлагал закрыть напрочь саму возможность скупать наши активы зарубежным структурам. Они печатают деньги на своей типографии и покупают за них нашу землю, наши ресурсы, наше мясо и, в конце концов, нас через телевизор. Это и есть мировая финансовая система. Пузырь, который пожирает наше реальное.
– Да, за фантики! Вернемся к ВТО и воздействию на сельское хозяйство. Ты посмотри, вся страна орет, все животноводы высчитывают, сколько им осталось, кому полгода, а кому того меньше. Что с ними будет через 2-3 года?! Свиноводство, например. Спасибо людям, которые туда зашли. Создали огромный кластер по стране, затащили западные технологии. Так государство их гнусно мочит!!! Говорит: вы выращиваете по 90 рублей за 1 кг, а мы покупаем там за 54 рубля. Если сможешь вырастить за 54 рубля, тогда будет хорошо, если нет, то «умри»!
Опять вопрос глобализации. Получается, что мы первоклассника должны выпустить на ринг против Майка Тайсона и говорить ему, что он занимался 2 года и может победить. Это все чушь. Надо закрывать нашу страну куполом. Это делает Китай, Индонезия и наш главный геополитический враг, о котором никто не говорит сейчас – Турция. Она делает блестящие шаги в индустриализации. Она строит две атомные станции, причем очень хитро – одну Российскую, другую Европейскую; строят каскады ГЭС. Для чего Турции каскады ГЭС?! У них же туризм, они могли бы просто спать в сладкой турецкой неге, но у них индустриализация. Это Османская империя, которая стремительно возрождается. Мы видим возрождение великой Поднебесной империи, видим возрождение Османской империи, возрождение великой Персидской империи, потому что я считаю, что Иран возрождается именно в этом направлении. К сожалению, мы видим упадок Российской империи. Все, мы отыграли свой тайм.
– Мы видим нежелание и уже невозможность принимать стратегические решения. Нежелание видеть то, что под боком. На региональном примере – УАЗ, которому осталось 3-4 года.
– Ты видишь, что происходит. Вокруг все умирает, что связано с сельским хозяйством. Человек на земле деградирует, у него денег нет, он пьет, умирает. Раньше помнишь, продавали свежее молоко, а сейчас по дворам разведенный порошок возят. Сейчас даже коров не доят. 90% молока в сетевых магазинах это порошок. И на сегодняшний день стоит вопрос – это либо натуральный молочный порошок, либо это пластиковое порошковое молоко. Теперь именно так стоит вопрос о натуральности продукта. Коров нет, их уже самое время заносить в красную книгу, по крайней мере, в Ульяновской области.
– Но стада попадаются, только что плыли по Свияге – видели выпасы…
– Какие там стада. По 50-70 голов. Я помню, 50 тысяч голов было только в родном Тереньгульском районе. А сейчас 1,500 всего. Люди у власти не слышат, а может не хотят слышать, что катастрофа очень близка к нам. Наша страна глобально неконкурентоспособна. Если бы я был еврейским инвестором, который искал, куда пристроить деньги, я бы пустил их в производство. Я бы построился либо на юго-востоке Китая, либо в Турции, либо в Южной Америке, т.е. там, где затраты на отопление и электроэнергию минимальны. Мы в России имеем 8-месячный отопительный сезон, мы в принципе неконкурентоспособны. Все наши транспортные магистрали, о которых так долго и красиво говорят, в том числе скоростные дороги – это чушь. Потому что зимой эксплуатация высокоскоростных дорог это такие деньги, которых никогда в жизни не отбить ничем. Поэтому наша страна не может на равных конкурировать в глобальной либеральной экономике.
–Или глобализация или Россия.
– Именно. Либо мы сегодня говорим: ребята у нас есть нефть, газ, металлы, земля, лес, свое мясо, свои овощи и фрукты, свои заводы, самолеты, пароходы – мы существуем отдельно, производим свои самолеты, растим свою картошку и морковь… Либо нас не будет.
«Metro» и «Ашан» нужно закрыть! Там же все импортное! Сетевые магазины – проводники глобализации, импортной заразы! «Аквамолл» – это рассадник гадости! Там нет ни одного русского магазина. Молодежь тусуется там, видит иностранные псевдобутики, фастфуд, а я сварщиков не могу найти! Я приглашаю пацанов к себе на завод, обучаю их 4 месяца со стипендией в 10 тысяч, потом они становятся на простые операции с гарантированной зарплатой в 20 тысяч, а через несколько лет будут получать 30-40 тысяч! Ты думаешь, у меня очереди в отделе кадров? Нет! Они все в «фудкорте» работают, или охранниками в торговых центрах!
– Система ценностей, взращенная в последние годы, такова, что работать никто не хочет, хотят потреблять…
– 70-80% выпускников хотят стать чиновниками! Это что такое? А понятиям неоткуда взяться – если мы признаем, что слабы на внешней арене, если мы предаем своего крестьянина, своего рабочего, предаем национальные интересы России, то почему этот пацан должен рвать на себе рубашку ради страны?
Я ратую за возвращение системы ПТУ, где куче мальчишек и девчонок будут правильно вправляться мозги.
– Но мы не спасемся одними ПТУ. Это целая система, над которой надо работать.
– Сейчас есть такой тренд падения цены на электричество – почти в два раза упала цена на киловатт в час. Не от хорошей жизни, а за счет того, что его больше не покупают. Когда достигли дна и поняли, что образовался огромный переизбыток электроэнергии в Российской Федерации, снизили цену. То же самое произойдет и со страной: когда мы придем к пониманию, что можно изображать авиационную столицу, можно играть в пиар-проекты, но надо все-таки что-то делать руками. Тогда с огромными потерями мы будем возвращать все обратно. Есть люди, которым не все равно, которые хотят жить в Чердаклинском районе, в Шиловке, в Тереньге, а не в Швейцарии – приобретение недвижимости в Швейцарии – это плохой тренд. Полковник не имеет права бегать на поле боя, чтобы не сеять панику.
– Это синергетика. Там есть понятие аттрактор. Упрощая: шарик в кастрюле рано или поздно остановится. Аттрактор уже задан – вопрос времени. Чувство что ухнет масштабно. Все сыпется на глазах. Если честно я уже строю жизнь исходя из осознания этого.
– Хочу нам пожелать терпения, спасибо, что пригласил.
– И в завершение еще раз подчеркну, что Чатинян прямо сказал, что не идет в ЗСО.
– Можно выдохнуть (смеется). До свидания!