В редакцию «СК» продолжают поступать жалобы на резкий рост размера платы за горячую воду – в два раза и более. В управляющих компаниях происходящее объясняют тем, что региональное министерство экономики не утвердило тариф на ГВС, поэтому начисление платы производится «расчетным методом».

В июне, оплачивая «коммуналку» за май, жители проспекта Ленинского комсомола, 49 были поражены почти двукратным увеличением платы за горячую воду – вместо прежних 95 рублей за кубометр было выставлено 165,81 рубля за «куб». Обратившись в свою управляющую компанию ООО «РЭС», жильцы услышали ссылки на министерство экономики Ульяновской области.

В департаменте по регулированию цен и тарифов регионального минэкономики пояснили, что сейчас фиксированного тарифа на кубометр горячей воды нет, а есть компонентный тариф.

«В соответствии с Постановлением правительства РФ от 8.11.2012 года №1149 «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения), – говорится в ответе департамента на наш запрос. – Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, в открытой системе – из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель. Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию».

Такую методику расчета платы за ГВС сейчас и использует основной поставщик теплоресурсов в Ульяновске ОАО «Волжская ТГК». Энергомонополистов при этом не смущает то, что конечная цена горячей воды при этом возрастает на сумму от 30 до 100 процентов. Но законно ли это?

Говоря о том, что тарифа на кубометр горячей воды не существует как такового, чиновники департамента по меньшей мере лукавят. И в Постановлении правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, и в Постановлении правительства РФ от 6.05.2011 года №354 четко прописано, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению используется одна величина «рублей за кубический метр» ресурса. К этим документам отсылает и основополагающий в ЖКХ закон Жилищный кодекс РФ. Пункт 2 статьи 157 ЖК гласит: «Размер платы за коммунальные услуги… рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

В департаменте на это заявляют, что «Постановлением правительства №1149 Министерству регионального развития РФ было поручено внести изменения в Постановления правительства РФ №306 и №354». Но тут же признают, что «до настоящего времени такие изменения в соответствующие документы не внесены». А если поправки не внесены, почему ульяновские чиновники по указанию энергетиков берут на себя право устанавливать свой порядок начисления платы за горячую воду?

То, что «расчетные методы», которые применяет ВоТГК, – незаконная отсебятина, признали Ульяновская областная прокуратура, Засвияжский районный суд, Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань). Как уже сообщал «СК», при расчетах с ТСЖ, ЖСК, управляющими компаниями с осени 2012 года энергомонополист стал применять новые, повышенные, тарифы на «тепловую энергию для горячего водоснабжения» и на «химически очищенную воду». Это повлекло резкий рост платы за услугу. Всеми инстанциями действия ВоТГК были признаны незаконными, суды обязали сделать перерасчет платы за горячее водоснабжение, а УФАС наложило на компанию штраф в размере 8,29 миллиона рублей. Несмотря на это, история с тарифами на горячую воду в этом году повторяется вновь.

Получается, ни законы, ни власть, ни правоохранительные органы, ни суды коммунальщикам не указ?

Вадим Пилюков