ВИКТОРИЯ ЧЕРНЫШЕВА
Резиденты попали в паутину.
Площади первого пускового комплекса ульяновской портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) уже не вмещают всех действующих и потенциальных резидентов. В то же время на площади второй очереди ПОЭЗ ожидается еще больший спрос в связи с возможным расширением перечня допустимых видов деятельности.
2013 год стал для ПОЭЗ «Ульяновск — Восточный» в буквальном смысле прорывным. В конце апреля экспертный совет по портовым особым зонам Министерства экономического развития РФ одобрил бизнес-проект шестого по счету резидента ПОЭЗ — компании «Промтех — Ульяновск» (ЗАО), дочернего предприятия широкопрофильного холдинга «Промышленные технологии», специализирующегося на проектировании, производстве и послепродажном обслуживании бортовых кабельных сетей и электрифицированных систем летательных аппаратов. Одновременно была одобрена инициатива уже действующего резидента ПОЭЗ — «ААР Рус», который подал в Минэкономразвития РФ заявку на расширение сферы своей деятельности (компания намерена создать центр технического обслуживания и ремонта авиатехники). В итоге объем заявленных инвестиций в зону увеличится с 4,1 до 6,8 млрд рублей. «Появление нового инвестора и расширение проекта действующего резидента подчеркивает востребованность формата аэропортовой особой экономической зоны», — отметил гендиректор РосОЭЗ Михаил Трушко.
Проектирование инфраструктуры ПОЭЗ заканчивается, ее строительство начнется летом. Предполагается, что во второй половине года на стройку выйдут и резиденты. Запуск первого предприятия (складского комплекса «ААР Рус») запланирован на середину 2014 года.
«Перегрели» рынок
Между тем места на площадях первого пускового комплекса ПОЭЗ уже не хватает на действующих и потенциальных резидентов, о чем во время встречи 4 апреля сообщил президенту РФ Владимиру Путину губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
По словам губернатора, кроме действующих «еще 11 резидентов готовы в ближайшее время подписать инвестиционные соглашения». Минэкономразвития РФ уже готовит проект постановления правительства о формировании второго пускового комплекса ПОЭЗ (документ, разработанный по поручению президента, в стадии согласования). Его площадь составит 214 га (первая очередь зоны занимает 120 га). В общей сложности ПОЭЗ может быть расширена до 640 га.
«Фактически в первом пусковом комплексе 50 процентов земли сегодня занимают пять первых резидентов, еще 20 процентов — резиденты «в пути»: это компании, которые приняли решение прийти в ПОЭЗ и готовят бизнес-планы. По нашим оценкам, полностью заполним резидентами первый пусковой комплекс к 2016 году», — пояснил руководитель ульяновского филиала «ОЭЗ» Денис Барышников. Однако, по его словам, сегодня существует серьезный отложенный спрос на проект ПОЭЗ. За два года ульяновцы серьезно «перегрели» рынок: все ждут, когда продукт появится, начнется движение вперед — первые резиденты начнут строительство. После этого руководство портовой зоны прогнозирует серьезный поток бизнесов, приход которых сегодня, возможно, никто даже не прогнозирует.
«Помимо этого, уже сейчас есть как минимум четыре бизнеса, которые по профилю своей деятельности, конфигурации требуемых участков не вмещаются на территорию первого пускового комплекса. Кому-то не хватает рулежки, другим нужно размещение рядом с же-лезной дорогой. Есть ряд заявителей в области технического обслуживания воздушных судов, крупные проекты в области сборки самолетов региональной авиации. Нам уже не хватает земли», — отмечает господин Барышников.
Несмотря на то, что первый пусковой комплекс зоны планируется заполнить лишь через два с половиной года, работа по ее расширению началась уже сегодня. Шаг этот, в большей степени, вынужденный: как уже показала практика, федеральные проекты развиваются медленно, через большое количество процедур. «Пройдя этот путь однажды, мы будем двигаться на втором пусковом комплексе в два раза быстрее. Но даже с учетом этого, нам нужно это движение начинать уже сейчас. Чтобы к 2016 году у нас было не поле, а полностью готовая инфраструктура второго пускового комплекса. Это позволит сократить время принятия решения о приходе инвесторов на площадку», — считает руководитель ПОЭЗ.
Кстати, именно из-за затянутости в сроках один из резидентов — «Волга-Днепр Техникс Ульяновск» — перенесет свое строительство на второй пусковой комплекс. «Решение о приостановлении реализации нашего проекта принято президентом Группы компаний. Мы готовы вернуться к этому, когда увидим реальные действия со стороны администрации портовой зоны. Нам предложили отложить проект на 2-3 года, пересмотреть бизнес-план. Будем ждать, пока ПОЭЗ заработает», — пояснил главный инженер ГК «Волга-Днепр» Юрий Евдокимов.
Для освоения инфраструктуры второй очереди ПОЭЗ понадобится 6,9 млрд рублей. Половина от этой суммы пойдет на прокладку сетей, вторая — на строительство складских терминалов, индустриального парка, административно-делового центра. По словам господина Барышникова, строить площадки «браунфилд» для потенциальных инвесторов можно без риска: «Благодаря тому, что мы занимаемся узким направлением, бизнес-процессы, операции, как правило, однотипные, и помещения для них универсальные. Авиазавод выглядит как большой ангар со станками, стапелями и так далее. Таким образом, мы можем построить типовые производственные помещения для любого бизнеса, соответствующего нашему профилю».
В индустриальный парк планируется привлекать компании легких активов — которые предпочитают не «зарывать» средства в землю — арендуют площади, набирают персонал, формируют компетенцию и запускают бизнес (например, ремонтный). И если на территории первой пусковой зоны планируется разместить от 10 до 15 резидентов (в основном, это будут крупные бизнесы — авиазаводы, предприятия по техобслуживанию и ремонту воздушных судов), то вторая очередь сможет вместить примерно 30 компаний — в том числе, средние и малые бизнесы, которые полезны для индустриальных парков. Внутри них формируется больше добавленной стоимости, у них больше занятость, они более гибкие.
Кстати, в настоящий момент концепцию развития ОЭЗ пересматривают: в выборе резидентов упор планируется делать не на объем инвестиций, а на полезность бизнеса в цепочке добавленной стоимости.
Упор на полезность
Развитие ПОЭЗ идет по уникальному сценарию: ее основное отличие от других федеральных особых экономических зон — узкоотраслевое развитие внутри авиации. «Практически ни одна ОЭЗ в России таким образом не развивается. Как правило, на территории зон работают отдельно взятые предприятия, производящие определенную продукцию. Никакой внутренней кооперации между ними не существуют. А ведь именно благодаря ей формируется синергетический эффект», — поясняет господин Барышников.
Руководство ПОЭЗ привлекает в зону якорные виды бизнеса, которые могут потянуть нить кооперации. В приоритете проекты, которые сгенерируют приход поставщиков, субподрядчиков, чтобы сформировать длинную цепочку добавленной стоимости на территории региона, усилить качественные компетенции в данном виде деятельности, сократить издержки, в первую очередь, транзакционные, когда сокращается время производства и расходы на логистику. Таким образом, поиск идет по простому сценарию. «Критерием для принятия резидента в ПОЭЗ будет, полезен ли он компаниям, которые уже находятся в зоне, возьмет ли он что-то на аутсорсинг, либо наоборот, сгенерирует те или иные виды производственной кооперации, привлечет на территорию зоны дополнительные компании, которые также вписываются в наш профиль», — отмечает руководитель филиала «ОЭЗ».
«Для ПОЭЗ, как для любого кластера и особой экономической зоны, действительно очень важны стартовые проекты, якорные резиденты, которые задают направленность бизнесам, — считает глава аналитической службы, главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — В ПОЭЗ такую направленность сформировали резиденты, которые будут заниматься ТОиР и авиакомпонентами. Этот вектор сам по себе сгенерирует приход в портовую зону авиакомпаний, сформирует грузопоток, будет перетягивать к себе бизнес-проекты, связанные с диагностикой и ремонтом компонентов, блоков, которые используются в ремонте воздушных судов. Сегодня в России бизнеса по ремонту авиакомпонентов не то, чтобы не было вовсе. Но в основном восстанавливают аккумуляторы, колеса, тормоза, кислородные баллоны. Ремонт же электронных блоков, авиадвигателей практически не осуществляется. И появление такого рода предприятий было бы интересно и оправдано».
То же, на взгляд господина Пантелеева, касается и еще одного перспективного для ПОЭЗ направления — развития авиации общего назначения. После того, как появятся проекты по сборке самолетов малой вместимости, встанет вопрос создания для них центра техобслуживания, подготовки персонала, производства запчастей и так далее. Если учесть меры, которые предпринимает правительство РФ для развития сегмента частных перевозок, все это может дать на выходе хороший результат.
Как итог — зона становится привлекательной не столько благодаря базовым инфраструктурным продуктам — низкой стоимости земли, налоговым льготам, подключению к сетям и пр., сколько бизнес-среде, которая здесь формируется.
Яркий пример — шестой резидент ПОЭЗ — компания «Промтех — Ульяновск», которая вложит в проект 240 млн рублей. Выбор инвестором портовой зоны обусловлен, в том числе, возможностью реализовать проект в непосредственной близости к стартовому заказчику — «Авиастару-СП», что позволит снизить затраты на логистику и сократит время на решение вопросов взаимодействия. «Промтех — Ульяновск» будет производить авиационные бортовые кабельные сети для нужд всей Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), а также для ОАО «Вертолеты России» и ГК «Ростехнологии».
По мнению господина Барышникова, прогнозировать в ряде направлений, какие бизнесы придут в зону, легко: все проекты в области авиастроения долгосрочные: Мы четко понимаем, что будет, когда Superjet выйдет на большую серию — а это самолет, у которого порядка 80 процентов комплектующих иностранные. И заблаговременно ведем переговоры с иностранными поставщиками. Эффект масштаба позволит локализовать часть сервисов и бизнесов, связанных с производством этого самолета, в ПОЭЗ».
То же касается и перспектив сборки на «Авиастаре» модернизированных Ил-76 МД-90 А. После того, как компетенции будут наработаны, часть производств перенесут в ПОЭЗ — например, покраску самолетов. «Спектр-Авиа» пока справляется, но, учитывая перспективы, одного корпуса покрасочного производства будет мало.
Кластер в «паутине»
Заметим, на встрече с Владимиром Путиным 4 апреля у Сергея Морозова была еще одна просьба — расширить возможные виды деятельности ПОЭЗ, в частности — добавить к ним технико-внедренческую деятельность. «Это даст возможность еще более гибко подходить к формированию перечня резидентов и проектов», — замечает господин Пантелеев.
«Добро» на технико-внедренческую деятельность откроет перед зоной новые перспективы. «Уже сейчас есть предприятия, которые собираются производить самолеты. В рамках этого процесса необходимо большое количество НИОКР — на стадии проектирования самого завода, производства самолетов, проработки регламентов, процедур эксплуатации и так далее. Они уже подают заявки, но мы пока не можем их принять», — говорит господин Барышников.
Технико-внедренческая деятельность, обучение специалистов позволит собрать воедино все составляющие ульяновского авиакластера. Пока предприятия кооперируют друг с другом мало — есть лишь небольшая агломерация вокруг «Авиастара». А потому главная задача портовой зоны как площадки, формирующей среду для комфортного ведения бизнеса — привлечь в регион бизнесы, которые заполнят пустые ячейки и сформируют серьезные кооперационные взаимосвязи с уже существующими предприятиями. «Кластер формирует очень устойчивую экономическую систему. Это как паутина — если в ней порвать ряд нитей, она будет жить — в ней большое количество взаимосвязей, чего нет в вертикально интегрированных цепочках», — отмечает Денис Барышников.
От «супермаркета» до логистики
Будущее ПОЭЗ — это четыре блока концепций, в рамках которых руководство зоны формирует комплексные решения. «Столпами» первого блока являются предприятия, которые будут заниматься техническим обслуживанием и ремонтом, финальной сборкой воздушных судов, и производители авиакомпонентов. Все они тесно связаны друг с другом.
«Мы разработали концепцию «супермаркет ТОиР»: на одной площадке хотим собрать весь технологический процесс, от предпродажного обслуживания самолетов, установки интерьеров, покраски, техобслуживания, конвертации, до их утилизации. Как в супермаркете, здесь будет представлена вся «продуктовая» линейка — тяжелые, узкофюзеляжные воздушные суда, самолеты региональной и малой авиации, — поясняет руководитель филиала ОЭЗ. — Фактически, заказчик сможет получить здесь все виды сервисов. Такой «джентельменский набор», безусловно, привлекателен: большой выбор и отсутствие монополии позволит поддерживать достаточно низкий уровень цен. В России подобного центра нет. Думаю, что он может стать крупнейшим в Европе».
Второй блок — сегодняшний тренд: «композитная долина». На строящемся на площадях «Авиастар-СП» заводе «Аэрокомпозит» сегодня формируются лидерные компетенции. Когда предприятие выйдет на серийное производство, ряд поставщиков планирует локализировать свои бизнесы в ПОЭЗ. Но «композитная долина» не ограничится одним авиапромом: сегодня материалы с заданными свойствами применяются и в автомобильной промышленности, и в строительной индустрии. Авиастроение же в этом случае выступит отраслью, из которой пойдет трансфер технологий в смежные отрасли. А предприятия смогут «приземлиться», опять же, в ПОЭЗ.
Третье направление — на стыке авиации и остальных бизнесов — логистика. Ее планируется развивать на втором пусковом комплексе.
«В целом для логистики необходимо большое количество входящего и исходящего грузопотока. И развить это направление позволит находящаяся неподалеку промзона «Заволжье», — уточнил господин Барышников. — 10 лет назад сосредоточением дистрибьюции товаров была Москва, сейчас же центр платеже-способного спроса постепенно перемещается. Законы бизнеса подсказывают, что дистрибьюцию нужно делать из географического центра платежеспособного спроса. А им на данный момент является Поволжье. Ульяновск, хоть и не потребляет большое количество товаров, является центром Поволжья. Именно поэтому большое количество бизнесов, которые развиваются в сетевом формате, по принципу равноудаленности могут расположиться здесь».
Как таковая, логистика большой добавленной стоимости не несет. Но концентрация большого количества операций в одной точке формирует важное для бизнеса качество — быструю доступность к центрам потребления. Если в ПОЭЗ будет сформирован крупный логистический центр, способный предоставлять бизнесу услугу доставки любого товара на расстояние 500 километров в течение суток по земле или трех часов по воздуху, Ульяновская область станет настолько же привлекательной для размещения бизнеса, как сегодня территории вокруг Москвы.
«После того, как будет запущен грузопоток, быстрые логистические решения, можно будет не заниматься профильным отбором бизнесов — они сами будут приходить на этот продукт, — уверен руководитель ПОЭЗ. — Таким образом, четвертое направление развития зоны — это любой бизнес, который формирует большой грузопоток. При этом его профиль уже не авиационный: это, в первую очередь, товары массового спроса с большой частотой и объемами потребления.
Мы рассчитываем на то, что уже через пять лет Ульяновской области не нужно будет делать акцент на налоговые льготы, конкурировать по стандартным инвестиционным преференциям, которые дают инвесторам большинство регионов. У нас появится уникальный продукт — логистическое решение, конкуренции которому не будет».
Кстати
В ближайшие месяцы должен решиться еще один важный для ПОЭЗ вопрос — преобразование филиала ОЭЗ в дочернюю компанию ОАО «ОЭЗ» с участием правительства Ульяновской области и функциями управляющей компании портовой зоны. Как полагает господин Барышников, это даст возможность региону, непосредственно заинтересованному в эффективности работы зоны, принимать участие в управлении.

2013-07-26_092308

2013-07-26_092316