Как его достичь?
Некоторые размышления о нашем градостроении.
Архитектуру не зря называют каменной летописью времени. Все то, что строится сегодня на земле, имеет не только утилитарное значение. Пройдут годы, сменятся поколения, но строкой, вписанной в фолиант эпохи, останутся воплощенные в камень и бетон, стекло и металл, дома и театры, памятники и школы, стадионы и музеи – короче, все то, что создается сегодня, на наших глазах и для наших нужд. И – может быть – в большей степени, чем по другим приметам, будут судить наши потомки о нас, о наших талантах и способностях, о чувстве прекрасного, о мироощущении, наконец. Конечно же, это накладывает особую ответственность на тех, кто проектирует, строит и украшает любой город – в том числе и Ульяновск.
Но всегда ли мы помним об этом? Разрабатывая проекты новых кварталов и микрорайонов, вычерчивая контуры еще не существующих улиц и площадей, вытягивая полосы трасс и магистралей, ощущают ли зодчие наших дней в полной мере всю сложность и ответственность своей миссии? Не идут ли частенько путем примитивизма и сугубой утилитарности? Не лишены ли порой проекты и градостроительные решения творческой фантазии, оригинальности, соразмерности?
Кончено, градостроение нашего времени – это в определенной и довольно ощутимой степени – технологический процесс, поток, в котором свои, и порой жесткие условия диктуют экономическая целесообразность, пространственная ограниченность. Но означает ли это, что итогом наших усилий должны стать лишь серые дома-близнецы, унылые микрорайоны, “школярные” проспекты, убогие площади? Кончено, так быть не должно. И сейчас, в наши дни, архитекторы и строители, художники и дизайнеры имеют возможность создавать, следуя завету старых зодчих, – “как красота и мера скажут”.
Но всегда ли примечает глаз в уже содеянном эту самую “красоту и меру”, а говоря языком современным – пропорциональность, соразмерность, эстетическую и функциональную целесообразность? Увы, чаще мы примечаем стандарт, шаблон, скоропалительность. Старый Симбирск в последние десятилетия изменил свой облик – и часто не в лучшую сторону. Утрачены те архитектурные доминанты, которые, собственно, и придают любому городу “лица необщее выраженье”.
Чтобы проявить индивидуальность, надо ее, по меньшей мере, иметь. Мешает же, в частности, выявлению оных и отсутствие широких, открытых конкурсов на застройку или благоустройство микрорайона; на озеленение и украшение кварталов, оформление дворов.
В городском ансамбле нет мелочей, здесь все важно. Город – единый организм, созданный для жизни, труда, отдыха человека. Ему должно быть в нем уютно. И для него равно плохи и заросшие бурьяном пустыри, и кривые заборы, и испорченный современными непродуманными “усовершенствованиями” театр, и обвешанный рекламой жилой дом.
Часто приходится слышать: трудно соединить прошлое и настоящее, создать полноценный городской ансамбль с учетом особенностей архитектуры прошлого. Кончено, задача сложная. Но ведь, сколько здесь и заманчивых решений, открывающих простор для творчества! А между тем, о какой серьезной разработке этого градостроительного пласта может идти речь, если даже не проведена паспортизация старых зданий, практически ни государство, ни бизнес не занимаются реконструкцией и благоустройством старого фонда , ограничившись малевкой фасадов. А ведь обновив и облагородив “старый фонд” его можно с большей пользой эксплуатировать. Пока же- снос, очистка территории – новый “супермаркет”.
Ссылками на сложности, конечно же, не прикроешь отсутствие инициативы, разумного дерзания, поиска. Взять новый город на левобережье. Казалось бы – что может помешать созданию гармоничного, удобного для жизни людей комплекса? Как говорится, все началось с нуля, все возможности налицо. Твори, выдумывай, пробуй! А что “натворили”? Расселив сто тысяч человек в новых домах, градостроители не добились не только создания изящного, благоустроенного городского ансамбля – по сути дела не закончили даже ни одной улицы!
Бессистемность. До восхитительных оценок тут еще весьма далеко.
Большим упущением является и то, что при проектировании новых городских комплексов не учитывается природная среда, ее особенности. Месторасположение города, его топография открывает прекрасные возможности для углубленного архитектурного поиска. А привязка домов, кварталов, зданий различного назначения порой не продуманы, следуют шаблонным принципам “линейной” архитектуры. Иные зодчие чуть ли ни верхом доблести считают выстроить в затылок друг друга сотни домов – и “шеренга” готова! Но ведь городу нужен не строй, а стройность! А это – далеко не одно и то же.
Встает важная проблема: освоение присвияжского амфитеатра.
Это, по сути – второй “фасад” Ульяновска, да к тому же еще и выходящий на солнечную сторону – юго-запад. Каким ярким, оригинальным может стать район города, спускающийся полого к речной излучине! А между тем эта мысль еще отнюдь не стала стержневой даже в новом генплане города. Городской “перешеек” между Волгой и Свиягой все еще намерены использовать в первую очередь как “застроечную территорию” или транспортную артерию. Но почему, спрашивается, надо соединять южные и северные концы города обязательно через узкую “горловину” – прекраснейшую пойму, которой сам Бог велел стать парковой и рекреационной зоной?
Отсутствие оригинальных архитектурных решений, невысокий полет фантазии, стремление идти путями вчерашнего дня, повторять зады архитектурной мысли – вот главная беда. Неумение за мелочами увидеть главное. Запутанность в этих мелочах. Абсолютное отсутствие архитектурного влияния при застройке и благоустройстве промышленных зон. Забвение малых форм. Примитивный декор и убогое украшательство явно неудачных проектов – вот болезни сегодняшнего градостроения в Ульяновске.
Ульяновск – город высокий. Не только по месту на географической карте, но и по его положению в истории страны. И быть ему достойным своего высокого имени. Вопрос стоит только так.
И последнее. При благородном стремлении сделать наш город уютнее, благопристойнее, зеленее никак не обойтись без всестороннего обсуждения любого проекта, любой задумки. Увы! – этого пока не ощущается…
Жан Миндубаев