Власти Ульяновской области намерены запретить продажу аптечных настоек и косметических средств, содержащих более 70% этилового спирта. С такой инициативой выступил губернатор Сергей Морозов. Чиновники предполагают, что введение таких жестких мер по отношению к спиртовым суррогатам помогут в борьбе с алкоголизацией населения.

В неравной борьбе с алкогольными прилавками власти Ульяновской области пока проигрывают, хотя пакет антиалкогольных законов в регионе — один из самых жестких. Так, с 2008 года здесь нельзя торговать спиртными напитками крепче 15% с 8 вечера до 8 утра. А в 2011 году алкоголь запретили продавать в выходные и праздничные дни.

Антиалкогольные меры дали эффект, во многом противоположный ожидаемому: средний класс стал запасаться спиртным впрок, а молодежь и люди пенсионного возраста включили в свою потребительскую корзину различные аптечные и косметические средства, содержащие этиловый спирт. Спрос на спиртовые лосьоны для ухода за кожей лица, антимозольные жидкости и настойку боярышника резко возрос.

Теперь студенты и пенсионеры покупают алкоголь не в продовольственных магазинах, а в промтоварных. С 2011 года увеличился оборот спиртосодержащих средств и в аптеках. Так называемые фанфурики, или перчики, — 100-граммовые аптечные флаконы со спиртовой настойкой перца или боярышника — долгое время были настоящим хитом продаж, да и сейчас их популярность велика.

Ульяновские полицейские регулярно направляют владельцам аптек рекомендательные письма с просьбой отказаться от продаж «фанфуриков» или хотя бы требовать у покупателей рецепт. Это приносит результаты: во многих частных аптеках 100-граммовую упаковку настоек заменили на 25-граммовую, после чего спрос на них резко упал — «мини-перчики» стали не по карману лояльным потребителям. А государственные аптеки вообще отказались от продаж спиртовых настоек.

Мы добровольно отказались от продажи настоек, вызывающих нездоровый интерес у местных алкоголиков. Нам не нужно, чтобы они приходили к нам и пугали своим видом нормальных покупателей. Тем более, прибыль от продажи настоек копеечная и никаких серьезных финансовых потерь мы не понесли. Наши покупатели от этого тоже не пострадали. Если кому-то настойки были нужны для медицинских целей, они могут заменить их другой лекарственной формой. Например, тот же боярышник выпускается в виде таблеток для рассасывания.
Анна Ольхова, владелец аптечного киоска, SmartNews

Работа одной из аптек сети "Новая больница" в Екатеринбурге

Однако этиловая «косметика» по-прежнему хорошо продается в универмагах. Та же настойка боярышника появилась на прилавках магазинов в удобной 200-граммовой бутылочке под видом лосьона. Народ воспринял такой ребрендинг на ура.

Ни для кого не секрет, что под видом косметических средств продается дешевый суррогатный алкоголь, не подпадающий ни под какие нормы, контроль и регламент. Фактически его открытое существование на рынке — факт полного наплевательства на здоровье наших сограждан. Свободная продажа этой копеечной «косметики» ставит под вопрос весь комплекс мер по борьбе с алкоголизацией населения. Сейчас «перчики» свободно продаются в промтоварных магазинах и киосках — как в городе, так и в области. По факту ситуация доведена до абсурда: торговать копеечным суррогатным спиртным можно только в промтоварных магазинах. Тем самым все ограничения просто летят насмарку. Необходимо принятие регионального закона, введение дополнительных ограничений по этой группе товаров.
Дмитрий Ежов, политолог, ulpressa.ru

Сейчас в областном правительстве готовится новый пакет антиалкогольных мер. В частности, законотворцы предлагают полностью запретить спиртовую косметику и повысить штрафы для ее продавцов. Законодательное собрание Ульяновской области подготовило также проект закона о запрете энергетических напитков, содержащих этиловый спирт, о чем SmartNews уже сообщал.

Как полагают эксперты, новая мера закона направлена в основном на определенный контингент покупателей, в том числе хронических алкоголиков и бомжей, и оградит их от отравлений спиртовыми суррогатами.

Экспертное мнение
Борис Песков
главный врач Ульяновской областной наркологической больницы, SmartNews

— Я сторонник полного запрета на продажу косметических средств, содержащих высокий процент этилового спирта, — всевозможных лосьонов и «перчиков». Надо понимать, что их покупатели — это совершенно определенный контингент людей. Как правило, у них уже есть диагноз — алкоголизм. И вот они приходят в эти киоски и магазины, протягивают дрожащей рукой мелочь, которую наскребли, а потом попадают в больницы с отравлениями. Я не думаю, что на покупку суррогатного алкоголя их провоцирует запрет продавать крепкое спиртное в выходные и праздники. Нормальный человек просто не будет пить лосьон на основе боярышника и гостям своим тоже ничего подобного не предложит.

Еще более решительно настроен ульяновский губернатор Сергей Морозов. В борьбе за трезвость он готов пойти на самые радикальные меры: избавиться от торговых киосков полностью. «Больше защищать ларечный бизнес нельзя, — заявил он. — Не хотят выполнять обязательства перед законом — значит, мы не дадим вести им дело».

А тем временем легальная торговля спиртными напитками — в ульяновских универмагах и подпольная — в киосках продолжается. Прибыль от проданного алкоголя, особенно в выходные и праздничные дни, покрывает возможные штрафы. Сейчас для нарушителей областного «антиалкогольного» закона они составляют от 8 тыс. рублей для должностных лиц и от 80 тыс. рублей — для юридических. По сравнению с месячным оборотом торговой точки — пренебрежимо малая величина.

Справка SmartNews
По данным исследования, проведенного Департаментом программного планирования и оценки регулирующего воздействия министерства экономики Ульяновской области, алкоголь употребляют 64% ее жителей.

32% опрошенных выпивают, чтобы отвлечься от проблем, 28% — чтобы забыть о неустроенности и безработице. Для удовольствия употребляют спиртное лишь 27% жителей региона.

38% опрошенных уверены, что с введением антиалкогольных запретов правонарушений меньше не стало. Еще столько же посчитали, что количество «пьяных» преступлений снизилось. Более 30% респондентов не верят, что ограничения на продажу алкоголя заставят хоть кого-то бросить пить.

Алкоголиков не жалко: хотят люди пить и пусть пьют. Я против мер ограничения. Почему я должен страдать? Мне алкоголь нужен не так часто, но я постоянно должен помнить, во сколько и в какие дни могу купить его в магазине. Вот не было б запрета – и думать бы забыл, а так – помню постоянно. Мне кажется, что любые запреты рождают только постоянную мысленную сосредоточенность населения на проблеме и провоцируют судорожный поиск решения.
Владимир, 39 лет, mosaica.ru

Спиртовые настойки, которые без рецепта отпускаются в аптеке, очнень популярны у определенных слоев населения практически во всех российских регионах.

Видео

Видео — EktbTV