Обзор событий и прессы за 23-29 сентября

Прошедшие семь дней в информационном поле стали комментарием к событиям предыдущей недели. Вышло несколько отличных обзоров от профессиональных изданий и журналистов. Но на удивление откровенными были отдельные комментарии самых разных людей, в виду чего публичная дискуссия перешла с рационального уровня на уровень эмоций, а вместо норм права в ход пошла общественная мораль.

Эгоисты и закон
В понедельник губернатор Ульяновской области прокомментировал сложившуюся ситуацию вокруг строительства гостиницы «Мариотт» в парке Ульянова. Он отругал чиновников за то, что они делают из руководителей региона и города клоунов, а из инвесторов – злодеев с топорами. Сергей Морозов решил создать специальную комиссию с участием представителей общественности, чтобы ещё раз проверить законность разрешения возводить отель. В случае, если всё законно строительство продолжится. Если же выяснится, что чиновники подставили своего губернатора, они поплатятся и местом, и своими деньгами. Позже на неделе глава региона обмолвился между делом, что проект «обсуждали всё лето» и он сам лично принимал по итогам обсуждений решение о строительстве.

Порцию гнева получили и протестующие, которых Морозов назвал «эгоистичным народом», имея ввиду, что развитию города и области зачастую мешают конформизм и зависть меньшинства. Эту мысли, кстати, поддержал и Алексей Гаев – заместитель генерального директора КПД-2. Он высказался по поводу публичных жалоб на строительство новых домов со стороны жителей соседних строений. «Пока администрация города будет идти на поводу у жалобщиков, тормозить согласование документов и выдачу разрешений, проблема решена не будет… Избитая фраза про определенность в «правилах игры» как нельзя лучше отвечает потребностям строительного бизнеса», – считает Гаев, буквально повторяя тезис губернатора о том, что мы живём в правовом государстве и, следовательно, все должны одинаково подчиняться законам.

О верховенстве права на этой неделе говорили многие. В частности комментаторы из лагеря сторонников парка писали, что созданная губернатором комиссия не имеет никаких полномочий, её решения никак не влияют на ход строительства, следовательно, она является ещё одной фикцией, созданной для отвода глаз. Сама комиссия на первом заседании разделилась на три рабочие группы по направлениям, а её участники дали клятву, что не будут выкладывать полученные в ходе работы документы в свободный доступ. Роль правоведов на себя временно взяли блогер Камиль Багаутдинов и эколог Наталия Лазарева, публикуя городские документы о зелёных зонах и их правовом регулировании. В руки члена губернаторской комиссии Лазаревой попало даже заключение, сделанное для губернатора уволенным позже главным городским экологом Р.А. Богдановым. В нём говорится, что правовые коллизии не позволяют выдавать разрешительные документы на строительство «Мариотт».

Возможно, правы окажутся те из «эгоистов», кто отверг, как уловку, предложения властей на время разбирательств прекратить пикетирование стройплощадки. Все документы давно известны, а комиссия, похоже, примет решение в пользу отеля. Это еще острее поставит вопрос о форме протеста и выстраивании диалога. Ведь ничего противоправного манифестанты не делали.

Если темпы роста протестных настроений сохранятся, то скоро фронда просто не сможет разместиться у забора и вынуждена будет искать новые места для пикета. Городским властям уже сейчас нужно подумать, где можно без осложнения жизни горожан провести многолюдные митинги. Также необходимо срочно искать новые каналы переговоров. Комиссия, скорее всего, потерпит крах как согласительная площадка.

Общественная палата также потеряла доверие, распространив заявление Нины Дергуновой о недопущении нарушения регламента. В, кстати, о председателе палаты говорится как в третьем, так и в первом лице. Нина Владимировна как бы говорит от имени всей общественности, хотя часть общественности была возмущена тоном заявления.

Городская Дума вообще ушла в глубокое подполье. Кто будет посредником в переговорах с протестующими? Пока ни губернатор, ни глава города на прямой контакт с эгоистами не идут.

В ульяновской медицине – большие проблемы
Протестные настроения разогревает и ситуация в медицине. В конце недели появилась новость о том, что уволен главный врач травматологического центра (бывшая БСМП) Алексей Куринный, известный также как депутат областного Заксобрания. Причинами увольнения стали результаты проверки центра, которая началась вскоре после выборов в ЗС. Выяснялось, что центр практически недоступен для сельских жителей, ни один из его сотрудников не воспользовался возможностью пройти обучение в федеральных центрах травматологии и за рубежом, также врачи БСМП систематически направляют пациентов для приобретения расходных материалов у сторонних организаций на платной основе.

Лично к Куринному высказана одна претензия – «участились случаи отсутствия главного на врача на рабочем месте в рабочее время». Таким бюрократическим стилем областной минздрав озвучил недовольство властей участием главврача в оппозиционной деятельности. Хотя официально заявлено, что проверки пройдут во всех лечебных заведениях, а «подобные меры будут приняты в отношении каждого руководителя, пренебрегающего своими должностными обязанностями».

Было бы хорошо увидеть график проверок всех учреждений и перечень критериев, по которым оценивается работа главных врачей. Иначе увольнение квалифицированного врача в условиях дефицита медицинских кадров выглядит очень странным. Возможно, уже началась кампания оптимизации областного здравоохранения? И с этими планами было бы неплохо ознакомить широкую публику.

Все эти вопросы мы адресуем «новому» министру здравоохранения Валентине Карауловой. Информация о её назначении появилась в одной из газет. По нашим данным, Валентина Герасимовна будет совмещать должности зампреда правительства и министра, но возглавлять она будет не министерство здравоохранения, а объединённое ведомство, образованное из трёх министерств (медицина, социальная защита, физкультура и спорт). Мы уже высказывались о необдуманности такого слияния. Но пока всё же будем полагаться на профессионализм Карауловой. Пожелаем ей удачи в борьбе с ростом платных услуг, с недостатком расходных материалов и недоступностью качественной медицинской помощи. Будем внимательно следить за успехами.

Тема медицины станет одной из ключевых в ближайшее время, так как, рассказав о жалобах пациентов на все областные медучреждения, минздрав, фактически, высек сам себя.

От политики – к морали
Увольнение Куринного долгое время оставалось без комментариев. Сергей Красильников даже обвинил всю почтенную публику в трусости. Объектом нападок он выбрал заголовок статьи Вики Чернышевой, которая первой на высоком уровне сообщила о случившемся. Виктория, к её чести, во втором материале, вопреки политике «РГ», умудрилась справочно пояснить политическую суть увольнения и его связь с протестом вокруг «Мариотта».

Очень порадовал комментарий по поводу причин увольнения от Эрнеста Старателева, одного из политтехнологов губернаторского пула. Он откровенно заявил, что между Куринным и «областным начальством» были некие «договоренности». «Договоренности закончились, а больница лучше не стала. В чем смысл его сохранения на посту главного врача?» – пишет Старателев. Это заявление «из первых рук» подтверждает распространённость практики подкупа оппозиции со стороны областного правительства. И то, что всё происходящее – это, на самом деле, «месть за «Мариотт», за отказ от сделки с властью.

Бывший спичрайтер губернатора Алексей Осипов так прокомментировал увольнение Куринного: «Или ты профессионал по диплому, или – профи в политике». Комментатор поднял две проблемы, которые будут частью политической повестки в ближайшее время. Первая проблема – разделение депутатов на оплачиваемых и неоплачиваемых. Из учебников политологии такая система известна как способ социального отбора в политике. Бесплатное депутатство себе может позволить глава госкопорации, олигарх, директор школы и главврач, а вот рабочий, продавец, учитель и простой врач – нет.

Вторая проблема заключается в эскалации политической борьбы. Алексей Куринный уже дал комментарий, заявив, что намерен активно заняться политикой. В кулуарах он рассказывает и об объекте своей борьбы. Сергей Красильников даже хвалится тем, что первым из журналистов заявил о Куринном как о «безальтернативном едином лидере оппозиции на выборах губернатора».

У Куринного есть и социальная база. Очень интересный комментарий по этому поводу оставила некая Полина под статьёй Михаила Белого: «Я могу совершенно искренне написать, что в первые дни борьба шла только за деревья парка. Но постепенно вскрылось столько острых проблем, что остаться равнодушным уже просто невозможно… Теперь необходимо отстоять гораздо большие ценности».

О высших ценностях говорил на этой неделе и митрополит Прокл. После некоторой паузы и реакции на уровне патриархии местная церковь поддержала защитников парка. Прокл обратился к губернатору с просьбой сохранить деревья. Одним из аргументов стала связь основателя сети Marriott с сектой мормонов и уже имевший место конфликт строителей по поводу выбора площадки для отеля рядом с храмом в Тюмени. В ход пошли «чувства верующих», о которых так много говорят в последнее время.

В другом обращении к губернатору один из защитников парка, художник-иконописец Виталий Борисов пишет, что те, «кто уничтожает парк – уничтожают нашу Родину». «Я не допускаю мысли, дорогой Сергей Иванович, что Вы с ними!» – уверен общественник.

Сам губернатор заявил на ВГТРК, что многим защитникам парка платят за протест. Анонимные комментаторы даже называют суммы: «500 рублей за выход на “общественный сход”, 4 тысячи – ночь в палатке». Называется и сумма отступных, которую, якобы, требуют с «Мариотта» протестующие – 7-10 миллионов рублей. В кулуарах говорят даже о заговоре против губернатора. Евгений Супер, обозреватель портала «Однако», поддерживает версию заговора, но уже против всей России. Он пишет, что «протестные процессы» в Ульяновске захотят оседлать и будут это делать «принципиальные противники России как государства».

Все точки над i расставлены, моральный выбор есть у каждого, по какую сторону зелёного забора находиться лично.

Как закалялась культура
Почти незаметно на фоне политических событий прошёл третий международный культурный форум. Татьяна Ившина уже подвела итоги, поблагодарила всех организаторов и участников. Сделать из третьего конгресса статусное мероприятие получилось не очень. Обещанные федеральные звёзды – Мединский, Голодец, Мизулина – не приехали. Возможно, их напугали скандалы в Ульяновске, а, может, их график просто не совпадал с графиком форума.

Зато получились маленькие скандалы, связанные с мероприятием. Комментаторы отметили раскопки и грязь у железнодорожного вокзала, ремонт и выбитые окна в гостинице «Венец», а также разбомбленные дороги. Особенно удалась акция по размещению баннера напротив основной площадки приёма гостей. Пикантность момента заключалась в ошибке, допущенной кем-то из жителей культурной столицы. Ролик о том, как рабочие поспешно срывали плакат со слоганом «Культура нового покАления» обошёл все социальные сети. Министерство культуры обвинило в диверсии оппозиционера Сергея Герасимова, которого попросили помочь с баннером. На что сам Герасимов заявил, что макет для плаката верстался в региональном минкульте. Одним словом – «прачечная».

Споры вызвал и организованный правительством концерт Дмитрия Хворостовского. Сначала прошла информация о высокой стоимости билетов (4-6 тысяч рублей), несмотря на имеющееся бюджетное софинансирование. Получается, что бюджетные деньги выделены на увеселение состоятельных жителей Ульяновска, а не на культуру для всех. Затем появились и отклики о самом концерте, во время которого наш бомонд показал себя во всей красе: зрители фотографировали певца со вспышками и отвечали на телефонные звонки. Хворостовский дважды делал замечания ульяновцам и даже перепел одну из прерванных песен. Претензий к власти здесь уже не предъявишь – нужно говорить об общепринятых нормах и их принятии обществом, пишут комментаторы.

Выходит, что культурой, как и с моралью, у нас пока не всё ладно.

Ларьки-рестораны и маршрутки-шайтаны
Под стать нашему культурному уровню – наши рестораны и наш общественный транспорт. По итогам рейда, проведённого городскими властями совместно с Улпрессой, выяснилось, что ларьки, торгующие алкоголем, на самом деле не ларьки вовсе, а рестораны. Этот факт вызвал удивление не только у участника рейда Дмитрия Ежова, но и у председателя ассоциации рестораторов Марины Никитиной. Глава города Марина Беспалова в ответ предложила кардинальный выход из обнаруженной проблемы: она заявила, что скоро полностью избавит город от ларьков.

Другим врагом городских властей объявлены маршрутки. В прессе одна за другой стали появляться заметки об ужасах поездок в «газелях» и о безобразиях, творимых их водителями. Обсуждение этой темы вылилось в бичевание городских транспортников за отсутствие автобусов. Как обычно, сразу выявились сторонники запрета маршрутных такси «как класса», сторонники развития электротранспорта и поклонники автобусов. В защиту маршруток высказались немногие. Странным оказалось участие в дискуссии на стороне маршрутчиков правительственного советника Сергея Прозорова. Странность заключается в том, что и областная и городская власти давно мечтают избавить город от «газелек», но никак не могут победит неведомых лоббистов этого вида транспорта. Что мешает развивать муниципальные транспортные предприятия, не понятно. В качестве осязаемых результатов управления отраслью на этой неделе произошло два схода трамваев с рельсов: у остановки Речпорт и на мосту через Свиягу.

Пора заняться и обликом города и культурой перевозок. Только бы дороги восстановить после атаки на них самарской фирмы «СКМ». Документально подтвердились наши давние опасения, что проблемы ремонта возникают потому, что все деньги достаются только одному подрядчику, который не может организовать одновременный ремонт всех дорог и ползёт по ним со скоростью черепахи. Даже если здесь и нет коррупционной составляющей, то элементарная бездарность организации ремонта со стороны властей налицо. Не случайно теперь дороги станут новым «индивидуальным» показателем эффективности работы региональных властей, который будут отслеживать на федеральном уровне. Спасёт ли государственная организация, которую планируют создать, от воровства и безалаберности? Средств в бюджете всё равно уже не хватит.

Будущее непростых решений
На этой неделе высказанные нами опасения о существенных проблемах в бюджетной сфере прокомментировал сам глава правительства России Дмитрий Медведев. Он написал статью о том, что время простых решений прошло. Само название опуса поставило думающих людей в затруднения с пониманием сути обращения. А она проста: в стране всё ещё хуже, чем в мире, а в мире – кризис. Денег в бюджете нет, будем резать.

Медведев подтвердил сочинском форуме также установку на сокращение чиновников, дав указание сократить федеральных служащих, работающих в регионах. Из местной администрации пришла неподтверждённая пока информация о сокращении 20% работников в региональных органах власти. Планируются аналогичные сокращения также и в мэрии Ульяновска.

Публично теперь уже и губернатор области заговорил о снижении темпов экономического роста. Скоро, вероятно, он расскажет и о бюджетных проблемах. Пока же обнародована информация о том, что бюджет Ульяновска в 2014 году будет на 40% меньше, чем в 2013. Вероятно, это связано с перераспределением полномочий в пользу областного правительства, но, без сомнения, окажет влияние на распределение городской казны не в пользу горожан.

Непростые решения, судя по всему, – это не только решение, какую статью бюджета урезать, кого сократить и какие льготы убрать. Каждому в условиях кризиса придётся выбирать стратегию выживания.

По пояс в Сирии
И под конец – сводки с фронта. «Молодёжная газета» выдала статью о том, что наши десантники «томятся» вместе с крысами на БДК у берегов Сирии. Наши комментаторы не одобрили женские и журналистские «вопли» о тяготах службы. «Это служба. Если есть приказ в г**** по пояс сидеть сутками — значит так нужно!» – пишут улпрессовцы.

Относительно факта пребывания наших десантников в Средиземном море никакой новой информации не появилось. Минобороны официально подтвердило его ещё две недели назад, не называя конкретно подразделения, но перечисляя все десантные корабли. Добавим к этому только очень сильный комментарий президента Сирии Башара Асада.

В интервью ливанской газете «Аль-Ахбар», выражающей точку зрения шиитского движения «Хизбалла» сирийский лидер заявил, что гарантии России, данные ему в обмен на согласие на химическое разоружение, включали в себя участие российского военного контингента в отражении внешней агрессии против Сирии. «У нас есть полная гарантия России, что российские войска выступят на нашей стороне в любой войне, ведущейся против Сирии», – дословно заявил Асад.

Вот тебе и «миротворцы». Война и мир. Продолжение. Читайте прессу.